NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 03:35 ast
01:35 msk

Крутое пике
Кто должен ответить за долги "Эйр Казахстан"?
23.09.2002 / экономика

Александр СУХАНОВ, "Око", 20 сентября

Государство выкупает 50% акций авиакомпании "Эйр Казахстан" у "Казкоммерцбанка". Формально условия этой сделки выгодны государству и не очень выгодны банку, что, согласитесь, бывает редко. Однако нам стали известны обстоятельства, которые делают эти условия прямо противоположными.

Рожденный ползать летать сумеет

Государство решило предпринять новую попытку воскрешения компании "Эйр Казахстан", сделав из нее конкурентоспособного авиаперевозчика. Правительство намеревалось сделать это уже неоднократно. Менялись названия "национальных крыльев", приходили и уходили менеджеры. Но всякий раз в конечном итоге вместо "конкурентоспособного перевозчика" получался полубанкрот, способный ползать, но не летать.

Впрочем, теперь ситуация может действительно измениться, учитывая достаточно серьезные намерения кабинета министров и не менее серьезные инвестиционные вложения. В уставный капитал "Эйр Казахстан" будут переданы два самолета А-310, городской аэровокзал. Предполагается пролонгировать долги авиакомпании перед "Казаэронавигацией" и алматинским аэропортом. Плюс ко всему, к "Эйр Казахстан" присоединят компанию "Иртышавиа". Глава правительства пообещал и другие меры государственной поддержки авиационной отрасли Казахстана. В частности, субсидирование социальных маршрутов, привлечение кредитных средств для модернизации аэропортов, а также обновление авиапарка.

Так что при условии грамотного менеджмента у "Эйр Казахстан" есть неплохой шанс выкарабкаться из финансовой пропасти и прочно встать на ноги.

Но, несмотря на вроде как "хэппиэндовское завершение, в этой истории есть свой "скелет в шкафу": кто ответит по долгам "Эйр Казахстан"?

Банкиры прибыли боятся?

Половина акций "Эйр Казахстан" находилась (и пока еще находится) у "Казкоммерцбанка". Они попали в руки банкиров в 2000 году - в счет задолженности, которая сложилась у авиаторов перед банком еще с 1997 года. Теперь правительство эти акции будет выкупать. Оно заплатит за них 15 миллионов долларов. Хотя общий долг "Эйр Казахстан" перед "Казкоммерцем" - больше на 17 миллионов "зеленых", с учетом пени и штрафов. Тем не менее, банк получит лишь 15 миллионов (да и то не сразу, а на следующий год), а остальное авиаторам простит.

С виду сделка просто супервыгодная для государства. Оно получает государственную компанию, не обремененную долгами, сэкономив неплохую сумму. И, напротив, совсем уж невыгодна она для "Казкоммерцбанка", который и контроль над компанией теряет, и компенсацию получает неполную.

Управляющий директор ОАО "Казкоммерцбанк" Айдар Ахметов заявил буквально следующее: "За два года авиакомпания не вернула банку ни тиына ни в виде процентов, ни в виде основного долга, но мы намеренно пошли на это, чтобы поставить авиакомпанию на крыло".

Как говорится, нам хлеба не надо, работу давай. Вот ведь какие ценители воздуха управляют "Казкоммерцбанком"! Они готовы трудиться бесплатно, неся убытки, лишь бы самолеты бороздили просторы казахстанского неба.

И уж совсем необъяснимо выглядят мотивы сделки. Судите сами. Если верить шефам "Казкоммерцбанка", то участие банка в акционерном капитале "Эйр Казахстан" в течение двух лет позволило авиакомпании начать зарабатывать прибыль. За восемь месяцев нынешнего года она увеличилась в 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 1,164 млрд. тенге. Так зачем же банку добровольно, за каких-то 15 миллионов долларов, расставаться с таким перспективным предприятием, которое они "раскрутили"? Это противоречит политике самого банка, который стремится брать под свой контроль предприятия в различных отраслях экономики, даже в сельском хозяйстве.

И совсем непонятно, зачем на сделку пошло правительство. Если у компании действительно хорошо идут дела, и "Казкоммерцбанк" ею успешно управляет, зачем, спрашивается, выкупать акции?

Но если прояснить некоторые обстоятельства, то все становится на свои места.

Мертвая петля

Начать с того, что реальное положение "Эйр Казахстан" не так благополучно, как это представляют менеджеры из "Казкоммерца". Точнее сказать, совсем неблагополучно. А если еще точнее, то состояние бывшего национального авиаперевозчика можно охарактеризовать одним словом - банкрот. Долги авиакомпании составляют ни много, ни мало 100 миллионов долларов.

И государство могло, по идее, не спасать "Эйр Казахстан", а просто объявить процедуру банкротства. Конечно, это менее выгодно. Поскольку пришлось бы разом погашать всю огромную задолженность, безо всяких там отсрочек. Но вот вопрос - кому бы пришлось ее погашать?

Премьер-министр Имангали Тасмагамбетов, рассказывая представителям СМИ о выкупе акций "Эйр Казахстан", поведал одну весьма любопытную деталь. Дело в том, что в свое время "Казкоммерцбанк" должен был получить в управление и вторую половину акций "Эйр Казахстан". Правда, не напрямую, а через некую компанию "Эйр групп". Постановление об этом было подписано в бытность премьером К. Токаева. Однако эта компания уже на следующий день была... ликвидирована другим постановлением. То, как эти постановления появились, и почему всплыли лишь недавно, другая история.

Факт тот, что "Казкоммерцбанк" самостоятельно управлял "Эйр Казахстан", правительство туда не вмешивалось. А стало быть, должен нести ответственность за его долги. Поэтому в случае объявления авиакомпании банкротом, по счетам пришлось бы расплачиваться именно "Казкоммерцу". Но юридических оснований для его ответственности не оказалось. Поскольку передача акций от "Эйр групп" "Казкоммерцу" формально так и не была произведена. В результате последний не только не теряет 100 миллионов долларов, но еще и получает 15 миллионов (из бюджета). При этом обставляя ситуацию, как великодушное прощение долга. Поистине, фигура высшего пилотажа в исполнении банкиров!

Как видим, "невыгодная" банку и "выгодная" государству сделка на самом деле избавляет первый от ответственности и ложится тяжким бременем на второе, которое будет платить за все деньгами налогоплательщиков.

-----

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 сентября 2002 года N 1004 О некоторых вопросах закрытого акционерного общества "Эйр Казахстан"

В целях обеспечения эффективного руководства деятельностью национального перевозчика и обеспечения безопасности полетов, осуществляемых национальным перевозчиком, Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан в установленном порядке обеспечить заключение:
1) Соглашения между закрытым акционерным обществом "Эйр Казахстан" (далее - Общество) и республиканским государственным предприятием "Казаэронавигация" (далее - Предприятие) о пролонгации до 1 января 2011 года срока погашения задолженности Общества перед Предприятием по состоянию на 1 января 2002 года, предусмотрев в Соглашении:
исключение из суммы задолженности штрафов и пени;
освобождение Общества от начисления штрафов и пени;
предоставление Обществу льготного периода по погашению указанной задолженности сроком на 5 (пять) лет.
2) Соглашения между открытым акционерным обществом "Казкоммерцбанк" (далее - Банк) и Обществом, предусматривающим прощение долга Общества по всем ранее заключенным между Банком и Обществом кредитным соглашениям в размере 5402500000 (пять миллиардов четыреста два миллиона пятьсот тысяч) тенге, включая основной долг, вознаграждение (интерес), штрафы и пени.

2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан в установленном порядке применить меры принудительного взыскания задолженности Общества по налогам и другим обязательным платежам в бюджет путем принудительного выпуска дополнительной эмиссии акций Общества на сумму данной задолженности без применения мер по ограничению в распоряжении имуществом и реализации имущества Общества.

3. Принять предложение Банка:
1) о приобретении государством принадлежащих Банку 150000 (ста пятидесяти тысяч) акций Общества за 2390700000 (два миллиарда триста девяносто миллионов семьсот тысяч) тенге при условии заключения Соглашения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящего постановления;
2) о заключении между Банком и Комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан Договора доверительного управления акциями Общества в количестве 150000 (ста пятидесяти тысяч) штук, принадлежащих Банку, предусматривающего:
передачу государству 150000 (ста пятидесяти тысяч) акций Общества, принадлежащих Банку на праве собственности, в доверительное управление.

4. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции обеспечить в установленном порядке передачу Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан принадлежащего Предприятию здания аэровокзала, находящегося по адресу: город Алматы, проспект Жибек Жолы, дом N 111 (далее - здание аэровокзала).

5. Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан передать здание аэровокзала в установленном порядке в уставный капитал Общества в счет неоплаченной части его уставного капитала.

6. Министерству финансов Республики Казахстан обеспечить передачу в уставный капитал Общества двух воздушных судов А 310-300 (серийные номера 399 и 412).

7. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан в установленном порядке внести на Общее собрание акционеров решение о реорганизации Общества путем присоединения к нему открытого акционерного общества "Авиакомпания Иртыш - Авиа".

8. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Министерству финансов Республики Казахстан и Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции принять необходимые меры по исполнению настоящего постановления.

9. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2002 года N 601 "О создании закрытого акционерного общества "КазАвиаЛизинг" следующее изменение: пункт 2 исключить.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан И. Тасмагамбетов

-----

Причиной неудачи "Эйр Казахстан" стало противоречие между ожиданиями слишком быстрого развития компании и реальностью
Дмитрий КАРПОВ, "Панорама", 20 сентября

На этой неделе окончательно прояснилась дальнейшая судьба "Эйр Казахстана". Премьер Тасмагамбетов заявил на встрече с руководителями СМИ в понедельник о готовности правительства выкупить у Казкоммерцбанка 50-процентный пакет акций компании за $15 млн, которые предусматриваются в бюджете будущего года.

Г-н Тасмагамбетов определил и будущее теперь вновь стопроцентно государственной компании, которая будет сориентирована на внутренний рынок, и подтвердил также ее будущее слияние с другой государственной авиакомпанией - "ИртышАвиа", обладающей самолетами с большим техническим ресурсом, чем "Эйр Казахстан". Правительство также высказало намерение "очистить" авиакомпанию от долгов, которые она имеет помимо Казкоммерцбанка, главным образом перед бюджетом и государственной "Казаэронавигацией". Комментируя решение о выкупе, г-н Тасмагамбетов сказал, что альтернативой было бы банкротство компании, которое могло бы стоить около $100 млн. Опасность банкротства, которое к тому же вызывало бы стойкие ассоциации с банкротством "Казахстан Ауе Жолы" и появлением в свое время самого "Эйр Казахстана", была осознана правительством. Г-н Тасмагамбетов даже признал, что принятое предыдущим составом правительства решение о назначении "Эйр Астаны" национальным перевозчиком (пожалуйста, Панорама №43 за 2001 год), "было ошибочным". По его мнению, "государство приняло ряд мер, которые привели к ухудшению ситуации на авиарынке, то есть мы создали "Эйр Астану", отдали этой компании самые лакомые кусочки, имеются в виду маршруты "Астана - Алматы, Москва и прочие". По словам Премьера, решение правительства взять на себя заботу об "Эйр Казахстан" и не допустить ее банкротства было продиктовано стремлением поддержать репутацию страны. Премьер даже сказал: "Это будут имиджевые дела".

Г-н Тасмагамбетов также сообщил, что государство продолжит субсидировать некоторые авиаперевозки, будет привлекать кредиты для модернизации аэропортов, а также содействовать обновлению парка самолетов. "Мы тоже взрослеем и понимаем, что без господдержки такая отрасль, как авиация, существовать не может", - сказал он, напомнив о банкротстве крупнейших мировых авиакомпаний после событий 11 сентября 2001 года. Комментируя ситуацию в компании, г-н Тасмагамбетов сказал, что финансовая ситуация складывалась 2 года назад "крайне тревожно", и правительство было вынуждено предпринимать какие-то действия, однако меры прошлого Кабинета вызывают некоторое удивление. Премьер намекнул, в частности, на определенную неблаговидность принятых решений, когда одновременно с конвертацией долгов Казкоммерцбанку в 50% акций правительство создало госкомпанию "Эйр Казахстан Групп", которая должна была передать другие 50% акций банку в управление. "Эйр Казахстан групп", однако, была ликвидирована следующим правительственным постановлением в тот же день, что создало продолжавшуюся длительное время ситуацию неопределенности с госпакетом и общими перспективами.

"Лакомые кусочки" в виде международных рейсов достанутся все же "Эйр Астане", компании, созданной Казахстаном на паритетных началах с ВАЕ Systems, которая начала с понедельника летать в Москву вместо "Эйр Казахстан".

Управляющий директор Казкоммерцбанка Айдар Ахметов в интервью "Рейтеру" "приветствовал решение правительства о выкупе акций", отметив, что "судьба компании наконец-то определилась". Говоря о задолженности компании, г-н Ахметов оценил ее в сумму около $30 млн, добавив, что по всем долгам "Эйр Казахстан" создал 100-процентные провизии. Активы компании, находящиеся на балансе банка, также оценены по нулевой стоимости. Сделка между банком и правительством будет состоять из 2 частей - передачи акций правительству, что может произойти уже в этом году, и списании задолженности перед банком после того, как правительство оплатит получаемый назад 50-процентный пакет. "Рейтер" приводит также слова банкира о том, что решение правительства о присоединении к компании "ИртышАвиа" правильно и что возможным следующим шагом могло бы быть объединение авиакомпании с "Эйр Астаной". По мнению г-на Ахметова, "было бы правильно осуществить это через 2-3-4 года. Логичным результатом было бы создание большой и прибыльной государственной авиакомпании, которая осуществляла бы как пассажирские, так и грузовые перевозки".

Очевидно, что принятые решения позволили избежать самого скверного исхода, связанного с новым банкротством национального авиаперевозчика, после которого доверие к Казахстану в авиационной сфере было бы окончательно подорвано. Правительство нашло относительно цивилизованную формулу разрешения противоречий, создав редкий прецедент, заложив деньги на выкуп акций в бюджет, и гарантировало определенный период стабильности "Эйр Казахстану". Очевидно, что после того, как было принято решение о появлении "Эйр Астаны", и особенно после принятия решения о передаче новой авиакомпании наиболее привлекательных маршрутов без какой-либо конкурсности и конкуренции, в результате которой побеждал бы сильнейший, который должен был бы вкладывать для этого средства, лучших альтернатив принятому решению просто не осталось, поскольку невозможно представить себе частного инвестора, который согласился бы вкладываться в "Эйр Казахстан" при фаворитизме другой компании и отсутствии хоть сколько-нибудь ясных правил игры. Авиационная отрасль сама по себе является одной из самых низкодоходных в смысле отдачи на вложенный капитал, и привлеченных частных инвесторов необходимо беречь как "зеницу ока". Более того, даже после принятого решения будущее "Эйр Казахстана", как самостоятельной структуры, работающей только за счет внутреннего рынка, не выглядит безоблачным, несмотря на обещанный протекционизм и улучшение экономической ситуации. Вопрос о том, будет ли компания, несмотря на списание долгов, через несколько лет достаточно перспективным партнером для слияния и не придется ли ее спасать вновь, остается неопределенным. Очевидно, что государство вряд ли сможет субсидировать развитие компании напрямую, а ресурсы только внутреннего рынка вряд ли достаточны для обновления самолетного парка. Период в истории "Эйр Казахстан", когда она была авиакомпанией №1, завершился, и, анализируя то, почему правительству пришлось в очередной раз спасать национального авиаперевозчика, можно прийти к выводу, что причиной неудачи стало противоречие между ожиданиями слишком быстрого развития компании и реальной ситуацией. Желание властей из соображений престижа иметь столь же динамично развивающуюся авиакомпанию, как "Узбекские авиалинии" или Аэрофлот (одну из немногих компаний, на которую не слишком подействовало 11 сентября и которая завершила прошлый год с прибылью в $20 млн, при этом проводя реструктуризацию отрасли, отделяя от авиакомпании аэропорты и систему аэронавигации и не консолидируя финансовые потоки и так не слишком емкого внутреннего рынка, и отказ от прямого госфинансирования покупки новых самолетов, как это происходило в Узбекистане), сослужило дурную службу. Философия "расти вместе с рынком" оказалась неприемлемой. Возможно, одним из самых неудачных решений стал лизинг самолетов А-310 в начале 1999 года (которые обходились авиакомпании в 2-2,5 раза дороже, чем "Боинги"), осуществленный из сверхоптимистического прогноза развития рынка и желания показать стремительность роста компании, быстро осваивающей новые авиасуда. Для столь быстрого развития в тот момент, однако, не было серьезных предпосылок.

"Эйр Астана", получившая серьезного партнера, коммерчески рентабельные рейсы, самолеты на более выгодных условиях, внешне имеет гораздо лучшие шансы стать тем, чем не смог стать "Эйр Казахстан".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рейтинг бизнес-деятелей и топ-менеджеров Казахстана за сентябрь 30.09.2002
У Метте появилось черное золото 30.09.2002
Крепнет тенге, растет доверие 30.09.2002
Кто будет греть руки этой зимой? 30.09.2002
Важнейший из приоритетов 30.09.2002
Нефтяные новости 30.09.2002
Озаренные культурой 29.09.2002
Неучтенные траты россиян - $100 млрд 28.09.2002
Торговать выгоднее, чем воевать 28.09.2002
Рейтинг пошел в гору 28.09.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz