Александр Тутушкин, "Ведомости", 30 сентября
Михаил Ходорковский уже близок к цели, ради которой он в 1998 г. почти объединил свою компанию с "Сибнефтью", - добывать больше 100 млн т нефти в год. Теперь главная проблема для "ЮКОСа" - куда девать добытое - будет решаться с помощью строительства новой инфраструктуры и внедрения на новые рынки.
"Потребление нефти в России не растет, поэтому мы должны вступать в жесткую конкурентную борьбу за международные рынки", - заявил председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский на расширенном заседании правления компании в Вильнюсе.
По предположению президента "ЮКОС-ЭП" Юрия Бейлина, в 2006 - 2007 гг. компания может добывать уже 130 млн т нефти (в этом году ожидается 70 млн т) и поддерживать этот уровень в течение 20 лет. "Если удастся эффективно сбывать всю добываемую нефть", - уточнил Бейлин.
Ключевыми рынками сбыта в "ЮКОСе" считают США, Европу и Китай. По словам вице-президента "ЮКОС-РМ" Михаила Брудно, для завоевания этих рынков надо обеспечить инфраструктуру (трубопроводы, перевалку, возможно, переработку) и долгосрочное партнерство с потребителями. "Для этого, возможно, придется приобретать доли в НПЗ и участвовать в их реконструкции, чтобы увеличить переработку российской нефти Urals", - сказал он.
По словам Брудно, ключевым звеном для увеличения континентальных поставок в Европу будет словацкая нефтепроводная компания Transpetrol, приобретенная в конце прошлого года. Магистрали Transpetrol соединяют украинскую часть нефтепровода "Дружба" с Чехией, Венгрией и Хорватией. Они будут использованы в проекте "Дружба - Адрия" по поставкам 5 млн т нефти в хорватский порт Омишаль, откуда сырье супертанкерами может доставляться в США. Система Transpetrol также имеет выход на чешский трубопровод Mera, построенный для поставок сырья из порта Триест. "Мы можем реверсировать эту трубу и снабжать по ней три НПЗ в Южной Германии. С чешскими коллегами мы уже проводим консультации и находим взаимопонимание", - говорит Брудно. Третья возможность, которую открывает Transpetrol, - это поставки на расположенный близ Вены нефтеперерабатывающий завод компании ОMV. От словацкой трубы до Вены всего 40 км. Как говорит вице-президент "ЮКОС-РМ", его компания уже начала консультации с ОMV, но процесс идет медленно, поскольку это государственная компания.
Загоревшись идеей поставлять нефть в США, "ЮКОС" теперь поддерживает план "ЛУКОЙЛа" построить нефтяной терминал в Мурманске и протянуть до него трубопровод. По словам Брудно, трубу следует проложить из Западной Сибири через Тимано-Печору, где работает "ЛУКОЙЛ". Протяженность трубопровода составит немногим более 3000 км, мощность - 50 млн т нефти в год, необходимые инвестиции - $4 млрд. Этот проект, как считают в "ЮКОСе", можно реализовать в течение пяти лет.
Если все эти планы будут выполнены, компания надеется к 2010 г. добывать 130 млн т нефти и распределять их следующим образом: 30 млн т - переработка в России, 20 млн т - по нефтепроводу в Китай, 45 млн т - по системе "Транснефти" в Западную Европу и 35 млн т - через Мурманск в США.
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров считает, что заявленный "ЮКОСом" рост добычи вполне реален. Согласен он и с тем, что единственным сдерживающим фактором является сбыт. "Российские компании торопятся с захватом рынков: вот-вот появится большая каспийская нефть, а Ирак в случае удара со стороны США превратится в крупного и лояльного к Западу поставщика", - говорит эксперт. Вместе с тем он отмечает и политическую составляющую заявлений "ЮКОСа", связывая ее с предстоящим энергетическим саммитом в США. "Впервые идею строительства мурманского терминала для поставок в США озвучил вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун, и было это накануне встречи президентов Путина и Буша", - напоминает Нестеров. |