NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 18:00 ast
16:00 msk

Предполагаемая рыночная цена земли будет колебаться от Т1 тыс. до Т100 тыс. за гектар
КИСИ разработал стратегию государственной поддержки отечественных производителей агропродовольственного сектора
05.10.2002 / экономика

Г.А.КУРГАНБАЕВА, заведующая отделом геоглобалистики и экономической безопасности КИСИ,
Г.А.КУАНОВА, старший научный сотрудник отдела геоглобалистики и экономической безопасности КИСИ.
"Панорама", 4 октября

Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК инициировал проведение крупного проекта "Государственная поддержка отечественных производителей агропродовольственного сектора Республики Казахстан". В его рамках 16 октября 2002 г. состоится конференция "Стратегия государственной поддержки отечественных производителей агропродовольственного сектора Республики Казахстан".

Агропродовольственный сектор представляет собой одну из основных воспроизводственных отраслей экономики республики, в нем производится около трети национального дохода. Свидетельством значительного потенциала аграрного сектора является значительный объем сельскохозяйственных угодий, общая площадь которых составляет на сегодня 223 млн гектаров, в том числе пашни - 21 млн гектаров (в расчете на одного жителя страны приходится почти по 1,5 гектара пашни). Кроме того, в республике развито животноводство (особенно овцеводство) и растениеводство. Из Казахстана экспортируются зерно и хлопок, мясо и шерсть, кожевенное сырье, панты и другие виды сельскохозяйственной продукции.

Около 45% населения проживает в сельской местности, что представляет собой огромный трудовой потенциал. Однако, по данным статистики, всего 9,4% населения работают в сельском хозяйстве. Обеспечение занятости в сельской местности способствовало бы снижению уровня безработицы, сокращению бедности.

Эффективное использование возможностей, имеющихся в сельском хозяйстве, позволит экономике Казахстана более быстрыми темпами развиваться и интегрироваться в мировое хозяйство.

В связи с этим проведение активной аграрной политики в рамках общегосударственных экономических реформ явилось важным обстоятельством, определившим необходимость реформирования сельскохозяйственной отрасли. К числу позитивных тенденций в развитии агропродовольственного сектора можно отнести следующее:

1. Активное развитие многоукладной экономики в сельском хозяйстве, значительное увеличение доли субъектов агробизнеса.

Меры, направленные на реформирование аграрного сектора, способствовали тому, что был достигнут активный рост числа отечественных предприятий - производителей продовольственных товаров. Создана новая структура, основанная на многообразии форм собственности. Большая часть существовавших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий была преобразована в новые организационные формы (акционерные общества и товарищества, производственные кооперативы, фермерские хозяйства, государственные предприятия). На сегодняшний день производителями сельскохозяйственной продукции являются: предприятия сельского хозяйства, фермерские (крестьянские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, производственные кооперативы. В 1990 году было зарегистрировано 4918 сельхозформирований всех форм хозяйствования (из них государственных - 2223), тогда как к 1995 году их число увеличилось в 7,4 раза и составило 36 285 единиц (в том числе государственных - 1405). По состоянию на 01.01.2001 г. зарегистрировано 3306 предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, в том числе 98 крупных и 298 - средних.

Имеющийся потенциал пищевой промышленности страны практически полностью может удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания.

2. Создание ресурсной базы для развития новой аграрной структуры.

В 1998 г. коэффициент обновления основных фондов сельскохозяйственного назначения составил 2,2% (в целом в промышленности - 7,8%, в обрабатывающей - 7,3%), коэффициент выбытия основных средств - 9,1% (1,6% и 1,8% соответственно). В 1999 г. данный коэффициент повысился и достиг 2,6%, в то время как коэффициент выбытия фондов сократился вдвое, составив 5,9%. В 2000 г. произошел качественный скачок в обновлении производственных фондов. Так, например, этот показатель превысил в 4,2 раза аналогичный показатель 1999 г., коэффициент выбытия основных средств также увеличился и составил 6,4%.

3. Увеличение темпов производства продукции животноводства и растениеводства.

В целом с 1998-го по 2000 г. наблюдается увеличение производства продукции растениеводства, за исключением ячменя, овса, сахарной свеклы. Производство последних заметно снизилось в 2000 г., хотя до этого периода наблюдался ежегодный рост.

Темпы производства продукции животноводства характеризуются тенденцией ежегодного прироста, за исключением шерсти и каракуля. С 1998 г. производство каракуля значительно снизилось - почти в 1,6 раза, и в 2000 г. составило 129,9 тыс. штук.

Валовая продукция сельского хозяйства в 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась на 16,9% и составила Т535,2 млрд в текущих ценах. Валовая продукция растениеводства возросла на 28%, животноводства - на 3%, валовой сбор зерна увеличился в 1,8 раза, картофеля - на 34%, овощей - на 43%. Рост производства продукции сельского хозяйства произошел за счет расширения посевных площадей, повышения урожайности основных сельскохозяйственных культур, увеличения поголовья скота и птицы и их продуктивности по сравнению с 2000 г.

4. Расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции, обусловленное возросшей конкуренцией между производителями.

Положительным моментом является достаточный уровень наличия продовольствия на рынках страны - насыщенность колеблется по сезонам в пределах 80-96%.

Благодаря достигнутой экономической стабилизации государства, принимаемым правительством мерам, росту инвестиций на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности за последние годы произошли определенные положительные сдвиги, возросло производство отдельных видов продукции, расширился ассортимент, улучшилось качество, внешнее оформление. Если в 1997 г. доля импорта на этом рынке составляла 33-35%, то в 2000 г. она снизилась до 25%.

Внутренний рынок на сегодня представлен широким ассортиментом отечественной продукции (молочной, мясной, кондитерских изделий, хлебобулочной, макаронной, плодовоощной и др.). Стремление к повышению ассортимента продовольственных товаров обусловлено возрастающей конкуренцией между производителями.

5. Развитие лизинга.

В целях обновления материально-технической базы сельского хозяйства государство ввело программу передачи техники в лизинг. Так, ЗАО "КазАгроФинанс" получило от государства в качестве товарного кредита 630 зерноуборочных комбайнов "Джон Дир". За два года использования комбайнов на лизинговой основе в республиканский бюджет поступило Т1,9 млрд (свыше $13 млн). По программе также закуплено 350 тракторов "Беларусь", 100 отечественных тракторов Т-95 и другая техника.

В целом предприятие за два года передало в лизинг техники на сумму свыше Т8,6 млрд. Условия лизинга льготные: ставка вознаграждения составляет 5 процентов годовых, срок лизинга в среднем - 7 лет, периодичность выплаты лизинговых платежей - раз в год. В 2000 году была достигнута стопроцентная возвратность платежей со стороны лизингополучателей. Обеспечен возврат в доход республиканского бюджета свыше Т2 190 млн, которые были выделены для организации лизинга. В нынешнем году государство выделило на приобретение сельскохозяйственной техники в лизинг более Т1 млрд. Эта цифра будет увеличиваться и к 2005 году составит Т6 млрд. Правительство также планирует внести изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам финансового лизинга, направленные на удешевление лизинговой техники, увеличение объемов обновления машинно-тракторного парка сельхозпроизводства.

Таким образом, государственное предприятие в определенной степени решает проблему технического обеспечения села. Однако для полного развития лизинговой деятельности в сельском хозяйстве необходимо решить ряд других проблем.

Трудности переходного периода отразились на становлении сельского хозяйства, и неэффективное развитие аграрного сектора в настоящее время обусловлено прежде всего следующими причинами:

1. Устаревшее оборудование и сельскохозяйственная техника, требующие обновления и модернизации, не позволяют многим фермерским хозяйствам увеличивать объемы производства продукции. Одним из ведущих факторов ресурсной базы агропромышленного комплекса являются основные фонды. Остаточный принцип финансирования сельского хозяйства привел к низкому уровню обеспеченности основными фондами. Данная ситуация ухудшилась в последние годы.

2. Неразвитость земельных и водных отношений в республике является барьером для развития отрасли. Основной целью механизма приватизации должно было стать распределение собственности в руки эффективных пользователей. Однако механизм приватизации на селе не был совершенен, поэтому значительная часть неиспользованных земель и основных средств находится у практически прекративших свое функционирование хозяйств. Механизм банкротства также неэффективен. Основными факторами, сдерживающими развитие судебных процедур, являются: длительность процессов, высокие судебные издержки, а также неготовность большинства руководителей предприятий к обращению в судебные органы за решением вопросов. Это требует действенной помощи со стороны государства.

Создание эффективного механизма приватизации земли предполагает, что земля не будет передаваться в руки сельхозпроизводителей бесплатно. В зависимости от количества земель в каждом регионе, от зон плодородия, качества и наличия полива предполагаемая рыночная цена будет колебаться от Т1 тыс. до Т100 тыс. за гектар. По оценке Министерства сельского хозяйства, основанной на опыте других стран, выкупленными из них окажутся не более 30%.

3. Неэффективный менеджмент и маркетинг в агропродовольственном секторе; отсутствие у большинства субъектов малого бизнеса (фермерских и крестьянских хозяйств) позитивного опыта деятельности в условиях рыночной экономики.

4. Отсутствие гарантий страхования в сельском хозяйстве вызвало ряд банкротств предприятий. Сельскохозяйственное страхование в республике является неразвитым. Для его становления существуют объективные предпосылки. В стране преобладает зона рискованного земледелия, и сельскохозяйственное производство подвержено засухам, градам, ливневым дождям, заморозкам в весенне-летний период. Трудность организации страхования заключается в том, что отрасль подвержена большим рискам. Страховым компаниям выгоднее заключать договоры в более доходных сферах. Другой проблемой является низкая платежеспособность сельхозтоваропроизводителей, 79% которых испытывают финансовые затруднения. Поэтому данный вид страхования должен пользоваться государственной поддержкой.

5. Возникновение экологических проблем, связанных с истощаемостью земельных ресурсов, интенсификацией процесса опустынивания и засоленности почвы; неподготовленность к серьезным природным стихиям (засуха, наводнения, пыльные бури, миграция саранчи) составляют большую угрозу аграриям.

6. Несовершенство законодательной базы, в частности Закона "О финансовом лизинге", заключается в том, что, согласно закону, лизингодатель поставлен в неравные условия по сравнению с лизингополучателем. Первый в значительной степени лишен возможности оперативного использования своих прав по изъятию имущества в случае недобросовестного поведения лизингополучателя и в результате вынужден брать от последнего дополнительные гарантии исполнения его обязательств.

7. Недостаточное научное и информационное обеспечение. Слабое материально-техническое обеспечение аграрных научных структур приводит к утечке квалифицированных кадров, специалистов с многолетним стажем и большим научным потенциалом, снижению качества исследований.

Отсутствие квалифицированных специалистов приводит к неправильному и непродуманному землепользованию, что чревато не только экономическими потерями, но и ухудшением экологической обстановки. Проблемой является оторванность науки от производства, что ведет к отсутствию востребованности научных знаний для развития отрасли, поскольку наука должна иметь прикладной характер и тесную связь с сельскохозяйственным производством.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что развитие сельскохозяйственной отрасли должно быть направлено на повышение устойчивости системы обеспечения продовольственной безопасности страны, формирование эффективной системы агробизнеса, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и наращивание объемов продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке, снижение уровня импорта продовольствия.

Решение основных вопросов, существующих в агропромышленном секторе, будет способствовать выполнению следующих социально значимых задач.

Во-первых, развитие отрасли важно для обеспечения продовольственной безопасности страны. Для Казахстана, продовольственное самообеспечение которого не отвечает нужному уровню, достижение продовольственной независимости является одним из важных направлений обеспечения экономической безопасности в целом.

Во-вторых, для страны, 45% населения которой живет в сельской местности, развитие сельскохозяйственного производства позволит решить проблему безработицы на селе. Высокий уровень занятости, стабильный доход будут способствовать социальной стабильности в стране. Государство не имеет достаточно ресурсов для того, чтобы взять на себя решение всех социальных проблем села. Но оно должно создать условия для развития сельскохозяйственного производства.

В-третьих, следует учитывать значительный мультипликативный эффект для всей экономики от развития сельскохозяйственной отрасли. Сельское хозяйство, и в большей степени производство зерна и мяса, являются генераторами внутреннего спроса. Степень взаимосвязи сельского хозяйства с другими отраслями очень высока. Анализ хода реализации новой промышленной политики показал, что спад и неплатежеспособность сельского хозяйства сдерживают стабилизацию отраслей промышленности (машиностроение, химическая, легкая, пищевая, комбикормовая) и переход их к устойчивому росту. Без развития сельского хозяйства подъем сопряженных с ним отраслей вряд ли возможен. Поэтому государственная поддержка отрасли важна для поступательного экономического развития страны в целом.

В-четвертых, Казахстан имеет все необходимые природные ресурсы для развития сельского хозяйства и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. В перспективе отрасль может стать реальным и значительным источником твердой валюты. Для этого государство должно обеспечить все условия для повышения конкурентоспособности казахстанской продукции, решения проблемы транспортных коммуникаций как внутри республики, так и на внешних рынках.

И последнее: развитие сельскохозяйственной отрасли важно для экономического развития страны в целом. Агропромышленный комплекс может стать дополнительным источником экономического роста, улучшения торгового и платежного баланса Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
МФК платит, "ЛУКойл" работает 31.10.2002
Для России все проблемы Каспия решены 31.10.2002
Пробки в проливах 31.10.2002
Статистика и жизнь - вещи разные 31.10.2002
"Американцы обнаружили в нефти Каспия опасную заразу" 30.10.2002
В правительстве РК рассмотрена программа развития теплоэнергетического комплекса страны 30.10.2002
Келимбетов представил проект бюджет парламенту 30.10.2002
"Континенталь Менеджмент" будет контролировать 80% казахстанского рынка картона 30.10.2002
Крупнейшему нефтегазовому проекту России вредят американцы 30.10.2002
Союз в Туркмении 30.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz