Дмитрий ПОКИДАЕВ, "ОКО", 4 октября
Хороший урожай этого года может быть не реализован крестьянами по вине... ЗАО "Казахстан темир жолы". Об этом на очередном заседании мажилиса парламента республики заявил депутат Серикбай Бисетаев.
Мажилисмен направил запрос на имя президента национальной компании КТЖ Ерлана Атамкулова, в котором попросил лично проинформировать в следующую среду народных избранников, как наши железнодорожники обслуживают отечественных производителей зерна. Поскольку, по его мнению, ситуация со сбытом урожая минувшего года складывается просто парадоксальная: несмотря на все призывы власти всемерно помогать селу, железнодорожники вставляют крестьянам палки в колеса.
В чем конкретно это выражается? Находит крестьянское хозяйство в России покупателя на свое зерно, которого приходится долго уламывать на заключение сделки. Поскольку в той же России в этом году урожай зерновых не менее богатый, чем в Казахстане, а содержание клейковины в российской пшеницы в среднем выше, чем в нашей. То бишь качеством зерна мы им маленько уступаем, в связи с чем найти сейчас в России покупателя на наше зерно, да еще на разумную для нашего производителя цену, которая должна составлять не менее 65-70 долларов за тонну, это вам не фунт изюма съесть. И тем не менее в этих условиях жесточайшей конкуренции казахстанские земледельцы все же заключили договора на поставку зерна со странами СНГ и дальнего зарубежья. Сами понимаете, как и в любых договорах на поставку любого товара, сроки отгрузки и выполнения всех условий в них жестко регламентированы.
И вот здесь начинается самое интересное. Если раньше наши сатирики вволю издевались над крестьянами, которые оказываются неготовыми к уборке богатого урожая, то теперь им впору переключиться на железнодорожников, для которых урожай нынешнего года, похоже, стал неприятным сюрпризом. Не поставляя вовремя вагоны-зерновозы, представители КТЖ ссылаются на... их недостачу и неудовлетворительное техническое состояние. Последняя причина достаточно анекдотична: ведь заранее было известно, что осенью понадобится именно этот вид вагонов. И то, что КТЖ не успело (не захотело?) их подготовить к окончанию страды, наводит на мысль о саботаже поручений Президента.
Впрочем, нехватка - нехваткою, а возможность подкалымить на "дефиците" наши железнодорожники не упускают. По словам Серикбая Бисетаева, имеются факты, когда на местах должност-ные лица КТЖ взимают поборы за каждый поставленный вагон, в отдельных регионах эта такса составляет от 70 до 200 долларов за каждый поставленный вагон. Ничего не напоминает? Во времена повального дефицита в стране Советов продавцы очень любили толкать редкий товар из-под полы. Разумеется, по цене чуть выше той, которая значилась на ценнике. Тогда ушлых работников торговли "хлопали" ОБХСС с "девяткой". Ныне крестьянам, которым предлагают вагоны "с надбавкой за перламутровые пуговицы", кроме мажилиса, похоже, и обратиться не к кому...
Что со всего этого будет, если все останется без изменений? Ясно, что российский покупатель, у которого свой производитель под рукой, ждать, пока КТЖ зерновозы приобретет-отремонтирует, не будет. А значит, все чуть ли не с кровью подписанные договора пойдут псу под хвост. Если смотреть с точки зрения макроэкономических показателей, то ничего страшного не произойдет: удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП составляет всего лишь 7,6 процентов, так что отряд, возможно, не заметит потери отдельных бойцов, которых разрыв этих контрактов разорит. А вот ежели с точки зрения долгосрочной перспективы развития страны и потребностей села...
Когда-то аграрная отрасль давала почти половину (!) национального дохода республики, причем в этом производстве была задействована треть (!) всего населения страны. Экспортные потребности Казахстана в большей доле разрешались за счет сельского хозяйства, в частности, за счет продажи пшеницы. Свой потенциал казахстанское село еще не растеряло, но если ему и дальше будут "помогать" подобным образом, то через некоторое время придется констатировать, что пациент скорее мертв, чем жив. Помимо социальных потрясений для государства это чревато и некоторыми другими неприятными открытиями. Вроде следующего вопроса: за счет чего жить, когда кончится каспийская нефть? Президент уже достаточно давно подводит наших чиновников к мысли о необходимости избавления от сырьевой ориентированности нашего рынка и необходимости всемерной поддержки отечественных производств. На словах все "за". А на деле - зерновозов не хватает... |