NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 16:05 ast
14:05 msk

Управление с учетом перспектив
Госман Амрин: "Мне лично, как и многим другим, кто в 1996-1997 годах работал в Высшем экономическом совете при Президенте РК, затем в Агентстве по стратегическому планированию, памятны события, связанные с разработкой Стратегии "Казахстан-2030"
06.10.2002 / экономика

Госман АМРИН, заместитель министра обороны РК по экономике и финансам
"Казахстанская правда", 5 октября

Новейшая история независимого Казахстана отмечает в нынешнем году пятилетие внедрения в практику госуправления стратегического планирования, начало чему положило принятие Стратегии "Казахстан-2030". Этот документ закономерно можно внести в копилку национальных достижений в области государственного строительства. Более того, он объективно имеет эпитет "первый" и на пространстве СНГ. Мне лично, как и многим другим, кто в 1996-1997 годах работал в Высшем экономическом совете при Президенте РК, затем в Агентстве по стратегическому планированию, памятны события, связанные с разработкой документа.

Чтобы понять историческую значимость того момента, прозорливость и дальновидность действий Главы государства, достаточно вспомнить, какая ситуация складывалась в то время в стране. Экономический спад, внутреннее напряжение в обществе, связанное с безработицей, невыплатой заработной платы и пенсий, казалось бы, не оставляли объективных шансов на возможность перестройки госуправления на новых принципах. И все же этот процесс начался.

Послание Главы государства народу Казахстана в октябре 1997 года с изложением видения национального развития до 2030 года не только заложило новые принципы государственного планирования, но и оформило саму идею государственного строительства в республике.

В чем же реально выражаются достоинства нового планирования?

В системе государственного регулирования доминировавшая в течение первых пяти лет существования независимого Казахстана практика "условного рефлекса" на внешние и внутренние вызовы уступила место целенаправленной "сознательной" деятельности. Говоря образным языком, в стране произошла качественная перестройка самого "нервно-мозгового" организма государственной машины. Управление начало осуществляться с учетом перспектив, оно стало более комплексным по содержанию. Кроме того, был положен конец "текучке" - самой опасной хронической болезни государственного управления. Сегодня стратегический подход к планированию своей деятельности стал естественной нормой для всех структурных звеньев государственного аппарата - министерств и ведомств, акиматов, национальных компаний и госпредприятий. Главное - в системе госуправления в определенной степени преодолевается губительная практика, когда менеджеры высшего и среднего уровня с головой уходили в решение текущих проблем, не обнаруживая вовремя угрозы, упуская возможность заметить открывающиеся новые потенциальные возможности, которые диктует динамичная жизнь.

Одно из самых существенных значений внедрения стратегического планирования в государственное управление состоит в его социально-стабилизационной роли. В отличие от директивного или индикативного стратегическое планирование по своей методологии и подходу к решению задач национального развития наиболее приемлемо для реализации целей социального партнерства.

Что касается директивного планирования, то оно всегда жестко привязано к единой исполнительной власти, не допускающей какого-либо посягательства на совместное управление со стороны хозяйствующих субъектов экономики (предприятия, домашние хозяйства) и объединений работодателей. В свою очередь, индикативное планирование, опираясь в своей основе на количественные показатели достижений, отражает приоритетное видение развития лишь с точки зрения государственного сектора. Если же говорить о планировании стратегическом, то оно охватывает общее видение развития страны, включая частный сектор и общественные объединения, которые в Казахстане действительно начали работать на основе единых стандартов планирования. А разговор на "одном языке" уже сам по себе рождает взаимопонимание, партнерство и единое "плановое пространство", что является важным условием устойчивости общественного устройства. Стратегия развития Казахстана до 2030 года, как план действий, стала руководящим документом не только для государственных структур, но и для большинства субъектов экономики и общества.

Стратегическое планирование дало возможность совмещать концепцию "жесткой концентрации всех возможностей и всех ресурсов" государства на решении стратегических задач национального развития с техникой гибкого реагирования на динамические изменения внешней и внутренней среды. Методология абсолютной необходимости определения приоритетов развития в их иерархии и сроках создает для стратегического плана любого уровня новую, более эффективную модель управления в части распределения ресурсов, "свободную" от субъективных факторов воздействия со стороны любых ангажированных сил (отраслевое лобби или лобби частных структур).

Общеизвестно, что реализация государственных программ развития осуществляется, как правило, в условиях ограниченности ресурсов, за которые сразу же начинается борьба. В случае какого-либо давления со стороны ангажированных сил или отсутствия принципа распределения, как такового, менеджер обычно использует подход "угодить всем" или "всем сестрам по серьгам", сводя на нет первично преследуемый результат - положительный общественный эффект от программы развития. Правила же стратегического планирования, подразумевающие строгое следование иерархии утвержденных приоритетов, дают ему спасительный рецепт - в условиях недостатка ресурсов приоритет в их распределении отдается наиболее важным программам. Таким образом, исчезает проблема "общего дефицита" средств для всех, так как он распадается на дефицит "конкретный" по менее значимому приоритету.

Строгое подчинение долгосрочному приоритету целей и задач текущих этапов сохраняет общую заданную траекторию развития и обеспечивает поступательность разных во времени действий на достижение единой стратегической цели.

Внедрение стратегического планирования в Казахстане имеет также положительный кумулятивный эффект для автоматического сопряжения различных реформ в один системный порядок. Разработка и объявление стратегии действий по своей природе тут же влечет, как минимум, две реформы - по распределению ресурсов (бюджетная реформа) и по организационной структуре управления (административная реформа). Утвержденные приоритеты развития автоматически определяют конфигурацию госструктуры управления (прежде всего исполнительную власть) и порядок распределения ресурсов, в максимальной степени нивелируя издержки субъективизма.

Обобщая опыт стратегического планирования в Казахстане, можно говорить не только о позитивном изменении среды государственного управления, но и о том, что оно само по себе стало одним из существенных факторов развития, позволив Казахстану занять лидирующие позиции в регионе. Дальнейшее укрепление нового планирования все больше и больше требует проведения последовательной политики формирования и укрепления нового управленческого класса государственных менеджеров, способных вознестись мыслью над повседневной суетой текущих операций, заглянуть в будущее и просчитать все вероятные возможности страны по достижению целей национального развития.

Система стратегического планирования в Казахстане, впрочем, как и во всем мире, нуждается, конечно, в дальнейшем совершенствовании. И этот процесс, надо полагать, будет происходить и в нашей стране.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
МФК платит, "ЛУКойл" работает 31.10.2002
Для России все проблемы Каспия решены 31.10.2002
Пробки в проливах 31.10.2002
Статистика и жизнь - вещи разные 31.10.2002
"Американцы обнаружили в нефти Каспия опасную заразу" 30.10.2002
В правительстве РК рассмотрена программа развития теплоэнергетического комплекса страны 30.10.2002
Келимбетов представил проект бюджет парламенту 30.10.2002
"Континенталь Менеджмент" будет контролировать 80% казахстанского рынка картона 30.10.2002
Крупнейшему нефтегазовому проекту России вредят американцы 30.10.2002
Союз в Туркмении 30.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz