Госман АМРИН, заместитель министра обороны РК по экономике и финансам "Казахстанская правда", 5 октября
Новейшая история независимого Казахстана отмечает в нынешнем году пятилетие внедрения в практику госуправления стратегического планирования, начало чему положило принятие Стратегии "Казахстан-2030". Этот документ закономерно можно внести в копилку национальных достижений в области государственного строительства. Более того, он объективно имеет эпитет "первый" и на пространстве СНГ. Мне лично, как и многим другим, кто в 1996-1997 годах работал в Высшем экономическом совете при Президенте РК, затем в Агентстве по стратегическому планированию, памятны события, связанные с разработкой документа.
Чтобы понять историческую значимость того момента, прозорливость и дальновидность действий Главы государства, достаточно вспомнить, какая ситуация складывалась в то время в стране. Экономический спад, внутреннее напряжение в обществе, связанное с безработицей, невыплатой заработной платы и пенсий, казалось бы, не оставляли объективных шансов на возможность перестройки госуправления на новых принципах. И все же этот процесс начался.
Послание Главы государства народу Казахстана в октябре 1997 года с изложением видения национального развития до 2030 года не только заложило новые принципы государственного планирования, но и оформило саму идею государственного строительства в республике.
В чем же реально выражаются достоинства нового планирования?
В системе государственного регулирования доминировавшая в течение первых пяти лет существования независимого Казахстана практика "условного рефлекса" на внешние и внутренние вызовы уступила место целенаправленной "сознательной" деятельности. Говоря образным языком, в стране произошла качественная перестройка самого "нервно-мозгового" организма государственной машины. Управление начало осуществляться с учетом перспектив, оно стало более комплексным по содержанию. Кроме того, был положен конец "текучке" - самой опасной хронической болезни государственного управления. Сегодня стратегический подход к планированию своей деятельности стал естественной нормой для всех структурных звеньев государственного аппарата - министерств и ведомств, акиматов, национальных компаний и госпредприятий. Главное - в системе госуправления в определенной степени преодолевается губительная практика, когда менеджеры высшего и среднего уровня с головой уходили в решение текущих проблем, не обнаруживая вовремя угрозы, упуская возможность заметить открывающиеся новые потенциальные возможности, которые диктует динамичная жизнь.
Одно из самых существенных значений внедрения стратегического планирования в государственное управление состоит в его социально-стабилизационной роли. В отличие от директивного или индикативного стратегическое планирование по своей методологии и подходу к решению задач национального развития наиболее приемлемо для реализации целей социального партнерства.
Что касается директивного планирования, то оно всегда жестко привязано к единой исполнительной власти, не допускающей какого-либо посягательства на совместное управление со стороны хозяйствующих субъектов экономики (предприятия, домашние хозяйства) и объединений работодателей. В свою очередь, индикативное планирование, опираясь в своей основе на количественные показатели достижений, отражает приоритетное видение развития лишь с точки зрения государственного сектора. Если же говорить о планировании стратегическом, то оно охватывает общее видение развития страны, включая частный сектор и общественные объединения, которые в Казахстане действительно начали работать на основе единых стандартов планирования. А разговор на "одном языке" уже сам по себе рождает взаимопонимание, партнерство и единое "плановое пространство", что является важным условием устойчивости общественного устройства. Стратегия развития Казахстана до 2030 года, как план действий, стала руководящим документом не только для государственных структур, но и для большинства субъектов экономики и общества.
Стратегическое планирование дало возможность совмещать концепцию "жесткой концентрации всех возможностей и всех ресурсов" государства на решении стратегических задач национального развития с техникой гибкого реагирования на динамические изменения внешней и внутренней среды. Методология абсолютной необходимости определения приоритетов развития в их иерархии и сроках создает для стратегического плана любого уровня новую, более эффективную модель управления в части распределения ресурсов, "свободную" от субъективных факторов воздействия со стороны любых ангажированных сил (отраслевое лобби или лобби частных структур).
Общеизвестно, что реализация государственных программ развития осуществляется, как правило, в условиях ограниченности ресурсов, за которые сразу же начинается борьба. В случае какого-либо давления со стороны ангажированных сил или отсутствия принципа распределения, как такового, менеджер обычно использует подход "угодить всем" или "всем сестрам по серьгам", сводя на нет первично преследуемый результат - положительный общественный эффект от программы развития. Правила же стратегического планирования, подразумевающие строгое следование иерархии утвержденных приоритетов, дают ему спасительный рецепт - в условиях недостатка ресурсов приоритет в их распределении отдается наиболее важным программам. Таким образом, исчезает проблема "общего дефицита" средств для всех, так как он распадается на дефицит "конкретный" по менее значимому приоритету.
Строгое подчинение долгосрочному приоритету целей и задач текущих этапов сохраняет общую заданную траекторию развития и обеспечивает поступательность разных во времени действий на достижение единой стратегической цели.
Внедрение стратегического планирования в Казахстане имеет также положительный кумулятивный эффект для автоматического сопряжения различных реформ в один системный порядок. Разработка и объявление стратегии действий по своей природе тут же влечет, как минимум, две реформы - по распределению ресурсов (бюджетная реформа) и по организационной структуре управления (административная реформа). Утвержденные приоритеты развития автоматически определяют конфигурацию госструктуры управления (прежде всего исполнительную власть) и порядок распределения ресурсов, в максимальной степени нивелируя издержки субъективизма.
Обобщая опыт стратегического планирования в Казахстане, можно говорить не только о позитивном изменении среды государственного управления, но и о том, что оно само по себе стало одним из существенных факторов развития, позволив Казахстану занять лидирующие позиции в регионе. Дальнейшее укрепление нового планирования все больше и больше требует проведения последовательной политики формирования и укрепления нового управленческого класса государственных менеджеров, способных вознестись мыслью над повседневной суетой текущих операций, заглянуть в будущее и просчитать все вероятные возможности страны по достижению целей национального развития.
Система стратегического планирования в Казахстане, впрочем, как и во всем мире, нуждается, конечно, в дальнейшем совершенствовании. И этот процесс, надо полагать, будет происходить и в нашей стране. |