Посол Грузии в Азербайджане: для реализации проекта строительства ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан не существует никакой угрозы МОСКВА, 11 октября. /RusEnergy/
"Проект строительства Основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан является проектом не только трех стран - Азербайджана, Грузии и Турции. Это проект мирового масштаба, в котором задействовано много стран, и для его реализации не может существовать никакой угрозы", - заявил посол Грузии в Азербайджане Зураб Гумберидзе. Об этом говорится в сообщении MEDIA-PRESS.
Правда, по словам дипломата, "военные эксцессы" могут оказать какое-то негативное влияние, но в целом, вопрос строительства ОЭТ решен и никакой опасности срыва проекта нет.
На вопрос, не связана ли была недавняя активизация чеченских боевиков в Панкисском ущелье и обострение в связи с этим российско-грузинских отношений с началом строительства ОЭТ, З.Гумберидзе ответил: "Я, абсолютно согласен, что эта проблема наиграна, но я не могу поверить, что это сделано только по одной причине. Для этого необходим целый ряд причин".
-----
Турция ужесточает правила прохода судов через Босфор и Дарданеллы МОСКВА, 11 октября. /RusEnergy/
Турция в очередной раз ужесточила правила прохождения морских судов через ее проливы Босфор и Дарданеллы, сообщает MEDIA-PRESS.
Резонно опасаясь экологической катастрофы в своих территориальных водах, особенно на Босфоре, разделяющем надвое 12-миллионный Стамбул, турецкое правительство ввело новые ограничения для судоходства в этих проливах. В частности, отныне запрещается в темное время суток прохождение проливов судами, перевозящими опасные грузы, к коим не в последнюю очередь относятся нефть и нефтепродукты. Кроме того, размеры этих судов ограничиваются по длине: 200 метров на Босфоре и 250 метров - в Дарданеллах.
Помимо этого, теперь суда водоизмещением более 500 тонн и с опасным грузом на борту должны для получения разрешения на прохождение этих проливов запастись международным страховым полисом на случай нанесения экологического ущерба и соответствовать международным экологическим стандартам. Напомним, что один из этих стандартов требует, чтобы танкеры, проходящие через Босфор и Дарданеллы, имели двойную обшивку для предотвращения аварийных разливов нефти.
Новые правила создадут серьезные осложнения для нефтеэкспортеров, в первую очередь для России и иностранных компаний, которые вывозят свою нефть на мировые рынки именно через турецкие проливы. В частности, из Новороссийска и далее по Черному морю в Средиземное следуют крупнотоннажные танкеры, вывозящие нефть, добываемую в России и Казахстане. Только по КТК (трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийск будет поступать на первом этапе 28 млн тонн тенгизской нефти в год. По проекту, с пуском второй очереди КТК его мощность должна возрасти до 67 млн. тонн. Пропустить такой объем вкупе с чисто российскими поставками Босфор вряд ли сможет, о чем неоднократно предупреждали турецкие власти.
Альтернативой может стать только Основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, к участию в котором Баку неоднократно приглашал как Казахстан, так и российские компании. Кстати, и среди российских нефтяников и аналитиков, несмотря на подавляющее число противников ОЭТ, есть люди, которые призывают внимательнее присмотреться к возможностям, которые может предоставить маршрут Баку - Джейхан. Например, вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун считает, что необходимо построить ветку, которая соединила бы российскую систему трубопроводов с ОЭТ. Во-первых, это даст возможность гнать часть российской нефти минуя Босфор и Дарданеллы. Во-вторых, ОЭТ, транспортируя качественную каспийскую нефть в Средиземное море, избавит менее качественную российскую от конкуренции с ней на европейском рынке. |