NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Вторник 23.07.2019 12:05 ast
09:05 msk

Урожай без колес-2
Проблема зерновозов: без правительства не обойтись?
12.10.2002 / экономика

Дмитрий ПОКИДАЕВ, "Око", 11 октября

На очередном пленарном заседании мажилиса парламента президент ЗАО "Казахстан темир жолы" ответил на вопросы, поставленные в депутатском запросе Серикбая Бисетаева (ОКО № 39 от 4 октября 2002 г.). Инициатором запроса и рядом других депутатов отчет главы КТЖ признан неудовлетворительным. У железнодорожников есть время до конца месяца для того, чтобы исправить ситуацию с вагонами-зерновозами. После этого депутаты готовы ставить эту проблему уже перед исполнительной властью.

Речь, напомним, идет о срывах сроков поставок казахстанского зерна за рубеж из-за нехватки специализированной "тары" на колесах. Чем чреваты эти срывы, объяснять нет нужды: потеря покупателя сегодня, когда конкуренция на мировом рынке зерна из-за богатых урожаев стран-соседей достигла апогея, - далеко не единственная неприятность, которая ждет крестьянские хозяйства Казахстана. Как совершенно справедливо отмечали мажилисмены Бисетаев, Трошихин и Мадинов, речь идет и о потере международного государственного имиджа республики, как государства, предприниматели которого способны выполнять свои обязательства перед зарубежными партнерами добросовестно. А значит, вопрос из разряда экономических потерь переходит в категорию потерь политических.

Впрочем, экономическая "цена вопроса" также не теряет своей актуальности. Потеря забугорного покупателя для среднего казахстанского сельхозпроизводителя сейчас сродни катастрофе, после которой его хозяйство может и не подняться больше. А если даже и выстоит, потеряв иностранного клиента, то на следующий год ему придется искать новый рынок сбыта. Поскольку все потребители хотят, чтобы их обслуживали качественно и вовремя. А у нас вовремя никак не получается.

Наконец, есть еще одна составляющая потерь, которую оплачивать придется уже государству. То есть налогоплательщикам - нам с вами. Дело в том, что КТЖ - не единственное транспортное звено между сельхозпроизводителем и покупателем. Зерно, идущее на экспорт в тот же Иран, доставляется в вагонах лишь до порта Актау. А далее транспортируется морским путем. Так вот, корабли под этот груз фрахтуются заранее, а затем простаивают в порту из-за пресловутой нехватки зерновозов. Каждый такой "холостой" день - это круглая сумма, которая затем будет выставлена в качестве претензии. Понятно, что в ходе "разбора полетов" ответственность за ее выплату затем ляжет на КТЖ. Но это акционерное общество является государственным. И, значит, деньги, которые оно отдаст, также будут государственными. То есть наши с вами.

Почему отчет президента ЗАО КТЖ был признан неудовлетворительным? Судите сами: по состоянию на 1 октября парк зерновозов основного перевозчика зерна составлял 5281 вагон. При этом само КТЖ говорит о том, что для реального удовлетворения потребностей отечественных экспортеров необходимо иметь порядка 9000 вагонов. Приобретать их сиюминутно руководство общества смысла не видит. Во-первых, эти вагоны в силу своего сезонного использования и специфического назначения окупаются достаточно медленно - в течение 20 лет. Во-вторых, год на год не приходится, и уже следующей осенью острой потребности в этом количестве вагонов из-за меньшего урожая может и не быть. А это означает, что они будут просто-напросто простаивать. В-третьих, как в кулуарах не без злорадства сообщили работники "Казахстан темир жолы", расходы КТЖ не так давно в виде целевой программы проходили через руки парламентариев. И тогда отсутствие строки на приобретение зерновозов в частности и обновление парка вообще никого не смущало, что теперь дало возможность руководству компании вполне резонно заметить: ответственность за то, что срываются сроки поставок зерна, ложится не только на плечи железнодорожников.

Что касается наличествующих в КТЖ зерновозов, то невозможность обойтись их количеством усугубляется удлинением зерновых маршрутов. Расширение географии поставок (за последние годы в число стран назначения вагонов с казахстанским зерном вошел целый ряд достаточно отдаленных географически азиатских и европейских держав) повлиял на оборачиваемость вагонов, которая возросла до 26-30 суток. Грубо говоря, если раньше зерно отгружалось только в соседнюю Россию, из которой зерновозы возвращались неделю-другую спустя, то теперь наши вагоны бегают и до Норвегии, и до Испании. Помимо этого, по словам руководителей КТЖ, случается, что наши вагоны придерживает и северный сосед, через территорию которого они идут в Европу, поскольку в России в этом году собственный урожай является для железнодорожников не меньшей головной болью, чем для казахстанцев. Вагоны, конечно, в итоге возвращаются, но повлиять на этот процесс можно только после того, как они уже были "захвачены" россиянами и совершили "вояж" с российским зерном. Вместо того чтобы в эти же сроки перевозить казахстанское. Нельзя сказать, что подобное "пиратство" носит массовый характер, но свою неслабую лепту в нехватку вагонов оно вносит.

Итог печальный - из пяти тысяч вагонов, на которые может рассчитывать казахстанский производитель зерна, порядка четырех тысяч регулярно "торчат" за границей. Именно эта позиция КТЖ - возможность действовать в вопросе возврата вагонов только постфактум их задержки - вызвала достаточно негативную реакцию со стороны депутатского корпуса. Немало критических стрел в адрес КТЖ вообще и его президента было выпущено и после того, как господин Атамкулов высказал свое несогласие по возможности фактов взимания поборов за пользование зерновозами, упомянутой в запросе мажилисмена Бисетаева. Эта тема вообще сбила всякую конструктивную окраску с диалога парламентариев и железнодорожников. Первые без ссылок на конкретные случаи утверждали, что такие поборы существуют на каждой грузовой казахстанской станции, вторые советовали им по этой проблеме обращаться в МВД и прокуратуру.

Закончилось же все тем, что депутаты решили перед тем, как выносить данную проблему на более высокий уровень, то есть на уровень правительства и Президента, дать время КТЖ на исправление ситуации собственными силами за счет внутренних ресурсов. Времени у железнодорожников в обрез, и, скорее всего, до конца месяца, когда эта проблема будет обсуждаться вновь, кардинальных улучшений в снабжении поставщиков зерна вагонами не наступит. По крайней мере, из выступления президента КТЖ следовало, что внутренних ресурсов для этого на железной дороге нет. А это значит, что проблема вновь будет решаться административными путями посредством "накачек" сверху. Лишь бы крестьянин к тому времени не прогорел...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
МФК платит, "ЛУКойл" работает 31.10.2002
Для России все проблемы Каспия решены 31.10.2002
Пробки в проливах 31.10.2002
Статистика и жизнь - вещи разные 31.10.2002
"Американцы обнаружили в нефти Каспия опасную заразу" 30.10.2002
В правительстве РК рассмотрена программа развития теплоэнергетического комплекса страны 30.10.2002
Келимбетов представил проект бюджет парламенту 30.10.2002
"Континенталь Менеджмент" будет контролировать 80% казахстанского рынка картона 30.10.2002
Крупнейшему нефтегазовому проекту России вредят американцы 30.10.2002
Союз в Туркмении 30.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.07.19 Вторник
76. КАЖИБАЕВ Амангельды
73. КЕНЖИН Тулеш
73. ЧЕРДАБАЕВ Магауия
71. БЕКТУРСЫНОВ Ызгарбек
68. ДЕНИНГ Николай
67. ЖУБАНДЫКОВ Серик
66. ЕГИЗБАЕВ Алтынбек
64. САБДЫКОВ Нур
61. БАЗАРБАЕВА Асия
58. БЕГЕШЕВ Ахмет
56. АРЫСТАНОВ Талгат
50. МАЛЫБАЕВ Бакитжан
48. ЛАВРИНЕНКО Элина
47. МАТАЕВ Талгат
46. СЫДЫКОВ Архат
...>>>
24.07.19 Среда
83. БЭНГ Чан Йан
82. САБИРОВ Шмидт
76. АХМЕТОВ Иманали
71. ФОГЕЛЬ Виктор
68. БОРОДИН Александр
62. ИСКАКОВ Адилхан
62. КУЛЕКЕЕВ Жаксыбек
62. МИРЗИЁЕВ Шавкат
61. КОЙШИБЕКОВ Болат
60. ОТАРБАЕВ Ганибек
58. КУСПАН Айгуль
53. АСИЛЬБЕКОВ Алмас
53. ЕСКЕНДИРОВ Самат
53. ТОЛЕУЛИЕВ Мухтар
49. УАКПАЕВ Бауржан
...>>>
25.07.19 Четверг
93. МУСИН Курган
73. БАСИБЕКОВ Аскар
73. ЕСПАГАНБЕТОВ Келдыбай
72. РЫСБЕКОВ Туякбай
71. НЕТРЕБСКИЙ Николай
69. КЛЮЧНИКОВА Валентина
68. ЕРКЕБАЕВ Сагидулла
68. НУРГАЛИЕВ Болат
67. СОЛЮЛЁВ Александр
65. ИДРИСОВ Бахыткали
63. БАЙМУХАНОВ Тимур
63. ДЖУЛАМАНОВ Нурлан
58. БЕЙСЕМБАЕВ Кудайберген
57. СЕЙДАХМЕТОВ Бекен
56. ХАЙРУШЕВ Асылбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz