Ольга Малахова, "Новое поколение", 11 октября
В один день практически все казахстанские авиакомпании оказались за бортом отечественного авиационного рынка. Успешно работающие на внутренних и международных рейсах воздушные перевозчики не справились с условиями тендера, который авиаторы считают проведенным с нарушениями всех законов
Интересно, что проведенный в сентябре тендер был объявлен как раз в целях создания конкурентной среды, но после его проведения она просто оказалась разрушенной. Почему-то в составе тендерной комиссии, говорят участники, не было представителей антимонопольного ведомства, ассоциации авиаперевозчиков и прокуратуры, как это положено по закону. Результатом стало то, что на внутреннем рынке остался всего один перевозчик. О конкуренции в таких условиях говорить не приходится.
По требованиям тендера, проводимого комитетом гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций, у авиакомпаний не должно быть задолженностей, они обязаны соблюдать требования безопасности полетов и иметь необходимый авиапарк и экономическое обоснование для работы на той или иной линии. Казалось бы, такие крепко стоящие на ногах компании, как "Саяхат", "Атырау ауе жолы", "Иртыш-авиа" и другие, имели право продолжать работать на освоенных и раскрученных ими рейсах.
Тем более что по данным того же комитета, состояние их техники и отсутствие авиационных происшествий позволяет им летать и дальше, обслуживая далеко не всегда прибыльные рейсы в областные города.
Показательна в этом отношении ситуация с компанией "Атырау ауе жолы". Деятельность этого регионального авиаперевозчика начиналась с одного самолета, взятого в лизинг, и огромных долгов предшественника - "Атырау-авиа". Через шесть лет компания стала стабильным рентабельным предприятием, имеющим в собственности шесть самолетов и три вертолета. Она входит в число двух казахстанских компаний, прошедших международный авиационный аудит. И теперь по итогам тендера эту компанию снимают с наработанных рейсов.
Другое региональное авиапредприятие - "Иртыш-авиа" вдруг решают "влить" в одну из национальных компаний. Странное решение, поскольку качество услуг, предоставляемых иртышской компанией, нареканий не вызывает. К тому же "Иртыш-авиа" и "Эйр Казахстан", которые объединяют, оперируют совершенно разными типами воздушных судов. Кроме того, как прокомментировали в комитете государственного имущества и приватизации Министерства финансов республики, наиболее приемлемые тарифы могут появиться в конкурентной среде, а не при слиянии двух крупных авиакомпаний. В заключении, подписанном председателем комитета М. Рахановым, объединение двух компаний признается нецелесообразным.
На приколе...
Очень странной выглядит политика Минтранскома по отношению к национальному авиперевозчику. С одной стороны, судя по последним шагам правительства, "Эйр Казахстан" хотят уберечь от банкротства, для чего доля Казкоммерцбанка в авиакомпании выкупается государством. С другой стороны, проводят тендер, по которому компания с долгами не должна выиграть. И потому, в случае обращения проигравшего в суд, ее деятельность окажется незаконной. Так, может быть, надо изменить условия тендера, чтобы не создавать новых проблем?
Казахстанская авиаотрасль в последние годы постоянно проваливается в воздушные ямы, попадает в искусственно созданные встречные потоки. Авиаторы с большим стажем считают, что так происходит потому, что ведомство поочередно возглавляют непрофессионалы. Или мнение профессионалов не учитывается при решении важных вопросов.
Интересно, что в составе тендерной комиссии, решавшей судьбу регулярных внутренних и международных авиамаршрутов на этот год, не было руководителя инспекции по безопасности движения, Амантай Жолдыбаев отсутствовал и ознакомился с протоколом позже. (Еще интереснее, что один из подписавших протокол - член тендерной комиссии сейчас находится под следствием).
У ассоциации авиаперевозчиков много вопросов по поводу самого тендера. Например, в результате победы на нем одного перевозчика складывается ситуация, когда в Атырау станут летать только "боинги". Между тем, взлетная полоса Атырауского аэропорта имеет строгие ограничения по весу самолетов. Частые взлеты и посадки самолетов типа "Боинг" могут повлечь за собой разрушение ее покрытия. Региональная же авиакомпания совершала полеты на более легких самолетах. Таким образом, безопасность полетов нарушается уже во время проведения конкурса.
По словам Бориса Белика, исполнительного директора ассоциации, таким проведением тендера нарушены законы "О недобросовестной конкуренции" и "О развитии конкуренции и антимонопольной деятельности". К тому же такими действиями провоцируется социальный взрыв. В региональных компаниях десятки профессиональных летчиков останутся без работы. В "Атырау ауе жолы" останутся без помощи и пенсионеры-авиаторы, имеющие социальные льготы.
Ассоциация написала письма в адрес Генеральной прокуратуры, антимонопольного комитета, планирует подать исковое заявление в суд. Авиационный рынок в республике в основном сложился. В каждом регионе есть компании, которые после развала промышленности остались на плаву, нашли своего пассажира, накатали маршруты. И тендер, казалось бы рыночный механизм, должен был закрепить поле деятельности за добросовестно работающими предприятиями. На деле устанавливается монополия.
-----
Ассоциация казахстанских авиаперевозчиков недовольна результатами первого тура конкурса по распределению авиамаршрутов "Хабар", 12 октября
В первом туре конкурса по распределению авиамаршрутов рассматривалось большинство самых выгодных для авиаторов направлений. Основной тендер выиграли компании "Эйр Казахстан" и "Иртыш Авиа". Однако, как заявляют представители Ассоциации авиаперевозчиков, "Эйр Казахстан" не отвечал требованиям конкурса, а комиссия, которая его проводила, допустила серьезные нарушения законодательства.
- Все основные правила были нарушены при рассмотрении документов, при оценке квалификационных требований и вынесении решения, - заявляет Борис Беликов, директор Ассоциации казахстанских авиаперевозчиков.
В качестве одного из доказательств Ассоциация приводит постановление правительства Казахстана с предписанием налоговому комитету применить к "Эйр Казахстан" принудительные меры по взысканию задолженностей в бюджет. Это постановление вышло после проведения конкурса, а по закону в тендере могут участвовать только компании, не имеющие долгов перед бюджетом. Кроме того, авиаперевозчики указывают на недостаточную безопасность "Эйр Казахстан". По их данным, в 2001 году из 36 авиапроисшествий 14 приходятся на эту компанию. Однако 15 внутренних и 13 международных рейсов - практически все маршруты, выставленные на конкурс, достались "Эйр Казахстан". И поэтому большинство авиакомпаний называют "Эйр Казахстан" монополистом. Они считают, что это может негативно отразиться на казахстанском рынке авиаперевозок. По мнению Бориса Беликова и Владимира Куропатенко, председателя Ассоциации казахстанских авиаперевозчиков, на рынке авиаперевозок появился один монополист, который может диктовать свои условия и цены потребителям. Некоторые авиакомпании вынуждены будут закрыться и распустить летный и инженерный состав. В этой связи Ассоциация казахстанских авиаперевозчиков подготовила обращения в Генеральную прокуратуру республики, антимонопольный комитет, а также иск в суд Астаны. Авиакомпании намерены доказать, что конкурсная комиссия, состоявшая из представителей комитета гражданской авиации и Министерства транспорта и коммуникаций, нарушила правила проведения тендера. А пока компании ждут результатов второго тура конкурса. На нем в основном выставлены маршруты, которые не пользуются спросом и поэтому не рассматривались в начале осени. |