NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 06:16 ast
04:16 msk

Фактор стабильности и экономического роста
Казахстан стремится занять достойное место в мировом сообществе, и в достижении этой цели немаловажную роль играет умение правильно распоряжаться национальными богатствами. Это особо подчеркнул Глава государства в ходе недавно состоявшегося прямого эфира, говоря о деятельности Национального фонда
13.10.2002 / экономика

"Казахстанская правда", 12 октября

Наша страна, как известно, владеет значительными запасами нефти, и ее добыча (при условии благоприятной мировой конъюнктуры цен) сулит республике огромный приток "нефтедолларов". Но необходимо помнить, что поступление больших денег - это еще не гарантия успешного развития. Ведь их еще надо разумно использовать, памятуя при этом о печальном опыте некоторых стран, фактически "проевших" полученные от нефти доходы

Новейшая история, впрочем, полна примеров разумного использования "нефтедолларов". Те же арабские государства, Нидерланды, Норвегия, Канада сумели не просто повысить свое благосостояние за счет "нефтяных" денег, но и выйти на лидирующие позиции в мире по индексу человеческого развития. Причем их опыт весьма поучителен и в отношении возможных перегибов - таких, как наблюдались, например, в Нидерландах. После второй мировой войны разработка богатейших месторождений и значительное увеличение доходов поначалу привели к росту ВВП и, соответственно, повышению благосостояния населения этой страны. Однако в дальнейшем ситуация изменилась, что выразилось в сужении структуры промышленного экспорта, его моноориентированности, росте инфляции и повышении цен на внутренние товары и услуги. На нет сошли традиционно развитые текстильная и швейная промышленности, существенно снизились темпы развития предприятий, занимающихся металлообработкой, судостроением. Возросли безработица, внешний и внутренний долг государства. Отсюда произошло название так называемой "голландской болезни", означающее негативное влияние огромных доходов от разработки и экспорта минеральных ресурсов на рост других секторов экономики.

Учитывая все это, Казахстан пришел к пониманию необходимости создания такого национального нефтяного фонда, который бы смог преобразовывать невосполнимые минерально-сырьевые ресурсы в возобновляемые финансовые средства для их последующего разумного использования, в том числе в процессах стимулирования развития других отраслей экономики и сфер занятости.

Впервые о необходимости создания подобной структуры было заявлено еще в 1997 году. Однако тогда эти предложения не нашли широкой поддержки. Главным контраргументом было то, что в условиях Казахстана потребности внутреннего рынка в денежных ресурсах очень высоки и дополнительные "нефтедоллары" никак не могут повлиять на резкое изменение ситуации.

Вновь об идее создания НФ заговорили лишь весной 2000 года. Очевидно, одной из главных причин этого послужило в первую очередь обнаружение огромных запасов нефти на северном Каспии.

Сразу же предполагалось, что фонд будет осуществлять свою деятельность по нескольким направлениям. Одно из них - страхование на случай возникновения ситуации, когда цены на нефть упадут ниже допустимого уровня. Кроме этого, НФ призван исполнять роль накопительного фонда, доходы от которого должны пополняться за счет дивидендов по высоколиквидным акциям иностранных компаний, вкладчиком которых намерен стать Казахстан. И, наконец, речь идет об инвестиционной составляющей. Инвестиционный фонд (над его созданием сейчас ведется работа) будет финансировать крупные экономические проекты в Казахстане. Кроме того, средства инвестфонда планируется расходовать на инфраструктурные преобразования в экономике, погашение государственного долга, подготовку кадров, повышение образовательного уровня.

В 2001 году указом Президента были утверждены "Правила формирования и использования Национального фонда РК". Сегодня НФ представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства РК в Национальном банке страны. Несомненно, преимуществом счета в Национальном банке является ускоренное принятие решений.

Формирование активов фонда идет за счет сверхплановых налоговых и других обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора, инвестиционных доходов от управления фондом и иных доходов.

Одной из главных задач фонда является снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Судя по прогнозам специалистов, казахстанские бюджеты до 2005 года будут ориентированы на мировые цены в пределах 19 долларов за баррель. Но ситуация в мире такова, что в любой день цена на нефть может измениться не в пользу нашего государства. Вот почему Правительством предусмотрено создание "стабилизационного механизма", предполагающего обратное движение средств из фонда в бюджет в случае падения цен на сырье ниже установленного минимума.

В течение 2001 года механизм функционирования фонда был практически полностью отработан и запущен. В настоящее время сумма активов НФ составляет уже более 1,6 млрд. долларов.

Стоит отметить, что впервые подобный фонд был основан в Саудовской Аравии в 1973 году под названием Фонд индустриального развития. По своему статусу это финансовое агентство, подотчетное министру финансов и национальной экономики. Первоначальный уставный его капитал составлял 500 млн. саудовских реалов; основная идея заключалась в содействии индустриализации как важному условию долгосрочного улучшения жизни населения.

В Кувейте в 1976 г. появился Фонд будущих поколений, который на 50 % состоял в то время из средств генерального резерва, а на 10 % - от ежегодных бюджетных доходов государства, плюс доходов этих активов. Фонд будущих поколений должен был выступать как источник дохода в случае депрессии нефтяного рынка или истощения сырой нефти. Он был образован с условием, что деньги не будут использоваться в течение 25 лет со дня его основания. На сегодня инвестиционные доходы фонда являются одним из основных источников нацдохода после нефтяной промышленности.

Имеются также примеры создания подобных фондов в западных странах. В частности, в 1976 году был образован Фонд наследия провинции Альберта (Канада). В этом же году - Фонд перспективного развития штата Аляска (США), накопления которого сегодня достигли более 20 млрд. долларов. Интересно, что основной капитал этого фонда нельзя расходовать без одобрения большинством жителей штата.

В 1991 году к формированию подобного фонда приступила Норвегия, которая сегодня по объемам экспорта нефти находится на втором месте в мире (после Саудовской Аравии), а по объемам добычи - на седьмом. Одним из решающих аргументов в его создании послужил факт старения нации, что требует заботы о будущих пенсионерах. В фонд зачисляются все доходы от производства нефти и газа. Большей частью они капитализируются через приобретение государственных ценных бумаг и акций зарубежных компаний и, в меньшей части, идут на покрытие дефицита бюджета. Владельцем фонда является министерство финансов, подотчетное в этом вопросе парламенту. Оператором, ответственным за риски использования активов, выступает центральный банк страны. Результаты работы фонда регулярно освещаются в Интернете и прессе. Его размер, по некоторым прогнозам, к 2004 году достигнет 100-120 млрд. долларов.

Приняв во внимание рассмотренный мировой опыт в вопросе создания и деятельности национальных нефтяных фондов, следует отметить некоторые общие черты и особенности.

Во-первых, существует группа стран, для которых создание фондов было продиктовано прежде всего желанием удержать доходы, полученные от разработки и продажи невосполнимых природных ресурсов. Но есть и другая категория государств, образовавших НФ для стимулирования развития других отраслей и сфер занятости в силу монопродуктовой сырьевой ориентации. Очевидно, что декларируемые цели Казахстана, в силу объективных причин, более всего схожи с целями второй группы стран.

Как свидетельствует мировая практика, все фонды были созданы в странах с экономикой преимущественно рыночного типа, либо сами они использовались для усиления рыночных начал в экономике. Экономические процессы в вышеназванных странах были тесно увязаны с процессами в мировой экономике, а не только с учетом возможной динамики мировых цен на нефть.

С другой стороны, можно выделить ряд особенностей, влияющих на деятельность фондов. К примеру - различия в демократических традициях, непосредственно влияющие на механизмы контроля по использованию средств региональных фондов. Исследования показали, что наиболее защищенным от "несанкционированного" доступа исполнительной власти является НФ на Аляске, где существуют процедуры контроля, закрепленные в конституции штата. Сказывается на политике фондов и различная степень вмешательства государства в экономическую жизнь. К примеру, на Востоке она всегда была значительно выше, чем в странах Запада.

Анализируя мировой опыт, можно обозначить ряд факторов, влияющих на успешную деятельность НФ. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность работы этой государственной финансовой структуры. Во-вторых, необходимо создание усложненного механизма доступа в части расходования средств. В-третьих, в стратегическом плане необходимо акцентировать внимание на развитии рынка ценных бумаг и совершенствовании финансово-кредитной системы в целях обеспечения высокого уровня доходности, причем независимо от иностранных компаний и депозитов в зарубежных банках. Немаловажным фактором успеха также было и остается наличие в этой системе высококвалифицированных кадров. Целенаправленное финансирование обучения молодежи, прежде всего из нефтеносных областей, как в вузах Казахстана, так и за рубежом с последующим трудоустройством в этих же регионах - одно из направлений финансирования социальных нужд из "нефтяных" денег.

Как совершенно справедливо отметил Президент, нам надо думать об экономике будущего, "искать свое место под солнцем", что в конечном итоге положительно скажется и на социальной сфере. Это отнюдь не означает, что в угоду будущему нет необходимости сегодня тратить деньги фонда на социальные программы. Более того, их финансирование вполне оправданно, при условии, что оно будет проходить на постоянной основе, адресно и под жестким контролем. Эти программы должны носить именно общегосударственный характер.

Необходимо также отметить, что развитие реального сектора экономики, инфраструктуры производства, малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест должны быть одним из главных приоритетов при распределении "сырьевых" денег. Нужна осмысленная стратегия реинвестирования "нефтедолларов" внутри страны с целью развития национальной промышленности. Вот почему сейчас на повестке дня стоит вопрос о создании инвестиционного фонда, о котором говорит Нурсултан Абишевич.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
МФК платит, "ЛУКойл" работает 31.10.2002
Для России все проблемы Каспия решены 31.10.2002
Пробки в проливах 31.10.2002
Статистика и жизнь - вещи разные 31.10.2002
"Американцы обнаружили в нефти Каспия опасную заразу" 30.10.2002
В правительстве РК рассмотрена программа развития теплоэнергетического комплекса страны 30.10.2002
Келимбетов представил проект бюджет парламенту 30.10.2002
"Континенталь Менеджмент" будет контролировать 80% казахстанского рынка картона 30.10.2002
Крупнейшему нефтегазовому проекту России вредят американцы 30.10.2002
Союз в Туркмении 30.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz