Наталья БАЙГОЖИНА, "Экспресс-К", 15 октября
Отныне морским судам, перевозящим опасные грузы, в том числе нефть и нефтепродукты, запрещается проходить по этим проливам ночью. Кроме того, ограничивается длина этих судов: 200 метров на Босфоре и 250 метров - в Дарданеллах, сообщает азербайджанское информационное агентство Media-Press.
Ограничения вводятся и на размер кораблей. Будет запрещен проход через проливы морских судов водоизмещением 500 тонн и выше, если эти суда не предоставят международные страховые полисы за риск. Кроме того, корабли, проходящие через проливы, должны иметь международный сертификат охраны окружающей среды и быть застрахованы на случай нанесения ущерба другой стороне.
Новые правила создадут серьезные осложнения для транспортировки каспийской нефти. Именно через Дарданеллы и Босфор из Новороссийска следуют крупнотоннажные танкеры, вывозящие казахстанскую и российскую нефть. Только по Каспийскому трубопроводному консорциуму в Новороссийск на первом этапе планируется перекачивать 28 миллионов тонн тенгизской нефти в год.
О том, что Босфор, Дарданеллы и Мраморное море перегружены, официальная Анкара заявляла неоднократно. По данным турецких экспертов, через Босфор, самый узкий и самый трудный для судоходства пролив, ежедневно следует в среднем 135 судов, из которых 17 - нефтяные танкеры. Кроме того, с берега на берег курсируют еще около 2000 пассажирских судов.
Ежедневно танкерами по проливу перевозится до 1,7 миллиона баррелей нефти. И взрыв в Босфоре на судне, перевозящем нефть или газ, будет сродни ядерному, говорят турецкие экологи.
Однако экспортеры нефти считают претензии к своим танкерам по большей части необоснованными. В сравнении с другими судами танкеры отвечают более высоким стандартам качества. Они находятся под международным наблюдением, регулярно проходят контрольные осмотры и управляются высококвалифицированными лоцманами.
Турция не может ввести полный запрет на проход танкеров, так как Босфор и Дарданеллы являются международными проливами. Но о том, что с началом работы КТК турецкие власти будут всячески препятствовать увеличению числа танкеров, проходящих по этим проливам, западные аналитики предупреждали еще несколько лет назад. И главной причиной возражений назывались не экологические проблемы, а заинтересованность Турции в другом проекте - нефтепроводе Баку - Джейхан. Напомню, что 18 сентября состоялась торжественная церемония начала его строительства. При этом непосредственно постройка нефтепровода должна начаться в марте следующего года и завершиться к концу 2004 года.
А до тех пор, пока это не произойдет, основной поток каспийской нефти на мировой рынок будет обеспечивать КТК. Его открытие явилось тяжелым ударом для Турции не только из-за того, что в результате резко увеличится число танкеров, проходящих через Босфор. Анкара потерпела серьезное поражение в борьбе за преобладающие позиции и контроль над нефтью в Центральной Азии. И не исключено, что до того времени, как нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан будет введен в эксплуатацию, Турция предпримет еще ряд ограничений по транспортировке каспийской нефти через свои проливы. |