NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 16:53 ast
14:53 msk

В cтране на фоне роста нефтедобычи снижается объем переработки сырья
Рустем БЕКТУРОВ: "Законопроект "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" усиливает административные рычаги, но не создает каких-либо рыночных стимулов, повышающих привлекательность поставок нефти на внутренний рынок"
21.10.2002 / экономика

Нагима СЫЗДЫКОВА, "Панорама", 18 октября

Республика, которая претендует в будущем стать крупной нефтяной державой, в последнее время стабильно увеличивает объемы добычи сырой нефти. Согласно данным Агентства РК по статистике, только за январь-сентябрь 2002 года в стране было добыто 30 млн 684,3 тыс. тонн сырой нефти, что на 16% превысило показатель за аналогичный период прошлого года. Увеличилась и добыча газового конденсата - до 3642,4 тыс. тонн (на 17%), нефтяного попутного газа - до 438 тыс. тонн (на 16%), природного газа в газообразном состоянии - до 9465,7 млн кубометров (на 7%).

Между тем все три нефтеперерабатывающих предприятия, функционирующие в стране, за истекший период сократили переработку нефти до 5580,4 тыс. тонн, или на 2,8% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. При этом наибольший объем переработки в настоящее время приходится на "Харрикейн Ойл Продактс" (ХОП, бывший "Шымкентнефтеоргсинтез") - 2588,8 тыс. тонн (98%). На втором месте по объемам переработки сырья находится Атырауский НПЗ, переработавший 1675,5 тыс. тонн нефти (98,8%). Последнее место занимает Павлодарский нефтехимический завод с объемом переработки 1338,1 тыс. тонн (93,7%).

За отчетный период в республике было произведено 1217,5 тыс. тонн бензина (99,4%), 168,5 тыс. тонн керосина (231%), 1690 тыс. тонн дизельного топлива (99%), 2030,2 тыс. тонн мазута (97%), 113,2 тыс. тонн углеводородных сжиженных газов (97%).

Вместе с тем на фоне роста объемов добычи и сокращения объемов переработки нефти Казахстан увеличивает и экспорт сырья. Так, по данным статистики, за восемь месяцев этого года республика увеличила экспорт нефти и газоконденсата до 25 млн 165,8 тыс. тонн, или на 19% в сравнении с тем же периодом 2001 года. В то же время импорт природного газа за этот период составил 5564,7 млн кубометров и превысил уровень аналогичного периода прошлого года в два раза.

-----

Рустем БЕКТУРОВ, ЗАО "Павлодарский нефтехимический завод": "Законопроект "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" усиливает административные рычаги, но не создает каких-либо рыночных стимулов, повышающих привлекательность поставок нефти на внутренний рынок"
Николай ДРОЗД, "Панорама", 18 октября

Внесенный в парламент законопроект "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", судя по всему, имеет высокие шансы на принятие. Между тем его возможное влияние на рынок оценивается специалистами неоднозначно.

Исполнительный директор ЗАО "Павлодарский нефтехимический завод" Рустем БЕКТУРОВ, прокомментировавший ситуацию для Панорамы, считает, что единственным следствием принятия закона станет усиление административного влияния госструктур, причем только на нефтепереработчиков - закон никак не ставит целью прямое воздействие на нефтедобывающие компании. Результатом усиления административного ресурса, в свою очередь, станут расширение возможностей чиновников по применению или неприменению санкций, а также неизбежное укрепление экономических основ коррупции. При этом, по мнению г-на Бектурова, возможно, "какая-то светлая личность", пользуясь законом, и сможет добиться некоего эффекта, прежде всего фискального, но говорить о каком-то долговременном позитиве и снижении цен на нефтепродукты невозможно.

Главной проблемой является то, что закон создает рычаги, с помощью которых правительственные структуры смогут оказывать давление на НПЗ, но не формировать какие-либо рыночные стимулы, повышающие привлекательность поставок нефти на внутренний рынок. По мнению исполнительного директора, "разработчиками движет идея непосредственного управления экономикой страны, но никак не регулирования экономических процессов", а кроме того, убеждение, что все проблемы на рынке нефтепродуктов будут решены, как только хозяйственные решения вместо менеджеров начнут принимать чиновники. Закон предусматривает, что уполномоченный государственный орган устанавливает минимальные объемы производства, утверждает тарифы на услуги по переработке сырой нефти, осуществляет согласование публичных договоров. Особое же негодование г-на Бектурова вызывает 11-я статья законопроекта, в которой предписывается, по какой цене, в каких объемах и кому продавать нефтепродукты. Вносимый несколько месяцев назад правительством законопроект почти аналогичного содержания был отклонен парламентом, поскольку содержал нормы, ущемляющие свободу предпринимательской деятельности, и был направлен на откровенное ограничение конкуренции. В новой попытке правительство весьма своеобразно решило преодолевать "антирыночный уклон", дополнив уже существующие со своей стороны рычаги сертификацией, единой базой данных, декларированием, мониторингом, согласованием, прямыми запретами, установлением конкретных цен, объемов реализации и сроков продаж. Между тем, по мнению г-на Бектурова, на самом деле административный ресурс контроля над НПЗ практически исчерпан, по его статистике, уполномоченные государственные органы провели 75 проверок на ПНХЗ за последний год, кроме того, предприятие должно заявить 310 деклараций по 7 их видам и сделать 182 отчета по 27 формам, получить 6 лицензий, 4 разрешения, 6 заключений, 3 согласования, 2 акта-аттестата и 18 сертификатов.

Главным концептуальным несогласием исполнительного директора с предлагаемым законопроектом, однако, является отсутствие в нем попыток каким-то образом повысить привлекательность внутреннего рынка для поставок сырой нефти, а также сохранение значительно меньшей налоговой нагрузки для нефтеэкспортеров по сравнению с НПЗ и компаниями, работающими на внутренний рынок.

Между тем высокие акцизы на нефтепродукты означают, по мнению г-на Бектурова, и высокую себестоимость и неконкурентоспособность продукции сельского хозяйства, и большие транспортные издержки, что имеет крайне негативное влияние на экономику, учитывая размеры казахстанского экономического пространства. Правильным путем, по его мнению, была бы полная отмена акцизов для НПЗ и введение вместо них акциза или пошлины на экспортируемую нефть. При этом, как считает г-н Бектуров, потери бюджета, который получает от акцизов примерно Т7,5 млрд, могут быть сведены на нет, если с каждой тонны экспортной нефти (при том, что экспорт в этом году превысит 30 млн тонн) установить акцизы в размере порядка Т250 за тонну. Размер акцизов может меняться в зависимости от мировых цен на нефть, такая "свобода рук" должна быть предоставлена правительству.

Видимо, осознавая революционность своих предложений, которые выглядят вызовом крупнейшим западным компаниям, работающим в Казахстане, г-н Бектуров говорит, что нецивилизованный и односторонний пересмотр контрактов недопустим, и закон, вводящий акцизы на экспорт, должен содержать оговорку о том, что действующие контракты остаются в силе. Добиться, однако, в дальнейшем от компаний согласия на подобное уточнение контрактов было бы для правительства, выдающего нефтедобытчикам большое количество разрешений и имеющего рычаги, связанные с экологией, налогами и соблюдением условий контрактов, связанных с инвестициями, лишь вопросом наличия воли. По мнению г-на Бектурова, для Казахстана крайне важно сказать, что страна заинтересована в улучшении контрактов и "не боится" их пересмотра, который должен, однако, происходить цивилизованно. Как он считает, необходимость появления в правительстве "харизматика", который повел бы себя подобным образом по отношению к нефтедобывающим компаниям, созрела уже давно, а вся история нефтедобычи показывает, что за приходом на какой-то рынок западных нефтедобывающих компаний и их успехами следует новый этап, когда улучшаются условия нефтедобычи для стран и возрастает значение национальных нефтедобывающих компаний.

По словам г-на Бектурова, он обсуждал свои предложения по акцизам с высококвалифицированными отечественными экспертами, и их точкой зрения стало то, что, возможно, введение экспортных пошлин нереально, однако отмена акциза на нефтепродукты и без прямой компенсации бюджету будет иметь позитивное значение для экономики, а бюджет явно скорее выиграет, чем проиграет, за счет косвенного влияния отмены акцизов. Руководитель павлодарского завода также считает, что отмена акцизов будет автоматически означать легализацию "теневого сегмента" на рынке нефтепродуктов, который, по некоторым оценкам, составляет до трети рынка. (Согласно официальной точке зрения, сейчас здесь не существует проблем, которые были несколько лет назад). По мнению г-на Бектурова, с вводом акцизов на экспорт значительно возрастет их собираемость, так как намного легче контролировать месторождения, нежели оптовую торговлю, в 50% случаев не имеющую собственных баз хранения нефтепродуктов. Кроме того, сумма акцизного налога в случае принятия предложений была бы перераспределена на все виды нефтепродуктов (мазут, газы, битум, кокс), что означало бы снижение себестоимости цены бензина и дизельного топлива и сокращение их контрабандного ввоза.

Аппетиты нефтепереработчиков, однако, не ограничиваются только отменой акцизов. По мнению г-на Бектурова, другой обсуждаемой идеей могло бы быть квотирование на рынке. При этом в отличие от обсуждаемой долгое время схемы, предполагающей довольно закрытый способ определения квот на усмотрение тех госструктур, которые этим занимаются, исполнительный директор предлагает установление прямой зависимости между объемами экспорта и обязательствами поставок на казахстанские НПЗ, не интерпретируемой чиновниками. По его мнению, это могло бы означать возникновение обязательства поставок на внутренний рынок каждой четвертой добытой тонны нефти. ("Щедрой рукой" предлагается приплюсовать к 8 млн тонн, перерабатываемых казахстанскими НПЗ, "3-4 миллиона тонн", в которые оценивается импорт. Победа над импортом была бы прежде всего в интересах Павлодарского НПЗ, чьи рынки сбыта соседствуют с Россией). При этом, по мнению г-на Бектурова, каждая компания совсем не будет обязана физически осуществлять поставки на внутренний рынок, вместо этого может быть введено свободное обращение квот, что, возможно, означало бы и усиление конкуренции на внутреннем рынке.

Отвечая на вопрос Панорамы, г-н Бектуров не согласился с идеей о том, что внутренний рынок должен быть зоной ответственности только 3 нефтедобывающих компаний, являющихся собственниками НПЗ - "КазМунайГаз", "Харрикейн" и ММГ. По его мнению, ситуация, когда только эти 3 компании субсидируют внутренний рынок, ненормальна, и они уже живут в условиях очень жесткого квотирования, получая возможность экспортировать нефть только после поставок на НПЗ. Получателями субсидий оказываются в том числе и владельцы дорогих иномарок, и экспортеры в металлургическом секторе, также работающие в достаточно щадящем налоговом режиме.

По оценкам Рустема Бектурова, если не будет принято решение, позволяющее рассчитывать на привлечение новых поставщиков на внутренний рынок, его непривлекательность будет "заморожена" многие годы. Крупные инвестиции в технологии НПЗ сейчас выглядят не слишком окупаемыми, учитывая состояние рынка. Поставщиками нефти на ПНХЗ остаются "Мангистаумунайгаз", поставляющий примерно 1,5 млн тонн нефти в год, и "Актобемунайгаз" с объемом поставок примерно в полмиллиона. Обе компании осуществляют поставки скорее в силу имеющихся обязательств, а не экономической привлекательности.

Г-н Бектуров также отметил, что завод получает $18 с каждой тонны нефти, перерабатываемой на давальческой основе. Этот норматив достаточно жестко регулируется антимонопольщиками и без предлагаемого закона, и стоимость переработки более или менее одинакова на всех 3 казахстанских НПЗ. Возможность снижения последней связывается исполнительным директором исключительно с увеличением объемов поставок нефти.

Г-н Бектуров также довольно скептически оценивает возможности усиления конкуренции между казахстанскими НПЗ в настоящий момент из-за крайне высоких транспортных издержек, не позволяющих осуществлять экспансию в "чужих регионах.".

Несмотря на поправки на естественный лоббизм интересов НПЗ и сложность отношений тех или иных компаний с фигурами в правительстве, в наибольшей степени продвигающими закон об усилении контроля над оборотом нефтепродуктов, критика законопроекта, содержащаяся в изложенной точке зрения, выглядит вполне справедливой. Желание решить проблемы отрасли, "построив" частные НПЗ и не создавая каких-либо экономических стимулов для поставок на внутренний рынок, не способно изменить существующую ситуацию, когда система поставок на внутренний рынок основана на компромиссах, достигнутых с помощью применения административного ресурса. Очевидно, страна нуждается в появлении справедливой и прозрачной системы поставок на казахстанские НПЗ, которые страдают в ситуации высоких мировых цен на нефть, и в цивилизованном диалоге с крупнейшими нефтедобывающими компаниями с целью получения большой налоговой отдачи.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
МФК платит, "ЛУКойл" работает 31.10.2002
Для России все проблемы Каспия решены 31.10.2002
Пробки в проливах 31.10.2002
Статистика и жизнь - вещи разные 31.10.2002
"Американцы обнаружили в нефти Каспия опасную заразу" 30.10.2002
В правительстве РК рассмотрена программа развития теплоэнергетического комплекса страны 30.10.2002
Келимбетов представил проект бюджет парламенту 30.10.2002
"Континенталь Менеджмент" будет контролировать 80% казахстанского рынка картона 30.10.2002
Крупнейшему нефтегазовому проекту России вредят американцы 30.10.2002
Союз в Туркмении 30.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz