Николай Дрозд, "Панорама", 25 октября
Состоявшееся во вторник обсуждение в правительстве проблем, связанных с гражданской авиацией, не принесло никаких неожиданностей. Кабинет не намерен отказываться от своей концепции, связанной с необходимостью укрупнения авиакомпаний и ужесточения требований к стандартам по авиационной безопасности.
В настоящий момент оставлено всего три авиаперевозчика, выполняющих рейсы на регулярной основе, - "Эйр Астана", "Эйр Казахстан" и "ИртышАвиа". При этом слияние двух последних компаний с "практически стопроцентной госсобственностью" является решенным вопросом. Главной целью слияния считается улучшение авиапарка объединенной компании, которая будет осуществлять большинство внутренних перевозок. Государство обладает также 60%, а не 50%, как сообщалось первоначально, в "Эйр Астана".
Аким ВКО Виталий МЕТТЕ спросил о том, следует ли ему дотировать полеты обратившейся в акимат компании, при том, что до объединения она была бездотационной. Он, однако, не получил, возможно, ожидаемого эффекта. Идея слияния не была поставлена под сомнение, министр транспорта и коммуникаций Кажимурат НАГМАНОВ отметил, что за "Иртыш-Авиа" будут сохранены все маршруты, которые она получила на тендерах. Дотировать из республиканского бюджета предполагается лишь 4 маршрута из южных областных центров в Астану, к которым компания не имеет отношения. Премьер ТАСМАГАМБЕТОВ вместе с тем предложил выяснить, почему бездотационной компании понадобились субвенции после объединения, и отметил, что если таким образом покрываются убытки "Эйр Казахстан", то подобное укрупнение активов не совсем правильно.
Среди положений доклада, сделанного г-ном Нагмановым, обращают на себя внимание высказанные намерения обновлять самолетный парк за счет бюджета, поэтапно реконструировать аэропорты. Вначале в Астане, затем в Атырау, Актюбинске и других городах, а также стремление получить возможность "гибкого тарифообразования" для аэронавигационной отрасли. По мнению министра, жесткое установление тарифов Антимонопольным агентством снижает конкурентоспособность перелетов через Казахстан в пользу российского или "южного" маршрута. |