МОСКВА, 4 ноября. /RusEnergy/.
Внесенный в парламент Республики Казахстан законопроект "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" успел вызвать крайне критические оценки, в том числе и со стороны его потенциальных пользователей.
Правительство, направляя законопроект в парламент, снабдило его пояснительной запиской. В ней отмечается, что нефтеперерабатывающая отрасль имеет ряд проблем, главные из которых - "высокая доля нелегального оборота, которая по бензину оценивается в 50%, тогда как в развитых странах не превышает 10%", и низкая конкурентоспособность отечественных НПЗ.
Ее первопричиной называется предпочтение, которое отдают добывающие компании экспорту перед внутренним рынком в условиях роста мировых цен на нефть. Результатом этого является неполная загруженность НПЗ из-за отсутствия сырья и сравнительно низкая доля казахстанской продукции на внутреннем рынке (около половины - по смелым оценкам, приводимым в пояснительной записке, поскольку раньше считалось, что она все же выше).
По мнению разработчиков законопроекта, он способен обеспечить правовую основу для построения сбалансированной комплексной системы механизмов госрегулирования. Предлагаемыми мерами являются увеличение прозрачности рынка нефтепродуктов, создание условий для повышения спроса на отечественные нефтепродукты путем регулирования экспорта-импорта, контроль за качеством и другие. В записке упоминается о неудаче в парламенте прошлого проекта, который устанавливал минимальный уровень поставок на отечественные НПЗ, регулировал экспорт и импорт и вводил учет оборота нефтепродуктов. Те предложения были отклонены депутатами из-за ограничения свободы предпринимательской деятельности и конкуренции, а также из-за отсутствия прозрачности в производстве и оптовой и розничной торговле нефтепродуктами. Новый проект, как утверждается в пояснительной записке, разработан с учетом замечаний и предложений депутатов.
Документ - в случае его принятия - узаконивает достаточно сложную систему, которая, вероятно, существует уже сейчас: государственный уполномоченный орган, определяемый правительством, издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, осуществляет мониторинг деятельности нефтеперерабатывающих организаций и баз нефтепродуктов, осуществляет введение единой базы данных с составлением взаимоувязанного баланса производства и оборота нефтепродуктов республиканского и регионального уровня, определяет сроки предоставления другими госструктурами информации для единой базы данных.
Госструктура, осуществляющая контроль в области стандартизации и сертификации, контролирует соответствие нефтепродуктов установленным в Казахстане стандартам, организует в случаях, предусматриваемых законодательством, сертификацию нефтепродуктов и обеспечивает сертификацию АЗС и баз нефтепродуктов. Госорган в области энергетики, в числе прочего, осуществляет контроль за соблюдением безопасности в процессе производства нефтепродуктов, устанавливает минимальные объемы их производства, а также осуществляет координацию деятельности НПЗ по обеспечению минимального объема производства нефтепродуктов (вероятно, за этой растяжимой формулировкой может быть и доведение минимальных объемов поставок на НПЗ для добывающих компаний), а также разрабатывает экономическое обоснование квот на экспорт и импорт нефтепродуктов, но не сырой нефти. Госорган в области экономики и торговли будет заниматься разработкой экономического обоснования таможенных, защитных антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Антимонопольщики должны будут, в соответствии с концепцией законопроекта, осуществлять установление тарифа на переработку сырой нефти и заключение публичных договоров монополистами в области нефтепереработки, которыми остаются все три НПЗ.
Очевидным "узким местом" законопроекта, которое отметил исполнительный директор Павлодарского НПЗ Рустем Бектуров, является отсутствие даже попыток установления каких-либо четких и не поддающихся интерпретации правил поставок нефти на внутренний рынок добывающими компаниями или увеличение его привлекательности за счет более справедливой выплаты акцизных платежей. По мере увеличения добычи нефти и возможностей транспортировки на внешние рынки, стране так или иначе придется решать вопрос об экспортных квотах и поставках на внутренний рынок. Ссылка на то, что это не предусмотрено контрактами, в этом случае не работает стопроцентно, поскольку и нынешняя система, когда до части компаний доводятся задания о поставках нефти на НПЗ, также слабо вписывается в контракты, но все же действует вместе с вполне рыночным подходом, согласно которому большую часть поставок осуществляют нефтедобывающие компании - собственники НПЗ.
Сам законопроект вряд ли содержит какие-то уж слишком избыточные административные ограничения, за исключением одного. Разработчики предлагают обязать производителей нефтепродуктов и базы нефтепродуктов 6 месяцев в году - в период подготовки к посевной и уборке - реализовывать не менее половины от производимого или закупаемого объема нефтепродуктов по ценам, не выше среднегодовых цен за предыдущий год, скорректированных на индекс инфляции. Об этом говорится в сообщении Web-портала "Нефть России". |