Алексей Иконников, "Континент", 13 ноября
28 октября на ежегодной церемонии награждения International Star Award 2002 в Швейцарии казахстанская государственная компания по транспортировке нефти и газа ЗАО "КазТрансОйл" получила "Платиновую звезду" - специальный международный приз за качество. Столь высокая международная оценка B.I.D. (Business Initiative Directions), по словам ее представителей, обусловлена высококачественной работой компании, ее постоянным технологическим обновлением, внедрением современных систем менеджмента
Предпосылки высоких наград
Как показывает мировая практика, оценки B.I.D. имеют серьезный вес в деловых кругах. Присуждение "Золотой" или "Платиновой звезды" качества укрепляет корпоративный имидж компаний, повышает доверие к ним со стороны инвесторов и партнеров. Случайно ли, что именно казахстанская нефтетранспортная компания оказалась второй год подряд лауреатом столь авторитетной награды? Почему выбор остановился именно на ней? Эти вопросы подводят нас к ответу на еще более важный вопрос: действительно ли казахстанский бизнес уже способен работать на уровне наивысших мировых стандартов и бросать реальные вызовы крупным зарубежным конкурентам.
Пятилетняя деятельность ЗАО "КазТрансОйл" в нефтяной отрасли начиналась непросто. Даже для неспециалиста были очевидны серьезные проблемы в системе транспортировки углеводородов, доставшиеся Казахстану в наследство от бывшего СССР. Понятно, что нефте- и газопроводы республики были построены под нужды и потребности великой державы. Они не отвечали интересам молодого государства, ставшего одним из крупнейших экспортеров нефти на Евразийском континенте, по целому ряду аспектов. Обо всем этом "КонтиненТ" уже подробно писал в сентябре.
Суть выбранной компанией концепции состоит в создании оптимальных маршрутов, многие из которых пролегают через новые трубопроводные "мосты" между звеньями старой системы. Одним из таких связующих звеньев, в частности, должен стать строящийся трубопровод Атырау - Кенкияк. Осуществив все свои инфраструктурные проекты, компания достигнет целостности всей трубопроводной системы страны.
Уже сейчас, когда часть крупных нефтепроводных проектов РК реализована (КТК) или находится на стадии разработки (ОЭТ БТД), ЗАО "КазТрансОйл" удалось во многом решить основные задачи выхода казахстанских нефтедобывающих компаний к внешним рынкам сбыта. Этому помогает и эффективное сотрудничество с соседями по СНГ, и оптимальное комбинирование разных маршрутов, и выгодное использование транзитного географического положения страны. И именно в текущем году все это серьезно отразилось на качественных показателях работы компании. Видимо, все это в комплексе и было оценено авторитетными экспертами B.I.D. "Платиновой звездой", исходя из выбранной КТО логики развития сырьевой инфраструктуры и с учетом качества менеджмента ее проектов.
2002: предварительные итоги
Статистические выкладки показывают, что деятельность нефтетранспортной компании развивается стабильно. Для примера можно взглянуть на некоторые данные: объем транспортировки нефти по системе магистральных трубопроводов ЗАО "КазТрансОйл" за 9 месяцев 2002 года составил 22 020 тысяч тонн. Грузооборот нефти достиг 17 млрд. 946 миллионов тонно-километров (почти на 2 млрд. больше уровня прошлого года). Отчисления "КазТрансОйл" в бюджет с начала года превысили 10 млрд. 876 миллионов тенге. Компания продолжает серьезно инвестировать в развитие инфраструктуры и поддержание существующих трубопроводных систем: затраты на ремонт с начала года достигли 2 млрд. 395 миллионов тенге, а капитальные вложения - 12 млрд. 81 миллион, что почти в два раза выше уровня прошлого года.
Активное инфраструктурное развитие, строительство новых трубопроводов заставляет компанию привлекать средства внешних инвесторов. В конце октября КТО выплатила очередные купонные платежи по эмиссии облигаций внутреннего займа на 30 млн. долл. Это привлечение "КазТрансОйл" провела два года назад, как раз в тот период, когда разворачивала свои крупнейшие инфраструктурные проекты.
Артерии и капилляры
Один из приоритетов инфраструктурной стратегии "КазТрансОйл" - это "кирпичики" системы, системообразующие низовые элементы. Ведь очень многое зависит от качества работы локальных узлов трубопроводной сети, ее "капилляров", откуда нефть стекается в магистрали-артерии. В свои локальные объекты компания вкладывает не меньше инвестиций, чем в строящиеся магистральные трубопроводы.
Первого ноября была открыта железнодорожная нефтеналивная эстакада на станции Шагыр в Южно-Казахстанской области. Проект был начат по заявкам нефтяных компаний, ведущих добычу сырья в Южно-Тургайском бассейне и потребностей, связанных с ростом добычи и транспортировки нефти в регионе. Общая стоимость проекта составила более 800 миллионов тенге.
Эстакада "Шагыр" даст 58 новых рабочих мест и позволит круглый год вести налив нефти в железнодорожные цистерны. Мощность по перевалке нефти - 3 млн. тонн в год. Новый объект, по замыслу КТО, должен стать привлекательным для нефтедобывающих компаний не только технологически, но и экономически. Одним из основных преимуществ эстакады на станции Шагыр станут низкие тарифы на перевалку нефти и принцип равного для всех, "недискриминационного" доступа к услугам нового объекта. Это важнейший принцип менеджмента ЗАО "КазТрансОйл", которого компания придерживается при оказании нефтедобытчикам транспортных услуг на протяжении последних лет. По сравнению с эстакадой Текесу, через которую сейчас проходит основной объем перевалки кумкольской нефти, станция Шагыр расположена значительно ближе к основным пунктам назначения ее железнодорожных поставок - Атырау и порту Актау. А это, в свою очередь, будет означать более низкие тарифы.
Как предполагают в компании, основными пользователями новой эстакады Шагыр должны стать компании "Казгермунай" и "Тургай Петролеум". Здесь также будет организована перевалка нефти, получаемой государством от производителей Южно-Тургайского бассейна в виде роялти.
Для людей
Компания вкладывает деньги не только в производственную инфраструктуру, но и в создание комфорта для нескольких тысяч своих работников. Что, конечно, правильно. 23 октября в Сарыагашском районе Южно-Казахстанской области на территории действующего курорта состоялось открытие санатория-профилактория "Алтын-Булак-Р". Примечательно, что в церемонии открытия принял участие Президент Нурсултан Назарбаев, как раз находившийся в это время в Южном Казахстане с рабочей поездкой. "Алтын-Булак-Р" - первый лечебно-оздоровительный объект международного класса в Южно-Казахстанской области. Построенный на деньги компании всего за год с небольшим, этот комплекс, оснащенный современной медаппаратурой, позволяет отдыхающим получать широкий спектр процедур. К услугам отдыхающих 37 комфортабельных номеров, столовая, фитобар, комнаты отдыха, закрытый бассейн, кинотеатр, теннисные площадки и многое другое. Никогда не экономить на людях - для "КазТрансОйл", как утверждают представители компании, это принцип.
Анализируя в целом развитие бизнеса "КазТрансОйл", можно заметить: эта крупная государственная компания, имеющая обширную и географически очень громоздкую инфраструктуру, смогла за относительно небольшой срок подчинить работу всех своих локальных звеньев единой логике. Как в общестратегических аспектах (разработка экспортных маршрутов, строительство новых трубопроводов), так и на самом низовом инфраструктурном уровне все действия компании подчинены единой концепции. На это работают и электронно-информационные технологии, и высокие требования к менеджменту качества, и системная организация всех процессов. Кстати, общеизвестно, что далеко не все крупные государственные компании смогли так качественно построить свой внутренний менеджмент.
Оценивая перспективы, связанные с бизнесом "КазТрансОйл", нужно понимать, что ее работа имеет стратегическое значение для Казахстана, который как экспортер нефти и газа в перспективе войдет в число мировых лидеров. |