NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:49 ast
08:49 msk

"КазМунайГаз": мы не закрыли дверь до конца
"Тенгизшевройл" самостоятельно, без согласия Республики Казахстан, решил перейти на ускоренную пятилетнюю амортизацию. Если этот метод будет применяться, ТШО не будет платить налог на прибыль на протяжении четырех лет. Бюджет Казахстана будет терять ежегодно около 200 млн на протяжении 2003-2006 гг. включительно
21.11.2002 / экономика

Михаил ДОРОФЕЕВ, "Экспресс-К", 20 ноября

Вчера правительство Казахстана заявило о своей позиции относительно расширения мощностей "Тенгизшевройла". Решение о прекращении строительства завода второго поколения и завода по обратной закачке газа диктуется исключительно внутренними разногласиями партнеров СП, считают представители власти и одного из крупнейших акционеров - национальной компании "КазМунайГаз".

Брифинг давали сразу два министра - энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник и финансов Зейнулла Какимжанов, а также управляющий директор ЗАО НК "КазМунайГаз" Жакып Марабаев.

- В последнее время в прессе активно обсуждается решение совета партнерства ТШО, принятое 30 октября, - сказал Владимир Школьник. - Мы считаем, что этот вопрос не стоит выносить на публичное обсуждение, так как это внутренние финансовые взаимоотношения акционеров - партнеров компании. Поскольку высказывалось много догадок, предположений вокруг этого вопроса, мы решили собрать данный брифинг, чтобы разъяснить ситуацию.

Еще в 1999 году партнеры согласились относительно необходимости расширять существующие мощности Тенгизского месторождения. В частности, предусматривалось строительство завода второго поколения и завода по обратной закачке газа общей стоимостью 3,5 млрд долларов.

- Но сложившаяся ситуация не позволяет выработать взаимоприемлемое решение относительно механизма финансирования данных проектов, - заявил г-н Школьник. - Поэтому начало реализации этих проектов было единогласным решением партнеров отложено на неопределенное время.

Партнеры, по словам министра, обсуждали два способа финансирования проектов. Первый - использование заемных средств - предлагала казахстанская сторона, чьи интересы представляла НК "КазМунайГаз". Второй - использование внутренних средств проекта (не распределять прибыль среди акционеров-партнеров) и экономия на налоговых выплатах благодаря так называемому методу ускоренной амортизации. Министерство финансов пояснило, что ТШО самостоятельно, без одобрения совета партнерства и согласия Республики Казахстан, решил перейти на ускоренную пятилетнюю амортизацию. Если этот метод будет применяться, ТШО не будет платить налог на прибыль на протяжении четырех лет. Бюджет Казахстана будет терять ежегодно около 200 млн на протяжении 2003-2006 гг. включительно.

- Для Казахстана эта сумма значимая, и с учетом этого мы не хотели бы наносить ущерба бюджету, в том числе расходам на решение социальных проблем, - говорит министр финансов Зейнулла Какимжанов. - При формировании бюджета 2002 года, когда делался запрос о планах поступления налогов от ТШО, мы получали цифру, которая включала эту сумму - 200 млн долларов - как поступления в бюджет. Затем ТШО в одностороннем порядке скорректировал свои отчисления в бюджет в меньшую сторону.

Казахстанская сторона выступает за те способы финансирования проекта, которые не наносят ущерба бюджету Казахстана - использование заемных средств.

- По нашим подсчетам, от нереализации проектов расширения ТШО его партнеры теряют не меньше, чем бюджет, - заявил г-н Какимжанов.

А министр энергетики и минеральных ресурсов подчеркнул, что "Казахстан не связывал, не связывает и не будет связывать применение того или иного метода амортизации с вопросом "строить - не строить завод".

Что касается комментариев различных СМИ относительно того, что подобные переговоры казахстанской стороны с ТШО свидетельствуют об ухудшении инвестиционного климата, представители правительства категорически опровергли эти домыслы. По мнению г-на Школьника, инвестиционный климат - это соблюдение баланса интересов инвесторов и государства. Уточнение контрактных обязательств происходит как в сторону ухудшения условий их работы, так и в сторону улучшения - это во многом зависит от ситуации. И все компании с пониманием это воспринимают. В целом же инвестиционный климат в стране улучшается, о чем свидетельствует объем инвестиций. По этому показателю мы опережаем страны СНГ и Восточной Европы.

Интересными были комментарии ЗАО НК "КазМунайГаз", которая представляет интересы партнеров ТШО и одновременно представляет интересы правительства в нефтегазовой сфере.

- Мы сделали анализ рынка, наняли независимого финансового консультанта и пришли к выводу: можно профинансировать проекты расширения мощности ТШО за счет привлечения заемных средств, - заявил Жакып Марабаев. - Призываю не поддаваться на провокации и помешать отдельным попыткам использовать вас для оказания давления с целью повлиять на интересы республики.

По слова г-на Марабаева, внутренний финансовый вопрос компании нельзя выносить на публичное обсуждение, так как СМИ не владеют всей необходимой информацией. Представитель НК "КазМунайГаз" подчеркнул, что было принято решение о приостановлении реализации проектов, а не об их закрытии.

- Мы не закрыли дверь до конца, - заявил Жакып Марабаев. - И к этому вопросу партнеры могут вернуться через неделю, через месяц, через два.

Все участники брифинга выразили уверенность в том, что проекты расширения Тенгиза выгодны всем партнерам ТШО и эти проекты обязательно будут реализованы.

-----

"Тенгизшевройл" показывает зубки?
Нурлан Махмудов, "Новости недели", 20 ноября

Один из самых известных нефтегазодобывающих проектов Казахстана, ведущий свою историю практически еще с союзных времен, на который приходится около трети извлекаемого из казахстанских недр черного золота, на прошедшей неделе в очередной раз стал предметом пристального внимания экспертов и СМИ. Руководство СП "Тенгизшевройл" 14 ноября заявило о том, что из-за "несогласованности на совете партнерства" приостановило реализуемые им проекты по строительству завода второго поколения (ЗВП) и обратной закачки в пласты сырого газа (ЗСГ). Всего, по сообщениям информационных агентств, на реализацию обоих проектов должно было быть затрачено около 3,3 млрд. долл.

Могло ли быть по-другому?

Такой крупный субъект отечественной экономики, как ТШО, вклад которого в национальный ВВП оценивается несколькими полновесными процентами, не может рассчитывать на то, что общество (и прежде всего пресса) обойдет его вниманием. Административные органы, в первую очередь правительство, возлагают на предприятие особые надежды в связи с пополнением госбюджета и активизацией региональной экономики; местное население мечтает найти себе здесь высокооплачиваемую работу. К сожалению, за все годы существования проекта ТШО так и не удалось добиться "образцово-показательного" статуса, и, несмотря на все старания, подкрепленные многомиллионными затратами на "социалку", и самые высокие политические связи, ежегодно его сотрясают скандалы.

Прежде всего это относится к экологической стороне деятельности предприятия (смотрите досье "НН"). Можно даже предположить, что будь эта компания попроще или будь наши "зеленые" поавторитетнее (допустим, как на том же Западе) - "Тенгизшевройл" ожидали бы более крупные проблемы. Только изумительной толерантностью наших людей, с истовостью камикадзе готовых бежать на губительное производство ради большего заработка, можно объяснить сложившуюся ситуацию. Но сегодня речь не об этом.

Сама столь нескладная история деятельности ТШО в Казахстане (нравится мне в подобных случаях банковский термин "кредитная история"!) позволяет предположить, что очередной демарш СП далеко не случаен.

Ждать ли нам диверсификацию?

Каждый разумный хозяйственник, после того как наладит одно дело, мечтает о том, чтобы укрепить и разнообразить свое производство и за счет этого получить большую прибыль. Вторая половина прошлого столетия прочно вписала в экономический менеджмент и такое понятие, как экологическая безопасность. Но если этот гипотетический хозяйственник довольствуется лишь добычей природного сырья и не заботится о возмещении наносимого местной природе ущерба, то "заботу" о нем на себя должно брать государство. Видимо, только естественной слабостью становящейся на ноги молодой республики, которая не могла жестко ставить свои требования нефтемагнатам, можно объяснить то, почему лишь на исходе почти десятка лет существования на Тенгизе вплотную подошли к таким проектам, как ЗВП и ЗСГ.

Проект обратной закачки сырого газа в подземные нефтяные пласты, оцениваемый примерно в 800 млн. долл., должен обеспечивать поддержание внутрипластового давления на месторождении. Кроме того, он бы позволил ТШО если не полностью, то значительно решить многострадальную проблему накапливающейся серы (напомним, именно в ней экологи видят основную причину высокой смертности в регионе).

Проект завода второго поколения, несмотря на свою внушительную стоимость - 2,5 млрд. долл., позволил бы предприятию выйти на рынок с продукцией более высокого уровня передела, а значит, и с лучшей ценой.

Причина, которой в ТШО объясняют приостановку реализации этих проектов, непривычно прозаична. В специально подготовленном по этому поводу пресс-релизе говорится, что "бюджеты на осуществление проектов ЗВП и ЗСГ не были утверждены на совете партнерства. Партнеры не смогли достичь взаимоприемлемого решения, которое бы одновременно и обеспечивало финансирование крупных проектов ЗВП и ЗСГ, и учитывало различные экономические интересы партнеров". Не меньшую "тень на плетень" наводит и следующее признание из того же документа: "Партнеры ТШО остаются открытыми для поисков решения относительно финансирования вышеназванных проектов, которое сможет учесть интересы всех партнеров и позволит развернуть работы по проектам".

Между тем, видимо, не стоит питать иллюзий по поводу столь сокрушительной непредусмотрительности нефтяных генералов из ТШО: это же надо, уже пятый месяц работать над столь дорогостоящим проектом, привлечь специально компанию PFD, набрать солидный рабочий коллектив, обучить немалую часть людей в Англии - и только потом вдруг обнаружить, что не договорились с партнерами о затратах?! Рискуем ошибиться, но все же предположим, что проблема, скорее всего, заключается в 11 млрд. тенге экологического штрафа, который наложили на ТШО Министерство охраны окружающей среды и администрация Атырауской области. Предприятие, оспаривая выплату штрафа, дошло до Верховного суда, но здесь компании было отказано. Конечно, кому-то может показаться, что сумма для нефтяного гиганта не особо значительная, около 71 млн. долл., но согласитесь, взять и сразу ее отдать - больно! Есть, впрочем, и другие версии...

Как разрешится данная ситуация - пока неизвестно. Атыраусцы, лишившиеся высокодоходных рабочих мест, сейчас, конечно, переживают больше всех. Непростое положение и у нашего правительства (а скорее всего, оно и есть тот партнер, из-за которого стороны не могут договориться): с одной стороны, жаль инвестиций, которые застряли в заграничных банках, но, с другой стороны, и подобный демарш экономическим субъектам спускать нельзя...

* * *

Когда верстался номер, "НН" получили комментарий к ситуации вокруг ТШО от членов казахстанского правительства.

По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника, в правительстве осознают важность приостановленных проектов, реализация которых должна позволить увеличить добычу нефти на первом этапе до 22 млн. т, а в дальнейшем до 30 млн. т в год.

- Но сложившаяся финансовая ситуация не позволила партнерам найти взаимоприемлемое решение, - отметил министр. - Поэтому проекты отложены на неопределенное время.

Как сообщил В. Школьник, бизнес-партнеры по ТШО предлагают использовать внутренние инвестиционные средства, чтобы направить их на реализацию проектов. Однако такой подход не устраивает правительство, поскольку это уменьшает объем запланированных поступлений до 2006 года на 200 млн. долл. в год.

- Для Казахстана это значительная сумма, - подчеркнул министр финансов Зейнулла Какимжанов. - И мы не хотели бы наносить ущерб среднесрочной перспективе бюджета.

Казахстанская сторона предложила свой вариант решения проблемы - заимствование средств у различных финансовых институтов. Но пока это предложение не нашло отклика у иностранных партнеров. Впрочем, заметил министр финансов, правительство не сторонник публичных обсуждений внутренних условий контракта.

Кроме того, как сообщил З. Какимжанов, в текущем году республиканский бюджет недополучит от ряда крупных нефтяных компаний около 50 млрд. тенге.

-----

Правительство Казахстана считает необоснованным применение ускоренной амортизации на СП "Тенгизшевройл"
Kazakhstan today, 20 ноября

"Правительство Казахстана не сторонник публичных обсуждений внутренних условий контрактов с инвесторами". Об этом сегодня, 19 ноября в Астане, комментируя заявление СП "Тенгизшевройл" (ТШО) о приостановке работ по нескольким проектам, заявил министр финансов РК Зейнулла Какимжанов. "Мы всегда придерживались позиции обсуждать вопросы с инвесторами на двусторонней основе", - уточнил министр.

По его данным, более 53 компаний - недропользователей уточнили отдельные положения контрактов в соответствии с теми налоговыми изменениями, которые были сделаны в Казахстане. "Но в одностороннем порядке обвинять правительство в ухудшении инвестиционного климата, тем самым создавая для себя какую-то форму политического давления на правительство, уже неприемлемо", - заявил З. Какимжанов.

По мнению министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника, "существующая проблема - это внутренняя процедура нахождения партнерами взаимоприемлемого варианта финансирования проектов".

В. Школьник пояснил, что в 1999 году партнеры по ТШО приступили к рассмотрению проекта дальнейшего расширения производства в 2002-2005 годах. Расширение производства планируется за счет осуществления двух проектов - строительства завода второго поколения и проекта закачки сырого газа для поддержания пластового давления. Реализация данных проектов, отметил министр, позволит ТШО увеличить добычу нефти на первом этапе до 22 млн. тонн в год, а в дальнейшем и до 30 млн. тонн в год и более. Капитальные вложения на осуществление проектов составляют около $3,5 млрд.

Такие средства компания намерена получить за счет ускоренной амортизации, что, в свою очередь, ведет к значительным потерям госбюджета РК. Согласно данным министерства финансов РК, с 1993 по 2002 год ТШО использовало производственную амортизацию для определения налога на прибыль. Начиная с 2002 года ТШО самостоятельно, без одобрения совета партнеров и согласия правительства Казахстана, решило перейти на ускоренную 5-летнюю амортизацию. Подобный переход уменьшает объемы выплат налога на прибыль в 2002-2006 году на сумму около $1 млрд. Министр финансов З. Какимжанов подчеркнул, что ежегодное недопоступление в госбюджет в среднем составит $200-250 млн. "Для Казахстана эта сумма значима, и мы не хотели бы наносить текущий ущерб среднесрочной перспективе бюджета", - отметил он. Сейчас, заметил министр, "ТШО платит 9 центов с доллара нефти - это очень низкий объем доходов государственного бюджета с нефтедоллара". По словам З. Какимжанова, "казахстанская сторона за то, чтобы проект расширения производства на ТШО был, но не за счет уменьшения налоговых выплат".

"Расширение производства выгодно для всех партнеров без исключения, но сложившаяся финансовая ситуация не позволила партнерам выработать взаимоприемлемые механизмы их финансирования", в связи с чем, "начало реализации этих проектов единогласно всеми партнерами было отложено на неопределенное время", - сказал В. Школьник.

Как сообщил В. Школьник, правительство Казахстана "предложило массу решений, которые можно осмыслить и принять, которые будут удовлетворять всех партнеров". В частности, по мнению правительства, источником финансирования проекта могут быть заемные средства, "что является достаточным решением для обеспечения интересов всех акционеров ТШО".

"Какие источники финансирования найдут партнеры - это их право, - сказал В. Школьник, - если решение не будет найдено, что маловероятно, то проект не будет расширяться и ТШО будет работать в прежнем режиме", - резюмировал министр.

В СП "Тенгизшевройл" входят "ШевронТексако" (50%), "ЭксонМобил" (25%), "КазМунайГаз" (20%) и "ЛукАрко" (5%). По данным В. Школьника в 2002 году ТШО планирует добыть около 12,7 млн. тонн нефти.

-----

Судьба КТК - в руках Вашингтона
Александр Орлов, GazetaSNG, 20 ноября

ОАО "Транснефть" продолжает переговоры с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК) о возможности использования порта и резервуарного парка консорциума в Южной Озерейке (вблизи Новороссийска) для перевалки российской нефти на экспорт. На сегодняшний день Новороссийский порт переваливает в год до 43 млн тонн нефти, поставляемой по трубопроводам "Транснефти" через Тихорецк из казахстанского сектора Каспия, точнее - с месторождения Тенгиз. Использование принадлежащего КТК терминала в Южной Озерейке для перевалки нефти может увеличить объемы экспорта на этом направлении еще на 4-6 млн тонн. Но американские участники проекта КТК выставляют, похоже, стратегические требования.

В руководстве "Транснефти" заявили, что "продолжение переговоров стало возможным после ротации в руководстве КТК, которое теперь возглавляют представители американской компании Chevron - "добытчика" Тенгизской нефти". Этакий реверанс американским партнерам.

Порт КТК в Южной Озерейке находится на незначительном расстоянии от Новороссийского нефтяного терминала и, согласно комментариям "Шеврона", в принципе может войти в состав дочернего предприятия, объединяющего мощности этого и основного - т.е. новороссийского нефтеэкспортного терминала. Такие идеи пока не комментируются другими участниками консорциума. Похоже, американцы не прочь добиться права экстерриториальности не только для трубы КТК, но и для экспортных терминалов консорциума. Кстати, такие нефтепроводы с замыкающими портами, фактически принадлежащие компаниям США, давно существуют в Центральной, Южной Америке, бассейне Персидского Залива (в том числе в Саудовской Аравии).

Заметим в этой связи, что спецпредставитель президента и госсекретаря США в каспийском регионе Стивен Манн недавно заявил в Вашингтоне, что "нефтегазовые артерии в черноморско-каспийском бассейне должны иметь бессрочные гарантии безопасности. Эту безопасность мы намерены защищать. Не должно быть никаких препятствий транзиту нефти и газа с Каспия". По информации из Минэнерго РФ и самого КТК, некоторые американские компании предлагают России поставлять в среднем за год 15-20 млн тонн нефти в стратегический резерв США. Причем выдвигается идея доставки туда, прежде всего, тенгизской нефти, которую Россия сперва будет покупать, а затем продавать американцам. При этом последние намерены, якобы, дотировать российский импорт с Тенгиза, но - в обмен на постепенную экстерриториальность объектов КТК и его тарифной политики.

Вменяемые официальные разъяснения на сей счет получить в "Транснефти" или Минэнерго РФ не удалось. Но в этих структурах намекнули, что, во-первых, иностранные участники консорциума категорически против усиления российского присутствия в КТК, в том числе в сфере регулирования нефтеперекачивающих тарифов и портовых расценок. А во-вторых, на активность американцев в упомянутом вопросе влияют существующие противоречия по поводу регламентации тарифной политики КТК в треугольнике между Минэнерго РФ, Федеральной энергокомиссией и самим руководством консорциума.

Косвенным подтверждением такого сценария может служить недавнее высказывание г-на Манна на переговорах с делегацией казахстанских нефтяных и газовых компаний в Вашингтоне: "Навряд ли каспийская нефть сможет в обозримой перспективе заменить ближневосточную в американской нефтепереработке. Это связано и с географическими факторами, и с тенденцией мировых нефтяных цен, а также с политической ситуацией в Прикаспии. Кроме того, влияют на потребление каспийской нефти и известные юридические споры по поводу принадлежности касписйской нефти, проблемы транзитной политики в регионе". Тем самым американцы, скорее всего, пытаются оказать давление на политику России в отношении и КТК, и всего Каспийского бассейна, в том числе в отношении Ирана.

Между тем, американский прессинг недавно усилился: руководство "Шеврона" объявило о временной приостановке инвестиций в проекты непосредственно КТК и связанные с КТК. Ранее эта компания, напомним, планировала вложить в освоение Тенгизского месторождения около 3 млрд дол. Ожидалось, что уровень добычи нефти к 2005 г. должен был вырасти с нынешних 240-260 тыс. баррелей в день до 450 тыс., а то и до 600 тыс. баррелей (в зависимости от мировых нефтяных цен и ситуации в бассейне Персидского Залива).

Теперь же реализацию этих планов решено отложить. Отсрочку в руководстве "Шеврона" называют вынужденной и считают, что основной ее причиной стали "нерешительные действия партнеров по консорциуму".

О какой нерешительности идет речь? Может, именно в сфере тарифной политики и лоббирования экстерриториального статуса всех объектов КТК? Заметим, что совокупная американская доля в "Тенгизшевронойле" ныне достигает 76% (в т.ч. доля "Шеврона" - 50,5%). В самом же КТК реестр акционеров такой: доля российского государства - 24%, российских компаний (ЛУКАРКО, "Роснефть") - 13%: то есть всего 39%. Доли Казахстана и Омана - соответственно 20,75 (в т.ч. "Казахстан-пайплайн" - 1,75%) и 7%. Доля же в этой структуре американских компаний достигает, в целом, 27,5%, из них "Шеврон-Каспиан пайплайн" принадлежит 15%. Но, повторим, именно американцы, по сути, "заказывают музыку" в освоении и доставке на экспорт тенгизской нефти, которой заполняется нефтепровод КТК. Иными словами, в судьбе КТК возможны любые варианты.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На совместном заседании палат Парламента проект бюджета-2003 принят во втором чтении 30.11.2002
ЗАОчные делишки 30.11.2002
Как русская мафия процветает в тени Кремля 30.11.2002
СП "Васильковское золото" планирует подписание контрактов с западными переработчиками 30.11.2002
Мы строили, строили и, наконец, построили. Ура нам! 30.11.2002
Бюджет социального доверия 29.11.2002
Признание облегчает наказание 29.11.2002
"Metromedia" призналась, что ее сотрудники нарушали закон в странах СНГ 29.11.2002
"Эксимбанк" отдали Какимжанову 28.11.2002
Что наша жизнь? Труба! 28.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz