Нуржан Мунайтпасов, "Новости недели", 28 ноября
В прошлом номере "НН" писали о разногласиях между казахстанским правительством и акционерами нефтедобывающего СП "Тенгизшевройл" ("ТШО показывает зубки?", "НН" № 46 от 20.11.2002 г.). Мы вынуждены вернуться к этой теме.
КТК под ударом
Снижение добычи нефти ТШО ставит под удар весь проект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), поскольку загрузка трубопровода Тенгиз - Новороссийск сейчас составляет всего около двух третей. Напомним, что грандиозный проект КТК, именовавшийся в отечественной прессе не иначе как "проект века" и стоивший 2,7 млрд. долл., должен был позволить казахстанской нефти попасть на берега Черного моря по "нитке" в 1580 км. Первая очередь трубопровода, с огромными трудностями запущенная в ноябре прошлого года, имеет пропускную способность в 18 млн. т в год. За минувший период через КТК пропущено лишь около 10 млн. т нефти, добытой ТШО, что, конечно же, сказывается на сроках его окупаемости. Предполагалось, что после выхода первой очереди на проектную мощность по трубопроводу будет транспортироваться 28,2 млн., а после полного завершения - до 67 млн. т нефти в год.
Впрочем, для КТК на ТШО свет клином не сошелся. На новых крупных месторождениях Казахстана бурятся скважины, и многие компании хотели бы получить свою квоту в транспортировке по КТК. Так, к примеру, "КазМунайГаз" и китайская CNPC планируют уже к середине декабря завершить строительство ветки Кенкияк - Атырау длиной в 449 км, которая позволит им врезаться в КТК и прокачивать на берега Черного моря не менее 10 млн. т в год. Не прочь запустить в КТК не менее 5 млн. т и Карачаганакская интегрированная организация (КИО), добывающая нефть на северо-западе Казахстана. Но...
И без того многострадальную судьбу КТК теперь испытывает Россия.
"Отсель грозить мы будем..."
Являющаяся крупнейшим акционером КТК (24 проц. акций) Россия, тем не менее, изначально демонстрировала свой непредсказуемый характер. С одной стороны, прикладывая значительные усилия к тому, чтобы каспийская нефть пошла именно через ее территорию, с другой - она умудрялась вставлять палки в колеса безусловно прибыльного проекта. Ни для кого не секрет, что именно позиция главного акционера - причина трехкратного переноса запуска трубопровода, а когда это все-таки состоялось, то презентация получилась скомканной и явно не на соответствующем проекту уровне.
Весь этот год работы КТК в России находились силы, которые были недовольны тем, что тариф за прокачку нефти по трубопроводу составляет всего 25 долл. за тонну. Недавно эти силы материализовались в Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК), которая направила в правительство рекомендации по включению КТК в реестр естественных монополий с повышением тарифа на прокачку нефти до 38 долл. Договор акционеров КТК комиссия считает противоречащим федеральному законодательству, а то, что правительство подписалось под ним, - нарушением.
Естественно, намерение россиян повысить тариф прочие акционеры КТК восприняли с нескрываемым ужасом. На состоявшейся на прошлой неделе в Москве конференции "Стратегическое планирование для компаний нефтегазового сектора в России и СНГ" замминистра энергетики США Кайл Макслэрроу, генеральный директор КТК Иен Мак-Дональд и другие приложили максимум усилий, чтобы переубедить своего партнера по проекту. "Правительство США озабочено включением КТК в реестр естественных монополий, - заявил К. Макслэрроу. - В таком важном вопросе нельзя ошибиться". А И. Мак-Дональд не преминул перечислить условия акционерного договора, которые не выполняются россиянами: неприсвоение статуса специализированного порта нефтяному терминалу в Южной Озерейке близ Новороссийска, неправомерное взимание корабельного сбора с акционеров КТК и его аффилированных грузоотправителей, чуть ли не ежедневная угроза взимания НДС с тарифа за транспортировку нефти. "Закон "О естественных монополиях" вступил в силу за год до того, как правительство подписало договор по КТК и дало заверение, что он не противоречит законодательству", - подчеркнул И. Мак-Дональд.
Продолжение детектива
Если вы думаете, что злоключения каспийской нефти на этом заканчиваются, то глубоко заблуждаетесь. Как во всяком лихо закрученном по сюжету романе, на сцене должны появляться все новые герои, и мы, наблюдатели этих событий, еще не раз запутаемся, выясняя, какой персонаж положительный, а какой нет. В данном случае кто же хочет "убить" КТК?..
Совсем некстати (если это бывает когда-нибудь кстати) накануне описываемых событий у берегов Испании происходит крушение танкера "Престиж" с российской нефтью, на поверхность моря выливается около 10 тыс. т. Европа в шоке, и мировые эксперты начинают усиленно педалировать тот факт, что за последние три года экспорт нефти из стран бывшего Союза вырос на 40 проц., судоходное движение стало более интенсивным, а потому вероятность повторения подобных инцидентов возросла во много раз.
Европа не хочет повторения экологической катастрофы, и здесь выясняется, что Черное море - тоже внутри континента. То есть даже если КТК, на радость его акционеров, будет полностью загружен, неминуемо встанет вопрос: куда эту нефть девать дальше?!
В настоящее время из Новороссийска нефть танкерами через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы выходила на океанский простор. Но Турция и до этого уже неоднократно заявляла о том, что подвергается огромному экологическому риску, а теперь, после случая с "Престижем", и вовсе готова никого не пускать. В таком случае ценность многострадального КТК для нефтедобытчиков катастрофически стремится к нулю.
Уверения экспертов, что "принципиальность" Турции в экологическом вопросе объясняется ее участием в проекте нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, конечно, небезосновательны. Но ведь реально казахстанская нефть попадет в этот "вектор" не раньше 2005 года. Куда сейчас направить увеличивающиеся объемы добываемых казахстанских углеводородов?..
Вместо эпилога
Специалисты уверяют, что пока высокая цена на нефть держится за счет того, что США и Европа наращивают свои нефтяные резервы. Затем, когда этот процесс завершится, цены упадут с нынешних 25-26 до 14-15 долл. за барр. Тогда, видимо, с наших нефтедобытчиков будет уже просто грешно спрашивать большие деньги. |