NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Воскресенье 21.07.2019 17:56 ast
14:56 msk

Куда потечет казахская нефть?
Казахстан в настоящее время не рассматривает вопрос о строительстве транскаспийского подводного нефтепровода из Актау в Баку
03.12.2002 / экономика

Олег Николаев, "Нефть России", 2 декабря

Казахстан в настоящее время не рассматривает вопрос о строительстве транскаспийского подводного нефтепровода из Актау в Баку. Об этом заявил директор казахстанской госкомпании "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. По его словам, это связано с политическими, экологическими и техническими моментами.

В качестве основного аргумента против прокладки транскаспийской трубы г-н Кабылдин назвал нерешенность вопроса о правовом статусе Каспийского моря. До этого, по его мнению, говорить о всяких такого рода дорогостоящих проектах, по меньшей мере, преждевременно. Тем более, что затраты на строительство нефтепровода окупятся лишь в том случае, если объемы транспортировки казахстанской нефти превысят 20 млн тонн в год.

Довод вполне серьезный и резонный. Трубопровод - штука сложная и дорогая, тем более, что от Актау до Баку - это наискосок почти через весь Каспий. А ну как потом выяснится, что надо будет платить аренду за использование чужого участка дна. Или, не дай Бог, трубу там, под водой, прорвет; кто тогда будет отвечать? Ну и так далее. К тому же, как бы там ни было, а трубопровод Актау - Баку, буде его проложат, все равно войдет в систему прокачки нефти к турецкому средиземноморскому терминалу Джейхан. А вот к этому-то проекту, Баку - Тбилиси - Джейхан, отношение в Астане довольно прохладное.

Стоит еще раз напомнить, что эта труба от Баку до Средиземного моря в первую очередь предназначена для перекачки каспийской нефти на Запад в обход России. Предполагалось, что по нефтепроводу будет транспортироваться и казахская нефть, поскольку количество сырья в азербайджанских морских месторождениях, по мнению ряда экспертов, может оказаться недостаточным.

Но казахи пока особого энтузиазма по поводу этой идеи не высказывают. И даже более того, пару месяцев назад премьер-министр Казахстана Имангали Тасмагамбетов заявил, что с экономической точки зрения, иранское направление транспортировки казахской нефти предпочтительней, чем по трубопроводу Баку - Джейхан. "Не намного, - подсластил пилюлю Тасмагамбетов, - но, однозначно, предпочтительней".

Понятное дело, такого рода заявления даже премьер-министры сами по себе не делают. Еще в апреле президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил в Алма-Ате, что его страна ищет многовариантные пути выхода в Европу, одним из которых может быть прокладка трубопровода к Персидскому заливу через Иран. Экономическую выгодность персидского маршрута хором подтвердили казахстанские эксперты всех профилей. Такой поворот сюжета, надо думать, неприятен американцам вдвойне. И потому, что проект Баку - Джейхан теряет очень важного потенциального участника, и потому, что этот участник обратил свои взоры не куда-нибудь, а в сторону столь нелюбимого Вашингтоном Тегерана.

Но и президента Назарбаева понять тоже нужно. Значительной своей частью нефтепровод Баку - Джейхан пройдет по территории Грузии, обстановка в которой особой стабильностью не отличается. Прогнозировать, как там будут развиваться события, довольно трудно. А нефтепровод - вещь дорогая и долговременная, на основании его строится экономическая политика страны. Так что Назарбаев, похоже, считает баку-джейханский вариант сомнительным.

Что же касается иранского маршрута, то в какую бы "ось зла" американцы Иран ни записывали, ситуация там стабильна. Правительство, в отличие от грузинского, контролирует всю территорию страны, и никаких мятежников и боевиков там не заметно. Это, во-первых. Во-вторых, в Астане понимают, что без казахстанской нефти трубопровод Баку - Джейхан теряет значительную часть своей экономической привлекательности. А раз так, то можно потребовать для себя особых условий и льгот. Это вовсе не шантаж, а трезвый политический и экономический расчет. И, наконец, в-третьих. Ирану нужны выходы во внешний мир. Ирану нужны друзья, союзники и партнеры, чтобы порвать паутину американских санкций. А, следовательно, от него можно ждать более выгодных условий и более ласкового отношения.

А в Баку казахская нефть, может, и потечет, но не сейчас и на условиях Астаны.

"Нефтяные генералы" прикаспийских стран зачастили в Баку
Media-press, 2 декабря

Вопросы российско-азербайджанского сотрудничества в нефтегазовой сфере будут сегодня основными на встречах в Баку министра энергетики РФ Игоря Юсуфова. Он проведет переговоры со своим азербайджанским коллегой Меджидом Керимовым, встретится с президентом страны Гейдаром Алиевым, а также с первым вице-президентом государственной нефтяной компании Ильхамом Алиевым.

В поездке в Баку Юсуфова сопровождают высокопоставленные менеджеры ряда российских нефтяных компаний, в том числе первый вице-президент "ЛУКойл" Равиль Маганов. В Баку полагают, что его приезд разъяснит позицию представляемой им компании по поводу выхода из контракта "Азери-Чираг-Гюнешли", самого крупного азербайджанского энергопроекта на Каспии, оцениваемого, по последним данным, в 20 миллиардов долларов.

Напомним, что две недели назад "ЛУКойл", владеющий в этом проекте 10 процентами акций, объявил об их продаже одной из японских компаний за 1,25 миллиарда долларов. Это намерение породило волну версий о причинах такого шага - при этом аналитики называли как политические, так и финансовые мотивы. Дело, скорее всего в последних, учитывая широкомасштабные планы "ЛУКойла" по строительству нефтяного терминала в Мурманском порту для последующего экспорта нефти в США, для чего требуются несколько миллиардов долларов. Некоторые эксперты не исключают также, что "ЛУКойл" может приобрести выставляемый на продажу государственный пакет акций "Славнефти", что тоже требует около 2 млрд. долларов.

Интересно, что визит И.Юсуфова будет проходить сразу вслед за переговорами, которые провела в Баку делегация казахстанского "КазМунайГаза". И, наверняка, российскому министру небезынтересно будет узнать об их результатах. Кроме того, вряд ли прошло мимо внимания российской стороны и сообщение о возможности подписания весной следующего азербайджано-иранского соглашения по Каспию, которое ожидается в ходе визита в Баку президента ИРИ Мухаммада Хатами.

Но вернемся к только что завершившимся в Баку переговорам между Госнефтекомпанией Азербайджана и казахстанской национальной компанией "КазМунайГаз". Эти переговоры завершились давно ожидаемым заявлением казахской стороны о намерении все же транспортировать часть своей нефти по Основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (ОЭТ БТД).

Как сообщил по завершении переговоров управляющий директор по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин, он обсуждал с руководством Госнефтекомпании Азербайджана вопросы, связанные с подготовкой межправительственного соглашения о присоединении казахстанских компаний к проекту нефтепровода БТД. "Я думаю, что это соглашение будет подготовлено очень скоро, так как стороны настроены конструктивно", - сказал он, подчеркнув в тоже время, что "пока рано говорить о конкретной дате подписания этого документа".

По его оценкам, Казахстан сможет направлять в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан до 20 миллионов тонн нефти в год. Он также отметил, что желание прокачивать нефть по этому маршруту уже изъявили зарубежные компании, задействованные в казахстанских энергопроектах совокупно владеющие в трубопроводной компании BTC Co ("Баку-Тбилиси-Джейхан") 15 процентами акций. Это итальянская компания Agip, японская Inpex, американская ConocoPhilips и французская TotalFinaElf.

В тоже время Каиргельды Кабылдин отметил, что вопрос строительства транскаспийского нефтепровода Актау-Баку в Казахстане не рассматривается. По его словам, это связано с "политическими, экологическими и техническими моментами".

Он особо отметил, что "без решения вопроса о правовом статусе моря преждевременно говорить о прокладке трубопровода по дну Каспия". "Мы не настаиваем на этом проекте также и потому, что понимаем важность защиты экологии Каспия", - добавил управляющий директор. С другой стороны, отметил он, расчеты показывают, что затраты на строительство подводного нефтепровода Актау-Баку окупятся лишь в том случае, если объемы транспортировки казахстанской нефти превысят 20 миллионов тонн в год. "Меньшие объемы нефти выгоднее доставлять в Баку на танкерах", - сказал Каиргельды Кабылдин.

Напомним, что эта схема транспортировки углеводородов из Актау в Баку действует уже несколько лет. С 1996 года нефть из Казахстана транспортируется через Азербайджан и Грузию по маршруту Актау-Дюбенди-Батуми, в котором задействованы танкеры, трубопровод по территории Азербайджана и железная дорога. За этот период было перевезено около 10 миллионов тонн нефти. В 2002 году по маршруту Актау- Дюбенди- Батуми будет транспортировано около пяти миллионов тонн казахстанской нефти, в 2,5 раза больше, чем в предыдущем.

Кроме того, К.Кабылдин сообщил, что в Казахстане не исключают возможности переработки его нефти на бакинских нефтеперерабатывающих заводах, что также обсуждалось на прошедших переговорах. Речь идет, пояснил Кабылдин, о возможности переработки казахстанской нефти в Баку в обмен на те же объемы азербайджанской, которые будут транспортироваться по БТД и засчитываться Казахстану. Целесообразность такого обмена состоит в том, что азербайджанская нефть по качеству выше казахстанской и смешение двух видов нефти в одной магистрали приведет к снижению качественных показателей и соответственно стоимости углеводородов.

"Насколько это будет выгодно сегодня сказать трудно, надо провести расчеты", - поделился управляющий директор "КазМунайГаза". "Но безусловно, те сорта казахстанской нефти, которые не пойдут по трубопроводам КТК (Каспийскому трубопроводному консорциуму) и "Баку-Тбилиси-Джейхан", будут перерабатываться на бакинских НПЗ, как это имело место в недалеком прошлом, и экспортироваться на мировые рынки в виде нефтепродуктов", - сказал он.

Мощность азербайджанских НПЗ составляет 22 миллиона тонн нефти в год, но в настоящее время заводы перерабатывают лишь 6,2-6,4 миллиона тонн нефти ГНКАР в год.

Казалось бы, нужно радоваться такому повороту событий и долгожданному согласию Астаны направить свою нефть на Джейхан. Но не будем спешить: ровно три года назад, на стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 года, Казахстан уже обещал, что будет прокачивать свою нефть по ОЭТ Баку-Джейхан. Затем последовал долгий период невнятных и противоречивых заявлений типа "мы не сбрасываем со счетов БТД, но считаем, что иранское направление экспорта казахстанской нефти экономически более выгодно". Кстати, о том, что Астана по-прежнему так считает, свидетельствует и сообщение, переданное агентством "Казинформ". Компания TotalFinaElf завершила ТЭО строительства нефтепровода для экспорта казахстанской нефти через территорию Туркменистана в Иран. Вице-премьер республики Карим Масимов подтвердил, что ТЭО уже изучается правительственными экспертами. Нефтепровод протяженностью 1500 км соединит богатые нефтяными месторождениями западные районы Казахстана с Тегераном и портом Харк.

Еще одно возможное объяснение шагов Казахстана навстречу проекту ОЭТ может заключаться в обострении отношений руководства этой республики с самым крупным нефтяным инвестором Казахстана - компанией ChevronTexaco. Напомним, что около десяти дней назад эта компания заявила, что отказывается от финансирования второй очереди проекта освоения месторождения Тенгиз. Свое решение компания, владеющая 50 проц акций совместного предприятия "Тенгизшевройл", объяснила тем, что ее партнеры, в том числе государственная компания "КазМунайГаз", не смогли согласовать финансирование второй стадии проекта. Всего в эту фазу проекта планировалось вложить 3-3,5 млрд. долларов. Если перевести эту фразу в практическую плоскость, то звучит это примерно так: правительство Казахстана хочет пересмотреть условия предыдущих соглашений с ChevronTexaco, на что последняя, естественно, не соглашается. Позицию компании поддержал на переговорах в Астане министр торговли США Дональд Эванс, который потребовал от руководства республики честным путем разрешить конфликт с ChevronTexaco. Он подверг критике стремление Казахстана оштрафовать эту нефтяную компанию за то, что она открыто заявила о своем конфликте с властями республики. Как считает Д.Эванс, действия ChevronTexaco полностью законны.

Еще одна возможная причина того, что Астана поворачивается лицом к БТД, может заключаться в том, что не ясно будущее нефтепровода КТК мощностью первой очереди 28 млн. тонн в год. Ровно год назад началась его пробная эксплуатация, но до сих пор труба не загружена полностью, то есть нефти для нее пока не хватает. В то же время Астану не могут не беспокоить недавние попытки России увеличить свою долю доходов от КТК - крупнейшего в регионе экспортного нефтепровода. И плюс к этому не вполне внятное требование Федеральной энергетической комиссии РФ к "Транснефти" о преобразовании КТК в федеральную российскую собственность. Таким образом, Москва как бы вновь напомнила, что кран от КТК в ее руках.

Не стоит сбрасывать со счетов и то давление, которое оказывается на Астану со стороны США с тем, чтобы Казахстан подключился к Баку-Джейхану. Все это вкупе могло подтолкнуть руководство этой республики к последним шагам. Правда, до сдачи в эксплуатацию ОЭТ БТД еще три года, и не исключено, что Астана может вновь изменить свои планы.

-----

Казахстан не будет рассматривать план строительства нефтяного транскаспийского трубопровода
Kazakhstan today, 2 декабря

"Казахстан не будет рассматривать строительство транскаспийского нефтяного трубопровода Актау - Баку", заявил во время переговоров с азербайджанской Государственной нефтяной компанией исполнительный директор по транспортной инфраструктуре и эксплуатационным проектам НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. Об этом корреспонденту KZ-today стало известно из сообщения, опубликованного на официальном сайте НАТО.

К. Кабылдин сообщил, что такое решение Казахстана по вопросу трубопровода Актау - Баку было вызвано "политическими, экологическими и техническими причинами".

По словам К. Кабылдина, "без урегулирования вопроса о статусе Каспийского моря говорить о прокладывании трубопровода по дну моря слишком рано. Расчеты показывают, что затраты на строительство подводного нефтепровода Актау - Баку будут компенсированы только в случае, если объем поставок казахстанской нефти превысит 20 млн. тонн ежегодно". К. Кабылдин сделал акцент на том, что "поставки меньшего объема нефти танкерами гораздо прибыльнее".

Транспортировка углеводородов из Актау в Баку существует уже несколько лет. В этом году около 5 млн. тонн нефти будет переправлено в порт Батуми через Азербайджан, что на 250% больше, чем в прошлом году.

Между тем, по словам К. Кабылдина "Казахстан не исключает возможности поставки нефти на бакинские нефтеперерабатывающие предприятия. Этот вопрос обсуждался на переговорах в Баку. Существует возможность переправки казахстанской нефти в Баку в обмен на такой же объем азербайджанской нефти, транспортируемой по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан в качестве взаиморасчета". "Такой обмен, - по мнению К. Кабылдина, - выгоден, так как качество азербайджанской нефти выше казахстанской и смесь двух видов нефти в одном магистральном трубопроводе приведет к снижению качества и, соответственно, стоимости углеводородов".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
2002 год: рост по всем показателям 30.12.2002
"Казхром" рвется в мировые лидеры 30.12.2002
Документы доработаны? 29.12.2002
Трубопроводные новости 29.12.2002
Социально-экономическое развитие Казахстана: итоги 11 месяцев 2002 года 28.12.2002
Неизвестный пока покупатель прибрел госпакет "Казахмыса" за 184 млн. долларов 28.12.2002
"Казахстан темир жолы", по данным ее руководства, стоит примерно $8,5 млрд. 28.12.2002
Серый, но худой кардинал 28.12.2002
Чубайс избавляется от ТВ 28.12.2002
В РК объем промышленного производства в январе-ноябре вырос на 9,8% 27.12.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.07.19 Воскресенье
87. МАЛЯР Иосиф
65. ИБРАЕВ Мурат
62. БИСЕНОВ Кылышбай
61. МАДИКЕНОВ Болат
59. ЖАРМУХАМБЕТОВ Мажит
59. СМИРНОВА Ирина
58. ДЖАНАБЕРГЕНОВ Кайрат
58. ИБАТОВ Марат
58. НУГМАНОВ Серик
57. ЖУМАЕВ Ерахмет
56. ЕСИМОВ Даулетхан
56. САГИНГАЛИЕВ Мухтар
55. МУХАНЖАРОВ Аблай
55. МУХИТОВ Кайрат
54. АБДРАХМАНОВ Мухтар
...>>>
22.07.19 Понедельник
98. ДЖИЕНБАЕВ Султан
90. КОЙБАГАРОВ Болатбек
84. ЛОБОВ Владимир
80. КЕСОГЛУ Лаки
71. МАНКЕЙ Бахитжамал
71. СЕГАЛ Илья
70. ЛАДЫГИН Валерий
70. ПЕРЗАДАЕВ Мурат
69. САУРАН Алихан
67. КУЦ Василий
66. ЕРОФЕЕВА Ирина
65. АУБАКИРОВ Шакен
63. РУСТЕМОВА Гаухар
59. ПЛОТНИКОВ Сергей
57. КОЖАМЖАРОВА Дария
...>>>
23.07.19 Вторник
76. КАЖИБАЕВ Амангельды
73. КЕНЖИН Тулеш
73. ЧЕРДАБАЕВ Магауия
71. БЕКТУРСЫНОВ Ызгарбек
68. ДЕНИНГ Николай
67. ЖУБАНДЫКОВ Серик
66. ЕГИЗБАЕВ Алтынбек
64. САБДЫКОВ Нур
61. БАЗАРБАЕВА Асия
58. БЕГЕШЕВ Ахмет
56. АРЫСТАНОВ Талгат
50. МАЛЫБАЕВ Бакитжан
48. ЛАВРИНЕНКО Элина
47. МАТАЕВ Талгат
46. СЫДЫКОВ Архат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz