Валерий Кузнецов, "Время МН", 3 декабря
Появились предположения о том, что за всем этим стоит стремление некоторых олигархов остановить завод, а потом, обанкротив его, прибрать к рукам.
Самарский губернатор Константин Титов на днях сделал резкое заявление в связи с этой ситуацией.
Он подчеркнул, что сегодня "АвтоВАЗ" - это 76% российского автомобилестроения, и его падение будет автоматически означать крах отечественного автопрома, что может привести к кризису по всей России. Только за две недели ноябрьского простоя ВАЗа, повлекшего за собой приостановку работы десятков предприятий страны, бюджеты всех уровней - от федерального до городского - потеряли около 1,5 млрд рублей.
Между тем автогигант продолжает сталкиваться с проблемами. На днях руководство "АвтоВАЗа" объявило о прекращении в недалеком будущем производства внедорожников "Нива". Сворачивается, возможно, самая отлаженная и эффективная программа волжских автомобилестроителей. Через три года "АвтоВАЗ" полностью прекратит выпуск внедорожников всех модификаций. Президент "АвтоВАЗа" Виталий Вильчик официально подтвердил этот слух, который появился уже с полгода назад. Таково условие, которое поставил "Дженерал моторс" прежде, чем подписывать соглашение о создании с тольяттинцами совместного предприятия. Более того, вазовцы при разработке нового внедорожника, на который они было замахнулись, сейчас не имеют права использовать в нем ни одной детали, ни одного узла со старой "Нивы". Скорее всего, у "АвтоВАЗа" больше никогда не будет своего внедорожника.
"Нива", отметившая в этом году 25-летие своего существования, - самый титулованный советско-российский автомобиль. Сразу после своего рождения в 1977 году "Нива" была признана лучшим автомобилем Европы и Австралии. Говорят, что европейцы после ее появления на рынке так оценили машину: "И чего только не придумают эти русские, лишь бы дороги не строить". За четверть века на ее счету немало достижений. Одно из них - это самостоятельный подъем в Гималаях, причем без каких-либо лебедок, на высоту 5726 метров. Рекорд, не превзойденный никем, установлен осенью 1999 года.
Есть у "Нивы" и еще один рекорд - самое большое семейство из 16 модификаций, имеющих широчайшее применение. Первым появился инкассаторский броневик, потом грузовичок "Бизон", санитарная машина и даже кабриолет. А снегоболотоход "Марш" произвел фурор среди экологов. Благодаря своим огромным колесам он может бегать даже по тундре, не причиняя ей ни малейшего вреда. "Нива" - единственный вазовский автомобиль, который экспортировался даже в Японию. За четверть века в Тольятти выпущено более полутора миллионов внедорожников, треть из них ушла на экспорт. И по сей день это единственный вазовский автомобиль, который действительно пользуется спросом на Западе.
Виталий Вильчик сейчас говорит, что после 2005 года "Нива" будет выпускаться только на совместном предприятии в казахстанском Усть-Каменогорске в количестве не более 9 тыс. штук ежегодно. А наш рынок с приходом в Тольятти "Дженерал моторс" потеряет 75 тысяч отечественных внедорожников по цене 5 тыс. долл. и получит столько же российско-американских "Шевроле - Нива" при стартовой цене в 8 тыс. Разницу почувствуйте сами. |