Григорий Марченко. "Ведомости", 3 декабря 2002
Доработанный проект закона о страховании вкладов должен в четверг поступить в правительство России. Единственная страна СНГ, которая уже создала такую систему, - это Республика Казахстан. Конечно, опыт южного соседа не может быть полностью перенесен на российскую почву. Однако Казахстан имел схожие с Россией проблемы в банковской системе. И пытался их решить с помощью системы страхования вкладов.
В связи с устойчивым развитием финансовой системы Казахстана в последние годы наблюдается рост объемов депозитов в банках второго уровня и постепенное укрепление доверия населения к банковской системе (за последние два года 10 месяцев вклады населения выросли в 4,3 раза до $1,5 млрд). Такая тенденция во многом обусловлена функционированием системы гарантирования (страхования) депозитов физических лиц. Существующая система защиты вкладов является одним из важных достижений казахстанской банковской сферы, поскольку у других стран СНГ аналогичной системы еще нет.
В настоящее время в Казахстане средний размер вкладов на душу населения составляет примерно $105, что является вторым показателем среди стран СНГ после России.
Сбережения населения являются основным источником внутренних инвестиций любого государства, которое мобилизует эти средства через финансовые учреждения. В настоящее время на фоне недостаточно капитализированного рынка ценных бумаг в Казахстане в вопросе привлечения сбережений населения продолжают доминировать банки. Поэтому после азиатского кризиса 1997 г. и российского дефолта 1998 г. перед казахстанской банковской системой стояла задача восстановить доверие населения к ней путем создания эффективной системы защиты вкладов населения в банках.
В разные периоды времени с проблемами сохранности вкладов населения в банках сталкивались практически все развитые страны. Впервые страхование депозитов было введено в 1929 г. в США. В 1934 г. , когда многие вкладчики коммерческих банков потеряли свои сбережения после серии банкротств во время Великой депрессии, в США была создана система общефедерального страхования банковских депозитов - Федеральная корпорация страхования банковских депозитов. В 70 - 80-е гг. страхование депозитов появилось в Европе, Японии, Канаде и других странах.
Что касается нашей страны, то система обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов населения в банках второго уровня действует уже более двух лет. В конце 1999 г. была разработана нормативная правовая база функционирования системы и создана специальная организация, занимающаяся страхованием вкладов физических лиц, - ЗАО "Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц в банках второго уровня" с уставным капиталом в размере 1 млрд тенге (валютный эквивалент - $7 млн по официальному курсу на 1 ноября 1999 г. ).
Учредителем фонда является Национальный банк Республики Казахстан. Главная цель фонда, определенная его уставом, - это "защита интересов вкладчиков в случае применения по отношению к банку - участнику системы процедуры принудительной ликвидации".
Первоначально в обязательном порядке в систему могли быть включены лишь банки, отнесенные Национальным банком к первой группе по переходу к международным стандартам либо признанные выполнившими мероприятия по переходу к международным стандартам. В дальнейшем были установлены жесткие критерии отбора для вновь вступающих банков. В частности, одним из основных требований является наличие собственного капитала не менее 1 млрд тенге (валютный эквивалент по текущему официальному курсу - $6,5 млн) и соблюдение коэффициентов достаточности собственного капитала на уровне, установленном для банков первой группы.
На сегодняшний день система гарантирования вкладов охватывает 21 банк из 38 действующих. Общий объем вкладов населения в банках, входящих в систему коллективного гарантирования, на конец октября 2002 г. составляет около 93% всех депозитов населения.
Участие банка в системе налагает на него обязательства по выплате ежеквартальных взносов, размер которых устанавливается фондом по отношению к каждому банку и может варьироваться от 0,125% до 0,375% от суммы депозитов, являющихся объектом гарантирования. Эти деньги направляются на формирование резерва, предназначенного для выплаты по вкладам. В случае если части активов фонда, предназначенных для возмещения по вкладам, недостаточно, то половина недостающей суммы вносится банками-участниками в виде дополнительных взносов, а половина выплачивается за счет заимствований. Этот механизм объясняет, почему система гарантирования вкладов является коллективной, - банки-участники несут совместную ответственность по возмещению вкладов в принудительно ликвидируемом банке.
На начальном этапе объектом страхования являлись только срочные вклады физических лиц в тенге и валюте. При этом в первую очередь предусматривались интересы мелких вкладчиков, каковыми является основная часть населения. Так, сумма срочного вклада до 200 000 тенге (около $1500 по официальному курсу на 1 ноября 1999 г. ) подлежала гарантированию в полном объеме. Максимальная сумма возмещения вклада фондом гарантирования составляла 1 млн тенге (около $7000 по официальному курсу на 1 ноября 1999 г. ) , при этом по вкладам, не превышающим 1 млн тенге, сумма возмещения рассчитывалась по дифференцированной шкале.
В целях повышения ответственности банков-участников перед своими вкладчиками в 2001 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми при заключении договора на прием депозита банк обязан указывать, является ли данный депозит объектом гарантирования или нет. Также были отрегулированы отношения между фондом и банками-участниками: сейчас с ними заключаются договоры, в которых указывается ответственность сторон. Кроме того, договором регулируется внесение календарных взносов.
Далее из списка объектов гарантирования вкладов физических лиц были исключены вклады, ставка вознаграждения по которым на день заключения договора превышает установленную фондом предельную величину.
С 1 октября 2002 г. по отношению к банкам-участникам введено требование предоставлять в фонд аудиторское заключение одной из независимых аудиторских организаций, содержащее подтверждение наличия в банке - участнике системы управления рисками и ее оценку, что позволит фонду иметь более полную и достоверную информацию о финансовом состоянии банка.
В настоящее время фонд обладает постоянно растущими активами, складывающимися из ежеквартальных календарных взносов банков-участников. Активы фонда по сути и есть реальная гарантия выплат вкладчикам в случае банкротства какого-либо банка. Согласно уставу 80% активов фонд обязан размещать в государственные ценные бумаги как наименее рисковые и дающие стабильный доход. За период существования активы фонда возросли более чем в три раза, и на сегодняшний день они составляют более 3,6 млрд тенге (более $23 млн).
Следует отметить, что практически все банки принимают необходимые меры, чтобы стать участниками фонда и соответствовать требованиям включения в систему гарантирования.
Первые реальные результаты по восстановлению доверия населения к отечественной банковской системе за двухлетний опыт работы доказывают эффективность деятельности казахстанской системы гарантирования депозитов. С момента функционирования данной системы депозиты населения (с учетом нерезидентов) выросли в 4,3 раза. При этом в структуре депозитов удельный вес срочных депозитов вырос с 61,7% до 80,9% , что способствует укреплению кредитного потенциала банков.
Таким образом, во-первых, система гарантирования вкладов повышает степень контроля над деятельностью банков, так как фонд объективно является еще одной организацией, контролирующей финансовое состояние банка. Во-вторых, она является фактором, стабилизирующим денежное обращение в стране, стимулируя приток средств в банковскую систему, уменьшая налично-денежный оборот, снижая нагрузку на рынок товаров и услуг, в том числе и на валютный рынок. И наконец, система гарантирования вкладов способствует повышению социальной защищенности населения, так как она защищает интересы вкладчиков, гарантируя возврат вкладов в случае принудительной ликвидации банка. |