Владимир МИШИН, "Нефть России", 10 декабря
В Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики высоко оценили результаты переговоров в Лондоне, посвященных присоединению Казахстана к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Делегацию Азербайджана возглавлял президент ГНКАР Натик Алиев, Казахстана - исполнительный директор госкомпании "КазМунайГаз" по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам Каиргельди Кабылдин. Кроме того, в переговорах приняли участие специальный советник президента США по вопросам энергетической дипломатии в Каспийском регионе Стивен Манн и главный менеджер трубопроводной компании ВТС Со, отвечающей за строительство нефтепровода Баку-Джейхан, Майк Таунсенд.
По результатам переговоров в Лондоне было принято решение о разработке межправительственного азербайджано-казахского соглашения об участии Астаны в проекте БТД, подготовке ряда других технических договоров Казахстана, в том числе с транзитными Грузией и Турцией. Для интенсификации этого процесса в Азербайджане и Казахстане запланировано создание специальных рабочих групп.
Следующий раунд азербайджано-казахских переговоров об участии Астаны в проекте БТД намечен на первый квартал 2003 года.
Напомним, что пока четыре компании, участвующие в нефтяных проектах Казахстана, являются и участниками проекта БТД. Это итальянская Eni (5% долевого участия в БТД), французская TotalFinaElf (5%), японская INPEX (2,5%) и американская ConocoPhilips (2,5%).
Президент ГНКАР Н.Алиев отметил, что для участия Астаны в проекте БТД в первую очередь необходимо расширить перевалочные возможности нефтеналивных портов в Актау (Казахстан) и Дюбенди (Азербайджан) и проработать проект строительства нефтепровода, который свяжет нефтяные причалы Дюбенди с нефтеналивным терминалом в Сангачалах, с которого, собственно, и начинается Баку-Джейхан.
На этом фоне активизации азербайджано-казахского переговорного процесса о транспортировке казахской нефти по маршруту Баку-Джейхан мизерными выглядят нынешние объемы перевалки нефти Казахстана через Азербайджан. Действительно, за январь-ноябрь 2002 года перевалка нефти Казахстана через порт Дюбенди составила всего лишь 0,463 млн тонн, в то время как за аналогичный период 2001 года из Актау в Баку танкерами было доставлено 1,833 млн тонн нефти.
При этом наблюдается существенный рост перевалки через Азербайджан нефти Туркменистана. Так, за 11 месяцев 2002 года через Дюбенди прошло 1,091 млн тонн туркменской нефти или почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2001 года. |