NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 08:58 ast
06:58 msk

Вопросы к обеденному столу
Что и сколько мы едим, отечественное или импортное, и какую часть казахстанской индустрии тем самым поддерживаем? Интересные вопросы, уже хотя бы потому, что внутренний рынок продовольствия - один из важнейших "столпов" отечественной экономики
13.12.2002 / экономика

Алексей Иконников, "Континент", 11 декабря

Что и сколько

Действительно, продуктовый рынок оказывает огромное влияние на казахстанскую экономику. Особенно сейчас, когда экономический рост в стране обеспечивается во многом за счет внутреннего потребления и инвестиционных ресурсов. Если учесть, что значительную долю внутреннего потребления составляет именно "хлеб насущный", станет ясно, что речь идет не просто об огромном, а о колоссальном рынке. И можно оценить, образно говоря, ставки в борьбе за него. По последним данным НИИ экономических исследований при Минэкономики РК, в 2002 году внутреннее потребление сформировало 67 проц. казахстанского ВВП, точнее, 11,6 проц. составили госзакупки и 54,4 проц. - личное потребление жителей республики. А в структуре личного потребления - то есть в упомянутых 54,4 проц. ВВП - свыше 70 проц. занимает продовольствие. Таким образом, пищевой рынок обеспечивает почти половину валового внутреннего продукта Казахстана.

Сколько это в реальных деньгах? Месяц назад Министерство экономики прогнозировало объем ВВП на 2002 год в объеме 23,64 млрд. долл., из которых, как показывает подсчет, не менее 9 млрд. долл. приходится на продовольственный рынок. То есть официально каждый из 15 млн. казахстанцев в среднем потребляет в год еды приблизительно на 660 долларов. Причем это еще без учета довольно обширного теневого сегмента (всевозможной частной торговли "мимо" рынков и магазинов, всех этих молочников во дворах, мяса "от соседей", яблок "из вагона" и т. п.), составляющего, по оценкам некоторых экспертов пищевой отрасли, от 15 до 25 процентов официального объема рынка. Значит, к полученной официальной цифре можно добавить еще как минимум 150-200 долларов. Получится 800-900. Много ли это? Исходя из того, что около 29 процентов населения страны составляют дети, которые, как известно, сами не зарабатывают и которых мы должны кормить, выходит, что взрослый работающий казахстанец потребляет в год пищи в среднем не боле е чем на 500-600 долларов. В месяц, соответственно, - на 40-50. То есть фактически половина среднего официального заработка уходит на питание.

Понятно, что реальные цифры серьезно отличаются от этих гипотетических построений. Как и в целом наша жизнь достаточно далека от статистики. Увы, статистика не видит многих факторов. Например, обороты многочисленных базаров, особенно в регионах, могут оцениваться только гипотетически, а ведь базары обеспечивают продуктами питания значительную долю потребителей - по некоторым данным, не менее 30-40 процентов. Около сорока процентов населения республики составляют сельские жители, но никто не подсчитывал потребление пищи в домашних натуральных хозяйствах селян. Уровень потребления и его качественные характеристики серьезно различаются в разных регионах. Словом, упомянутая выше оценка казахстанского рынка продовольствия в 9 млрд. долл. может отличаться от фактического показателя.

Некоторые данные производителей по отдельным группам товаров делают более зримой реальную ситуацию. Так, рынок молока южной столицы, как считают в компании Food Master, составляет не менее 20-22 млн. долл. в год. В масштабах республики этот рынок, по прикидкам производителя, достигает 150-200 млн. долл. Это как минимум 500 тысяч тонн молока, или 33 литра на человека. Что довольно скромно: аналогичный показатель, например, Германии составляет более 70 литров.

Казахстан - традиционно "мясная" страна, и мясные продукты в нашем рационе занимают достойное место. Причем радует, что после многолетнего спада, обусловленного массовым забоем скота в ранние девяностые, это производство в стране вновь начало расти: только за первое полугодие 2002 года предложение мяса в стране увеличилось по сравнению с прошлым годом более чем на 13 проц. В месяц казахстанцы потребляют мяса приблизительно на 90 млн. долларов, а в год - более чем на 1 млрд. Из других продуктов, лидирующих на продовольственном рынке, можно выделить муку, хлеб и их производные, картофель, сахар и, конечно, различные напитки, в частности алкогольные.

В целом казахстанцы стали потреблять больше продовольствия, емкость рынка увеличивается, и это серьезно подстегивает внутреннее производство. Особенно характерный скачок сделал алкогольный бизнес. Выпуск водки и питьевого спирта только за первый квартал 2002 года увеличился в 1,8 раза, шампанских вин - в 3,5 раза (!), пива - в 1,3. На сегодня тенденция сохраняется. Имея почти самые низкие в СНГ цены на алкогольную продукцию (дешевле только в Туркмении и Узбекистане), Казахстан обеспечил собственным производством 99,9 проц. ресурсов рынка водки, 95,8 - пива, 87 проц. - вин. По неофициальным оценкам, каждый казахстанец (считая детей) выпил в 2002 году в пересчете на водку не менее 8,5 литра алкогольных напитков. Серьезный рост заметен и в других сегментах: так, за первое полугодие, как сообщает Госкомстат, производство сливочного масла в стране за год выросло на четверть, макаронных изделий - на 30,9 проц., соков - на 22, муки - на 19 проц.

Потенциал роста

В чем же объяснение столь бурного роста пищевой и перерабатывающей сельхозпродукцию отраслей в последние годы? Только ли в том, что растут покупательная способность и потребление? На самом деле, к сожалению, доходы казахстанцев увеличиваются медленнее, чем предложение отечественных продовольственных товаров - не в разы, а не более чем на 8-10 процентов в год. Скорее, дело в активном вытеснении импорта, которое продолжается уже в течение 3-4 лет. В пищевой отрасли активнее, чем во многих других отраслях "реального сектора" (пожалуй, исключая нефть и строительство), идет приток иностранных капиталов, создаются СП, закупаются технологии. Растет и торговый бизнес, связанный с продуктами питания. Только в Алматы, по данным акимата, за последние три года открылось более двухсот продуктовых магазинов.

Анализируя тенденции на рынке продовольствия, доктор экономических наук Р. Алшанов отмечает более чем трехкратный рост совокупного спроса на продукты питания в республике с 1994 года. Это расширение емкости рынка за счет увеличения платежеспособного спроса происходит на фоне стабилизации и постепенного снижения импорта. И это - два мощных фактора роста. Причем если ежегодный рост доходов не столь заметен, то вытеснение импорта характеризуется очень серьезными объемами. Рамазан Алшанов привел выборку по 24 группам пищевых продуктов, по которым в течение уже четырех лет происходит стабильное сокращение импорта. Лидируют в этом списке мясо, алкогольные напитки, табак, кондитерские и хлебобулочные изделия. Только за 1998-2000 годы снижение импорта по 38 товарным позициям превысило 700 млн. долларов США, а за два последних года, по предположению ученого, этот показатель должен превысить 2 млрд. долл.

Пищевики активно поднимают отрасль, однако пока рано говорить о сбалансированности внутреннего рынка продовольствия. На нем наблюдается сильный региональный дисбаланс, обусловленный как неразвитостью собственной пищевой отрасли, так и давлением импорта.

По этому поводу президент компании Food Master Сакен Сейфуллин отмечает: "В ряде регионов очень активно развивается молочная отрасль, там избыточное предложение и, соответственно, очень низкие цены. А в других регионах (например, запад, юго-запад) молочное производство, наоборот, слабо развито, причем не всегда это связано с климатическими условиями или отсутствием кормов...".

Аналитик Нина Соколова, подводя итоги развития отрасли в 2002 году, указывает на усиление конкуренции с импортными товарами в отдельных регионах. Давление импорта, по ее оценке, особенно сильно ощущается на рынках кондитерских изделий, напитков, мясомолочной продукции севера и запада республики. Например, после длительного простоя начала работать, но так и не смогла реализовать первую партию своих изделий Актюбинская кондитерская фабрика - высокая себестоимость не позволила актюбинским конфетам конкурировать с импортом из соседней России. Во многих приграничных регионах российские товары по-прежнему составляют 90 и более процентов продовольственного рынка. Причем не только север переживает "российскую пищевую экспансию". Как ни странно, в трех областях Южного Казахстана усиливается конкуренция со стороны ведущего российского производителя молочных продуктов, напитков и соков "Вимм-Билль-Данн", чей киргизский филиал, по некоторым оценкам, захватил более 50 процентов локальных рынков южного региона. Ужесточение конкуренции ставит отечественные пищевые компании перед необходимостью снижения себестоимости, использования дешевого казахстанского сырья, технологизации производств. То есть импорт их подстегивает, стимулирует.

Импорт как факт и как фактор

Итак, пищевая и сельхозперерабатывающая промышленность в Казахстане быстро растет, и во многом это объясняется незаполненными резервами внутреннего рынка. Да и не только ими. Во-первых, у казахстанских пищевиков неплохие "тылы", комфортные местные условия для того, чтобы бороться с импортом. Это дешевая и обширная ресурсная база - мощное сельское хозяйство, которое, несмотря на долгие годы упадка и реформенных потрясений, сохранило за собой не менее 10 проц. ВВП. Показательно, кстати, что сельхозпредприятия Казахстана в основном работают не на экспорт, а на внутреннюю переработку. Во-вторых, отрасль довольно быстро отошла от советского технологического наследия. Пищевики взялись в основном либо за создание СП с иностранным участием на базе старых предприятий (что было особенно удобно в плане инвестиций), либо (если позволял капитал) за закупку технологий. Немаловажно, что в пищевом производстве, в отличие, скажем, от тяжелой промышленности, эффект от внедрения технологий очень осязаем, он б ыстро отражается на росте продаж. Наконец, третьим определяющим фактором роста отрасли оказался импорт. Изначально многомиллионные обороты на рынке импортного продовольствия стали сигналом для бизнесменов: спрос большой, нишу необходимо заполнять. Этот фактор сыграл серьезную роль в количественном росте отрасли: за три последних года число перерабатывающих предприятий в сельском хозяйстве выросло более чем в два раза.

Конечно, несмотря на явный подъем пищепрома, доля импорта продовольствия в республику остается высокой. По разным данным, Казахстан завозит 58 проц. продаваемого на внутреннем рынке растительного масла, 54,8 - кондитерских изделий, 72 - рыбы, 19,2 - молока, 47 проц. сливочного масла. Чтобы оценить объемы, достаточно сказать, что один только рынок кондитерских изделий составляет порядка 700 млн. долларов в год. Конечно, если учесть, что рост отрасли происходит только три-четыре года, это неплохие показатели. Другой вопрос, насколько будет еще расти емкость внутреннего рынка, когда импорт сократится до объективных пределов. Ведь доля населения, живущего ниже или на уровне прожиточного минимума, в Казахстане уже не первый год стабильно высока - порядка 40 процентов. По мнению специалистов НИИ экономических исследований, по мере дальнейшего роста доходов казахстанцев будет расширяться потребление пищевых продуктов. Однако пока экономический рост в стране серьезно не отражается на росте доходов населения, это предположение кажется нам умозрительным. То есть очень похоже, что в скором времени пищевики рискуют "прыгнуть выше головы".

Безусловно, они это понимают. Поэтому сферой приоритетных интересов отраслевиков была и остается борьба с импортом. Это своего рода самоцель (наверное, в принципе верная и благородная), это область серьезного лоббизма и серьезных интересов. Углубление государственной стратегии импортозамещения в течение уже трех лет является одним из главных требований пищевиков к официальным органам, и надо сказать, что во многом их аргументы находят понимание.

Однако правилен ли в принципе такой подход?

Как и что "замещать"?

О необходимости импортозамещения - вытеснения зарубежных товаров отечественными - никто не спорит. Но в вопросе о том, как это следует делать, наши специалисты и отраслевики пока очень сильно расходятся.

Что значит "правильное" импортозамещение? По мнению директора НИИ экономических исследований при Минэкономики РК Арыстана Есентугелова, реальное импортозамещение в нашем случае - это когда пищевики рыночными методами вытесняют импорт в конкурентной борьбе. Это нормальный, здоровый процесс, хотя (повторимся) надо понимать, что невозможно полностью вытеснить импорт в любом сегменте экономики. Г-н Есентугелов подчеркивает, что уровень импортозамещения по продуктам питания (в среднем 55-58 проц.) - это очень хороший показатель, особенно на фоне других отраслей экономики. Для сравнения, по непродовольственным товарам доля импорта составляет свыше 90 проц..

Неправильность государственной политики импортозамещения в отрасли, по его мнению, состоит в том, что государство пытается административным путем вытеснять импорт, повышая таможенные пошлины, устанавливая квоты и другие барьеры на его пути. Импортозамещение понимается буквально как защита отечественных товаропроизводителей, и государство, следуя этой логике, начинает их ограждать от издержек конкурентной борьбы с импортом. Но здесь, отмечает А. Есентугелов, получается отрицательный результат для внутреннего рынка: когда поднимаются импортные пошлины, тут же подскакивает и цена на отечественный товар. Это - логика всех товаропроизводителей в любой стране: если нет конкуренции, то они начинают увеличивать свою прибыль за счет цены: ведь конкурировать на внутреннем рынке объективно легче. Это в принципе неверная политика, тем более в условиях узости рынка и слабой конкуренции между казахстанскими пищевиками.

Напротив, производители пищевой продукции драматизируют влияние импорта на экономику, считая соотношение сил с зарубежными конкурентами крайне неблагоприятным. Государственная защита отрасли видится им единственным выходом из положения и ключом к дальнейшему интенсивному ее развитию. Так, С. Сейфуллин уверен, что отказ от протекционизма государства может стать гибельным для отрасли. "Опыт говорит о том, что государственная поддержка пищевой отрасли - вопрос не только экономический, но и политический... Нужно различать, где борьба с иждивенчеством, а где - осознанный отказ от государственной поддержки отрасли, которую весь мир дотирует. Пример: США систематически дотируют производителей окорочков и сухого молока, в результате на мировом рынке происходит обрушение цен...". Далее руководитель "Фуд Мастер" привел нам пример: Евросоюз тратит на поддержку своего фермерства более 1 млрд. евро в год. При такой агрессивной политике стран-конкурентов, считает отраслевик, наш незащищенный пищевой рынок обречен на экспансию демпингующим импортом, а "задавленная" им отрасль - на последующую стагнацию. Впоследствии же, по мнению Сейфуллина, "уложив на бок" отечественные предприятия, их иностранные конкуренты взвинтят цены, и казахстанский потребитель в итоге очень серьезно проиграет. Картина весьма безрадостная. И здесь, надо признать, тоже есть своя логика. Во всяком случае, в отрасли достаточно примеров подобного рода.

Где же на самом деле истина?

С одной стороны, важно понимать, что основную конкуренцию на казахстанском пищевом рынке сегодня создают импортные товары. Внутренняя борьба еще слаба. Хорошая конкуренция, если верить экономической теории, возникает при условии, что один и тот же товар выпускают в стране не менее 12-14 предприятий. Если же их 3-4, как во многих сегментах пищевой отрасли Казахстана, - это так называемая олигополистическая конкуренция. Говоря о ней, известный американский экономист У. Кейнс имел в виду необходимость вмешательства государства для контроля "добросовестности". При олигополистической конкуренции всегда возможны ценовые сговоры, региональная монополизация и многие другие отрицательные факторы. В данном контексте импорт выступает исключительно как положительный фактор, так как конкуренция с иностранными товарами не позволяет отечественным пищевикам поднимать цены.

С другой стороны, объективно бесконтрольный импорт действительно весьма опасен. Один из примеров - птицеводство, где до принятия определенных регулятивных мер со стороны государства ввоз птичьего мяса ставил под угрозу огромные отечественные производства.

Видимо, нужна некая середина. По мнению многих ученых, политику импортозамещения, особенно для такой страны, как наша, с узким внутренним рынком и трудными внутриэкономическими условиями, нужно строить очень взвешенно. Здесь не должно быть места для лоббизма и бездумного патронирования. По мнению ученых, перспективной задачей пищевиков должна стать не столько защита от импорта, сколько стремление к экспортной ориентации. Другого пути просто нет. "Нашим производителям нужно готовиться если не к экспортной экспансии на рынки ближнего и дальнего зарубежья, то хотя бы к активному изучению возможных экспортных ниш в государствах - торговых партнерах Казахстана", - отмечает профессор Алшанов. Он с тревогой указывает на уже реальные факты перепроизводства в республике: так, заявленные объемы выпуска пива действующими и строящимися пивзаводами на 2003 год более чем втрое (!) превышают сложившийся уровень потребления. И это - один из первых "тревожных звоночков", свидетельствующих, что скоро емкость внутреннего рынка достигнет своей критической массы и производителям потребуется срочно искать сбыт где-то еще. А готовы ли они к экспортной переориентации?

Сегментация и экспорт

Вопрос непростой. Во всяком случае, здесь много поводов для пессимизма. Одной из проблем является сложившаяся в отрасли сегментация производств. Она говорит о том, что казахстанские переработчики ориентируются главным образом на внутреннее потребление, за исключением экспорта зерновой продукции. Более 25 процентов перерабатывающих предприятий пищевой отрасли сосредоточено в сфере переработки зерна и в хлебобулочной промышленности. Между тем здесь уже второй год есть признаки перепроизводства. Доля предприятий мясопереработки значительно уступает мощно развившейся молочной отрасли, между тем именно мясные продукты из Казахстана могут успешно конкурировать с китайскими и российскими на региональных рынках как по цене, так и, главное, по качеству. Кстати, именно для мясной отрасли характерен "олигополизм", конкуренция здесь ограничена, а периодические скачки цен прямо говорят о фактах ценового сговора. В молочной промышленности конкуренция обширна, но "хромают" отдельные ее сегменты - в частно сти, из-за жесткого давления импорта второй год стагнирует производство сухих смесей. Производством сои и ее производных занимаются единицы, как и, скажем, активно экспортируемых в Китай консервированных орехов. Очень слаб и технологически неконкурентен плодоконсервный сегмент отрасли. Словом, есть диспропорции, которые могут осложнить выход казахстанского продовольствия на экспорт.

Но, собственно, надо ли? Конечно, экспорт уже "по определению" сложен для казахстанских компаний, учитывая закрытое материковое положение Казахстана, удаленность многих потенциальных рынков сбыта, дороговизну сухопутной транспортировки, агрессивность акул-конкурентов. С другой стороны, в современном мире ни одна страна не может себе позволить работать лишь на внутренний рынок. Так называемый закон сравнительного преимущества, открытый Давидом Рикардо, говорит, что каждая страна с постиндустриальной экономикой специализируется на той продукции, которая в ней производится наиболее эффективно. Между тем в Казахстане многие смотрят на эти вещи по-иному: нам нужно "самим производить все". На самом же деле рациональнее производить только то, что обходится дешевле и выгоднее, импортируя дешевую продукцию других категорий извне.

А пищевое производство в условиях Казахстана как раз и является одним из самых перспективных, его экспортный потенциал очень серьезен. Чтобы оценить это хотя бы умозрительно, достаточно одного сугубо житейского примера: в арабских странах литр молока в супермаркете стоит 5 долл., себестоимость же его производства компанией "Фуд Мастер" не превышает 30-35 центов.

Экспортная ориентация заставляет производителей искать, думать, изучать рынок, в конечном счете повышая уровень конкурентоспособности своего товара. Те, кто этого не делает, в итоге проигрывают. Один из зарубежных аналитиков отмечает: если бы в Казахстане лучше изучали мировой рынок, то страна сейчас производила бы больше сои, чем зерна. Соя прекрасно экспортируется, ее потребляют крупнейшие рынки мира, в частности китайский - пока практически нетронутый Казахстаном. Однако, как видим, данная ниша пока не заполнена. Недавно только одна компания "Иртыш" начала производить соевые концентраты и продукты, выращивать сою в Восточном и Юго-Восточном Казахстане. Таким образом, проблема во многом кроется в неразворотливости сельхозпроизводителей и переработчиков.

Многие производители отмечают перспективность экспорта к нашим ближайшим южным соседям муки, кондитерских изделий, алкогольных напитков. Известно, например, что в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане конфеты ОАО "Рахат" относятся к категории элитных. То же можно сказать и о водке, сухих винах, пиве из Казахстана.

Выводы о перспективах пищевой отрасли, исходя из всего этого, неоднозначны. С одной стороны, ее текущее развитие опережает многие другие сегменты экономики, и с точки зрения грамотного построения бизнеса примеры многих пищевых компаний можно считать эталонами "бизнеса по-казахстански". С другой стороны, узость внутреннего рынка ставит в этом развитии объективный предел. Об этом же свидетельствуют и прикидки, связанные с реальным потреблением: рост доходов казахстанцев не настолько скор, чтобы они серьезно увеличили потребление продовольствия или стали покупать больше дорогих деликатесных продуктов. Отраслевые аналитики уже отмечают опережающее предложение, затоваривание магазинов, особенно в более бедной провинции. Что делать? Для многих производителей этот вопрос пока открыт. Во всяком случае, делать что-то нужно, и для начала - хотя бы осмыслить ситуацию на рынке. "Без серьезного анализа развивающихся рынков, изменений во вкусах, дифференциации предпочтений, конкурентной среды движение в перед вряд ли возможно", - с известной долей пессимизма резюмирует Р. Алшанов.

Все познается...

Простому потребителю в Казахстане эти проблемы производителей, возможно, и не очень интересны. Для него главное - наличие огромного количества качественной и дешевой еды. Насколько качественной и насколько дешевой? Как говорится, все относительно и познается в сравнении. Чтобы понять свое положение относительно соседей, попробуем сравнить цены на мясо, скажем, в Оренбурге и в Алматы. По данным на октябрь, килограмм говядины обходился жителю российского города в 3,5-4 долл., в Алматы он стоил 1,5-2 долл. При этом средняя заработная плата одного занятого в Казахстане к 2002 году составила 118 долларов против 112 в России.

Так что с точки зрения интересов потребителя все выглядит не так уж и плохо. А производители, будем надеяться, сами вовремя поймут, "куда ветер дует"...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
2002 год: рост по всем показателям 30.12.2002
"Казхром" рвется в мировые лидеры 30.12.2002
Документы доработаны? 29.12.2002
Трубопроводные новости 29.12.2002
Социально-экономическое развитие Казахстана: итоги 11 месяцев 2002 года 28.12.2002
Неизвестный пока покупатель прибрел госпакет "Казахмыса" за 184 млн. долларов 28.12.2002
"Казахстан темир жолы", по данным ее руководства, стоит примерно $8,5 млрд. 28.12.2002
Серый, но худой кардинал 28.12.2002
Чубайс избавляется от ТВ 28.12.2002
В РК объем промышленного производства в январе-ноябре вырос на 9,8% 27.12.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz