Екатерина КРАВЧЕНКО, "Финансовые известия", 17 декабря
Вчера шесть стран - Россия, Вегрия, Словакия, Хорватия, Украина и Белоруссия подписали соглашение о сотрудничестве по реализации проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". В результате Россия получит возможность дополнительного экспорта 15 млн. тонн нефти в год через хорватский порт Омишаль. Первые 5 млн. российские нефтяники смогут пустить через новый канал уже в следующем году. Правда, направлений, куда хлынет первая российская нефть через новое окно, нефтяники пока не раскрывают. И это может стать сюрпризом для мирового рынка.
Этот проект компания "Юкос" выдвинула еще в 2000 году. Его поддержала компания ТНК. До вчерашнего дня представители обеих компаний говорили, что интеграция трубопроводов позволит им начат серьезный экспорт в США. Как признавались российские нефтяники, именно за счет сокращения транспортных расходов благодаря интеграции "Дружбы" и "Адрии" можно рассчитывать на завоевание стабильной ниши на рынке США.
Вчера в беседе с "Финансовыми Известиями" ни в "Юкосе", ни в ТНК предпочли не называть конкретные направления поставок. "Проект позволит организовать новый канал выхода российской нефти, - уклончиво говорит представитель ТНК Владимир Бобылев. - Кроме того, наличие такой транспортной инфраструктуры дает возможность замахнуться и на американский рынок".
Тем не менее именно "Юкос" и ТНК предоставили свои гарантии на под реализацию первого этапа проекта и пообещали прокачать по объединенной трубе 5 млн. тонн своей нефти. Страны-участницы проекта - Россия, Украина, Белорусси, Венгрия, Словакия и Хорватия, согласились установить на первом этапе единый транзитный транспортный тариф в размере $0,64 за 100 т на 1 км.
Видимо недаром нефтянники темнят. У них теперь появилась возможность увеличить долю сбыта и в Европу. Как нельзя кстати прозвучало уведомление государственной нефтяной компании Саудовской Аравии Aramco, данное получателям нефти в Европе, что в январе ее поставки в среднем снизятся на 10%. Это дает возможность российским нефтяникам занять нишу, которую освобождают члены ОПЕК.
"Вне зависимости от того, кто инициировал этот проект, он очень выгоден российской нефтяной отрасли. Интеграция трубопроводов позволит гарантированно расширить объемы поставок России на внешний рынок на 5-7%, - говорит аналитик "Тройки Диаолг" Валерий Нестеров. - Нефтяникам срочно требуются новые выходы. Сейчас внутренний рынок закупорен: цена нефти на нем составляет $5 за баррель".
Как считают аналитики, форсирование проекта интеграции обусловлено и угрозой конкуренции со стороны добытчиков каспийской нефти, которая скоро пойдет в Европу.
Планы Юкоса и ТНК может подпортить Роснефть. Ранее подписанное компанией соглашение с американской Marathon Oil о поставках в США 5 млн т в год предполагало, что "Роснефть" будет поставлять сырье через порт Омишаль в Хорватии. Мощность "Дружбы" и "Адрии" как раз и составит 5 млн т нефти в год. Но вряд ли эти объемы отдадут Роснефти, полагают аналитики. Таким образом, проект "Роснефти" полностью зависит от того, какими темпами будет реализовываться интеграция и расширение мощностей "Дружбы" - Адрии". Как бы то ни было, на сегодняшний день наиболее сильные позиции в проекте имеет "Юкос", который приобрел еще в конце 2001 года 49% словацкой Transpetrol, через которую будет проходить большая часть нефти для проекта "Дружба" - Адрия".
-----
Нефтяники вышли к Адриатике Ирина Резник, "Ведомости", 17 декабря
Представители правительств России, Белоруссии, Украины, Словакии, Венгрии и Хорватии подписали соглашение об интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Первые поставки российской нефти по новому направлению начнутся через год. Аналитики считают, что основными экспортерами "Дружбы - Адрии" станут "ЮКОС", ТНК и "Роснефть".
Как сообщил "Ведомостям" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, первая российская нефть по трубопроводу "Дружба - Адрия" пойдет через год. На первом этапе будет прокачиваться 5 млн т нефти в год, а транзитный транспортный тариф составит $0,64 за 1 т на 100 км.
Соглашение заключено сроком на 10 лет и автоматически продлевается на такой же период, если стороны не примут иного решения. В будущем мощность системы "Дружбы - Адрии", по которой российская нефть будет поступать в глубоководный порт Омишаль в Хорватии, составит 15 млн т в год.
Долгое время российско-хорватский проект оставался бумажным: страны - участницы проекта никак не могли договориться о величине транзитного тарифа. По подсчетам "Транснефти", проект мог быть эффективным лишь при специальном сквозном пониженном тарифе $0,64 за прокачку 1 т нефти на 100 км. На низкий тариф не соглашалась Украина; Хорватия требовала дополнительных гарантий поставок от российских компаний на 10 лет вперед, а Венгрия - обязательной загрузки ее НПЗ. В конце концов все разногласия были сняты.
Среди российских компаний наибольший интерес к проекту "Дружба - Адрия" проявляли "ЮКОС" и ТНК (они уже прогарантировали объемы прокачки нефти в объеме 5 млн т и 2,5 млн т в год соответственно) , а также "Роснефть", которая в октябре договорилась с американской Marathon о поставках российской нефти в Северную Америку через порт Омишаль. Представители "ЮКОСа", ТНК и "Роснефти" подтвердили, что сохраняют интерес к этому проекту.
Как сообщил представитель "Роснефти" Дмитрий Пантелеев, его компания "не исключает своего участия в проекте "Дружба - Адрия" в контексте подписанного с Marathon письма о намерениях". А по словам сотрудника ТНК, его компания рассматривает различные рынки сбыта, на которые можно поставлять нефть из Омишаля, в том числе и американский. По его словам, квота на прокачку по "Дружбе - Адрии" будет распределяться по принципу равнодоступности.
Другие российские компании пока раздумывают. "Мы внимательно изучаем все возможности для расширения нашего экспорта, однако "Дружба - Адрия" пока не является для нас приоритетным направлением, - говорит руководитель отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский. - Нас не устраивает, что пропускная способность этой системы очень ограниченна - всего 5 млн т в год".
"Из всех новых экспортных проектов "Дружба - Адрия" был наиболее реализуемым, - считает аналитик Объединенной финансовой группы Павел Кушнир. - Наиболее вероятные участники - "ЮКОС", купивший 49% словацкого Transpetrol, единственного оператора словацкого участка нефтепровода "Дружба", ТНК и "Роснефть". Эти же компании в качестве основных участников проекта "Дружба - Адрия" называет и Валерий Нестеров из "Тройки Диалог ". |