NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 22:47 ast
20:47 msk

Оптимистичный взгляд в будущее
Несмотря на трудности, уходящий год в целом был успешным для казахстанских компаний
26.12.2002 / экономика

Юля Семыкина, "Континент", 25 декабря

Заканчивается 2002 год. Год непростой - так называемый "бинарный", который, по заверениям астрологов, мог принести двойную порцию радости, а мог, увы, доставить неприятности в двойном объеме. Каким же он был для казахстанских компаний? По большей части все-таки успешным. Относительная экономическая стабильность и общее оживление рынка благоприятствовали развивающемуся отечественному бизнесу, и многие компании в этом году наращивали объемы производства, расширяли торговые сети, представляли новые продукты и брэнды, открывали заводы и даже пытались завоевать рынки соседних стран.

В этом году многие компании активизировали свою деятельность в регионах. Например, "Алматы Кус" осваивала рынки южно-казахстанских городов, Караганды и Астаны. Яйца под торговой маркой "Сеймар" отправлялись в области на специальных большегрузных машинах, борта которых украшают огромные логотипы компании, что, по мнению, руководителей "Алматы Кус" неизменно действует на региональных производителей подавляюще.

"В этом году мы увеличили производство на 60 процентов (со 160 миллионов штук в 2001 году до 255 миллионов штук в нынешнем). В 2003-м компания планирует увеличить производство еще на 100 процентов и выпустить уже полмиллиарда яиц. Алматинский рынок не сможет поглотить такое количество продукции, а регионы - это база", - говорит председатель правления "Алматы Кус" Ерлан Сейсембаев.

В "ФудМастер" также считают, что региональные рынки, особенно рынки западно-казахстанских городов очень перспективны, и планируют вплотную приступить к их освоению. На заводе "ФМ-Алматы", готовясь к "штурму" регионов, в конце года наладили выпуск продукции в тетра-топ-упаковках.

Президент компании "ФудМастер" Сакен Сейфуллин: Новые упаковки выгодно отличаются от привычных тетра-пакетов тем, что имеют удобную крышку, приятную овальную форму и, что очень важно для регионального сбыта, формируются в картонные кейсы по 10-18 штук. Это означает, что молочная продукция, выпущенная на Есикском заводе, избавляется от оборотной тары (пластмассовых ящиков). За счет технологии розлива срок хранения такой продукции увеличивается до 21 дня.

Председатель правления акционерного общества ATG (сеть магазинов "Планета электроники") Вячеслав Ким: В этом году мы перешли ко второму этапу своей программы развития розничной сети. Проанализировав региональные продажи и работу нашего первого экспериментального магазина в Атырау, мы пришли к выводу, что пора переходить к сетевому бизнесу. Так что этот год примечателен для компании, прежде всего, развитием и увеличением числа наших магазинов. Мы открыли по одному магазину в Астане и Атырау, четыре - в Актобе и два - в Алматы. А к 2004 году планируем открыть в Казахстане 40 магазинов "Планета электроники".

Со стабилизацией экономической ситуации в стране и ростом покупательской способности возрастает и конкуренция между участниками рынка, особенно рынка продовольственного. В такой ситуации некоторые компании видят залог успешной деятельности в постоянном повышении качества своей продукции и введении на рынок новых брэндов и видов товара, так как потребитель нынче стал более требовательным и хочет иметь возможность широкого выбора.

Президент ТОО "Алматинский чай" Парминдер Сингх Тиб: "На казахстанском рынке представлено очень много различных чайных брэндов, и конкуренция весьма жесткая. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире - 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения: в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения. Но в последнее время наблюдается тенденция к некоторому снижению потребления чая, так как часть молодого поколения отдает предпочтение альтернативным напиткам: пепси, лимонадам, кофе. Учитывая эту тенденцию и возросшую конкуренцию, мы считаем, что успешно работать на рынке может только компания, предлагающая очень качественную и разнообразную продукцию. Стремясь предоставить потребителям более широкий выбор, мы запустили в 2002 году совместный проект со второй в мире после Lipton (по объемам продаж) чайной компанией Tetley. Эта марка представлена в 35 странах мира, и Казахстан теперь стал 36-й страной, где она продается. Следующий, 2003 год для компании очень важен, так как мы готовимся отпраздновать шестидесятилетие со дня основания Алматинской чаеразвесочной фабрики, на базе которой создано наше ТОО "Алматинский чай". К юбилею появится сразу несколько новых брэндов: зеленый чай, чай высшего сорта "Камелия", несколько новых сортов Tetley (с пониженным содержанием кофеина, травяной, айс-ти, чай с фруктовыми добавками).

Генеральный директор компании "Асем-Ай" Мухтар Кочкаров: В 2002 году нашей компанией было произведено 27 миллионов бутылок минеральной воды (в 2001-м - 20 миллионов). Компания также представила на рынке новый продукт - сокосодержащий напиток Fruit.Ai. Маркетинговые исследования показали, что на рынке не хватает напитков, рассчитанных на среднего покупателя, то есть таких, которые были бы качественнее лимонадов, но дешевле натуральных соков.

"ФудМастер" в этом году, не желая отдавать лавры Danon с их "Даниссимо", запустил производство новых мягких творожков Yolli. Также компания открыла завод "ФМ Айс-крим", на котором производится 20 различных видов мороженого. Понимая, что с развитием рынка на первый план будет выходить качество, в компании главным итогом года считают получение сертификата на соответствие ISO 9001. "ФудМастер" первой из продовольственных компаний Казахстана получила сертификат на соответствие ISO 9001, свидетельствующий, что не только наша конечная продукция соответствует международным стандартам, но также и вся система производства и менеджмент. Международный орган сертификации TUV CERT, проводивший соответствующий проверочный аудит нашей компании, сертифицирует, например, производство автомобилей "Мерседес" и является очень солидной и уважаемой организацией, - поясняет Сакен Сейфуллин.

В "Алматы Кус" качество продукции также считают одним из главных козырей, и если и есть, на взгляд представителей компании, что-то еще более важное (или, во всяком случае, не менее важное), то это раскрученная торговая марка.

Ерлан Сейсембаев: Практически во всех городах, где мы увеличили свое присутствие в этом году, спрос превышает предложение. Но заглядывая в будущее, наша компания проявляет интерес к огромному рынку России. В этом году мы купили семь заводов под Москвой. Предварительно в течение года проводились исследования, целью которых было определить: стоит рисковать и заходить на московский рынок или нет. Потребление в России составляет 37 миллиардов яиц в год (из них в Москве 5 миллиардов), а собственное производство 19 миллиардов. То есть Россия обеспечивает себя этим продуктом еще в меньшей степени, чем Казахстан (потребление в этом году составило 1 миллиард 650 миллионов яиц, а собственное производство около 1 миллиарда). Кроме того, выяснилось, что в яичном бизнесе Московской области нет ни одной "раскрученной" торговой марки. Так что было принято решение приступать к работе на российском рынке, причем начали мы с Москвы, так как рассудили: если сумеем завоевать позиции в столице, то и в других городах сможем себя проявить.

Пока мы не ставим на выпущенной в Подмосковье продукции нашу торговую марку. Прежде чем отметить товар логотипом "Сеймар", мы должны провести некоторую реконструкцию производства, оптимизировать деятельность купленных фабрик, четко контролировать соблюдение всех требований к качеству. Ценность и значение торговой марки огромно, поэтому она должна появляться только на достойной продукции. Мы также постоянно вкладываем деньги в ее рекламирование. Сумма, выделяемая на развитие торговой марки, составляет не менее 10 процентов от ежегодной прибыли компании.

Действительно, вкладывать деньги в "раскрутку" торговой марки, несомненно, стоит. Вот, например, разместил Wimpex на улицах Алматы и Астаны множество билбордов, рекламирующих торговую марку Parliament, украсил их изображением соблазнительно вскинувшей вверх руки отечественной манекенщицы в декольте, и пожалуйста - результат не замедлил сказаться. Например, директор одной из крупных оптовых алматинских фирм, занимающихся реализацией алкогольных напитков, отметил, что в преддверии нынешнего Нового года именно водка Parliament однозначно держит пальму первенства по востребованности. "Ничего покупателей не волнует: ни то, что качество этой водки нестабильно, ни то, что на рынке полно более достойных брэндов - хотят Parliament, и все тут", - удивляется он.

Вот что значит сила рекламы. А между тем представители ряда компаний отмечают, что покупатель нынче меняется, становится более требовательным, разборчивым.

Вячеслав Ким: Подход покупателей к процессу приобретения техники в этом году изменился. Например, раньше к нам приходили и спрашивали: "У меня есть всего 200 долларов, что я могу на них купить?" Сейчас, придя с теми же 200 долларами, покупатель с некоторой долей претензии говорит: "Что ваш магазин может предложить в пределах этой суммы?". И мы предлагаем, а клиент выбирает.

Что касается потребительских предпочтений в целом, то в этом году, в общем-то, как и в прошлом, спрос был наиболее велик на технику дешевой и средней ценовой категории. Хотя тут следует уточнить: то, что в наших магазинах считается недорогой электроникой, в целом на рынке относится к среднему ценовому уровню, так как мы не занимаемся реализацией дешевых российских и китайских брэндов. Но для 2002 года характерно и возрастающее внимание к дорогой технике. Например, если в общем рост продаж по нашей сети в этом году составил порядка 30 процентов, то объем продаж дорогих плазменных панелей увеличился на 60. Основные мировые производители этих PDP-панелей работают под девизом "1 дюйм - 100 долларов", а плазменные экраны не выпускаются меньше 42 дюймов.

Чувствуется потребность покупателя и в большом ассортименте товаров, возможности широкого выбора. Поэтому презентованная в этом месяце очередная алматинская "Планета электроники" задумана нами уже не как магазин, а как супермаркет. Не преувеличивая, могу сказать, что по количеству наименований предлагаемых здесь товаров (около 5500) он входит в тройку крупнейших по СНГ (два первых находятся, конечно, в России). По нашему мнению, такой широкий ассортимент в Алматы вполне оправдан. Казахстанские, и особенно алматинские, потребители достаточно "продвинутые", хотя они и не столь разбираются в электронике, как, скажем, жители европейских стран, Японии, Кореи. Думаю, о smart-house у нас знает не более одного процента населения, ну еще несколько процентов, наверное, что-то такое слышали. Но рынок развивается, и, надеюсь, более близкое знакомство казахстанцев с новейшими достижениями электроники и бытовой техники непременно состоится.

Для многих компаний в 2002 году была актуальной проблема подделок их продукции. "Алматы Кус", дабы бороться с ними, установила на фабриках новое сортировочное оборудование, на котором логотип на товар наносится новейшим методом "спрыска", и подделка его становится проблематичной. Также путем запуска нового, в данном случае фасовочного, оборудования этот вопрос пытаются решить и в ТОО "Алматинский чай": теперь вся продукция фабрики упаковывается в защитную пленку, и в компании надеются, что это поможет легко распознать оригинал.

Для борьбы с "серым" импортом, контрафактными товарами, а также для более успешного лоббирования интересов, которые в каждой отрасли свои, среди компаний стало очень популярным объединяться в ассоциации. Немало конкурентов, работающих в одной отрасли, садились в этом году за стол переговоров и учреждали очередную ассоциацию. Такую тенденцию к объединению интересов, несомненно, можно оценить как положительную. Ведь если производитель или торговая организация будет думать не только о том, как сделать успешным свой бизнес, но и о том, как положительно повлиять на ситуацию в отрасли в целом, наш путь к цивилизованному рынку, возможно, станет чуть-чуть короче. Хотя если бы дело было только за ассоциациями...

Проблем, как говорят представители компаний, несмотря на удачный год в целом, хватает. Одни жалуются на бесконечные проверки со стороны фискальных органов и ждут не дождутся обещанного президентом девятимесячного моратория на все виды проверок. Другие страдают от мелких производителей и полулегальных поставщиков, которые выбрасывают на рынок недостаточно качественный товар по демпинговым ценам и "сбивают" тем самым весь рынок. Сказывается и активизация в Казахстане деятельности компаний из соседних стран. И хотя, например, отечественным "пивникам" в этом году удалось существенно потеснить товар российских производителей с рынка, они все равно находятся не в самом выгодном положении. Деятельность их регулируется теми же законодательными актами, что и работа производителей крепких алкогольных напитков, а с принятием нового закона о рекламе ситуация в отечественной пивной отрасли может только ухудшиться. Отечественных производителей молочной продукции в этом году заставил поволноваться российский "Вимм-Билль-Данн", активизировавший поставки своей продукции с завода компании в Киргизии.

Сакен Сейфуллин: "Вимм-Билль-Данн" - крупная компания, составляющая серьезную конкуренцию, прежде всего, мелким казахстанским производителям ("Агропродукт", "Смак", "Кайсар"). Вообще "ФудМастер" уже вышла на тот уровень, когда конкурировать приходится с международными и солидными российскими компаниями. С нашими творожками Yolli конкурирует "Даниссимо" от Danon, с молоком длительного хранения - аналогичная продукция Nestle, с мороженым - почти все международные производители, представленные на нашем рынке. Но мы, стараясь удерживать позиции на казахстанском рынке и сохраняя рост продаж (в этом году, например, по нашей основной кисломолочной продукции он составил 7-8 процентов), также стремимся осваивать рынки других государств. Например, в Киргизию поставляем соки, сыры и молоко длительного хранения. Сейчас подумываем о поставках в Китай, но почему-то на них существует запрет, хотя вполне вероятно, вопрос решится. Конкуренция, конечно, растет, но это даже радует: по-своему бодрит, заставляет больше думать, учиться. Мы вот в этом году отправили нескольких сотрудников на обучение в КИМЭП.

На страницы этого материала не попали мнения об итогах года еще многих казахстанских компаний, работающих в самых разных секторах рынка. Но, увы, не только о своих неудачах и проблемах, но даже об успехах они распространяться по-прежнему не любят. Если практически в любой стране мира можно узнать о работе местных компаний почти все, то отечественные фирмы не спешат "приоткрывать завесу" над своей деятельностью. Так что по части открытости казахстанского бизнеса 2002 год никаких существенных изменений не принес. Зато другие, в основном положительные изменения в деятельности компаний - а главное, общая активизация многих наших производителей и торговых фирм - очевидны, что, несомненно, радует. Жить стало интереснее, и в целом к концу 2002 года большинство казахстанских компаний сохранило оптимистичный взгляд в будущее. Ну а насколько оправдан их оптимизм, и в какой степени удастся им осуществить задуманные планы, покажет лишь наступающий 2003-й.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
2002 год: рост по всем показателям 30.12.2002
"Казхром" рвется в мировые лидеры 30.12.2002
Документы доработаны? 29.12.2002
Трубопроводные новости 29.12.2002
Социально-экономическое развитие Казахстана: итоги 11 месяцев 2002 года 28.12.2002
Неизвестный пока покупатель прибрел госпакет "Казахмыса" за 184 млн. долларов 28.12.2002
"Казахстан темир жолы", по данным ее руководства, стоит примерно $8,5 млрд. 28.12.2002
Серый, но худой кардинал 28.12.2002
Чубайс избавляется от ТВ 28.12.2002
В РК объем промышленного производства в январе-ноябре вырос на 9,8% 27.12.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz