NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Четверг 22.08.2019 19:09 ast
16:09 msk

"Казахстан темир жолы", по данным ее руководства, стоит примерно $8,5 млрд.
Ерлан Атамкулов: "Сегодня мы - самая большая национальная компания в Казахстане. В финансовом отношении мы уже очень прилично стоим на ногах и в перспективе особых проблем не видим"
28.12.2002 / экономика

Алексей СИМОНЕНКО, "Панорама", 27 декабря

Опыт реформирования железнодорожной отрасли, наработанный в Казахстане за последние годы, привлекает внимание экспертов в сфере транспорта в различных странах постсоветского пространства, в том числе и в России, Украине, Белоруссии, то есть в республиках с очень развитой железнодорожной отраслью. При этом в самом Казахстане, как известно, однозначных оценок уже проделанных реформ и еще предстоящих до сих пор нет.

Ретроспективный взгляд на проблему показывает, что момент, когда они были начаты, стал для отрасли действительно критическим. В первой половине 90-х казахстанская железная дорога оказалась близка к экономическому и производственному краху. Проблемы были те же, что и во многих других отраслях транспорта и всей экономики, - в виде долгов, неплатежей, износа основных фондов, особенно подвижного состава. Но, в отличие от других отраслей, здесь этот клубок проблем ощущался более остро и из-за концентрации на относительно небольшой в экономическом и территориальном отношении площади, и из-за особой запущенности всех этих проблем.

Учитывая особую экономическую и социальную значимость железной дороги в специфических условиях Казахстана с его огромной территорией, слабо связанной другими видами транспорта, с высокой зависимостью всей экономики от экспорта, многие товарные позиции которого перевозились только по рельсам, повышение тарифов на перевозки, объективно необходимое в силу высокой инфляции, сдерживалось через рычаги льгот для различных грузоотправителей. В таких условиях одна из наиболее развитых в СНГ железных дорог оказалась на грани банкротства.

Реанимация отрасли началась в 1997 году с создания единого РГП "Казахстан темир жолы", в которое были объединены три региональные железные дороги. В экономическом плане это выражалось в ряде убедительных цифр, например в налоговых платежах РГП "КТЖ", которые составили двенадцатую часть бюджетных поступлений в стране. По этому показателю железная дорога стала одной из ведущих в стране компаний. Внутри самой компании также происходили изменения: была погашена задолженность по зарплатам, шла ликвидация непрофильных активов, сохранявшихся с советской поры.

На перелом ситуации в других вопросах времени ушло больше. Так, в течение длительного периода продолжали расти долги компании, что объяснялось общим состоянием экономики страны. Установление контроля за расходами, консолидация доходов дали результат и в этом вопросе - три года назад доходы РГП "КТЖ" начали расти. Не в последнюю очередь это стало результатом реформирования структуры подразделений железной дороги, что сделало прозрачными их доходы.

Убедительно выглядит и такая статистика: грузооборот "Казахстан темир жолы" за 2000-2001 годы увеличился почти на 30%, вчетверо снизилось число несчастных случаев и повреждений груза при транспортировке (с 1640 в 1999 году до 390 в 2001-м), впервые за последние десять лет выведен позитивный коэффициент производительности труда. Особенно успешно реформирование железной дороги пошло с середины 2000 года, когда было построено несколько ремонтных заводов, было оптимизировано расписание движения междугородных поездов, появились и новые маршруты. Важным решением был давно требовавшийся отказ отрасли от многочисленных непрофильных учреждений социального плана. Наиболее объективным подтверждением успешности реформ стало инвестирование в отрасль: в 2000 году объем инвестиций составил $118 млн.

Перед отраслью продолжает стоять ряд серьезных проблем. Одна из важнейших - это размер тарифов на грузовые перевозки, которые по-прежнему одни из самых низких в мире, и их рост сдерживается административным решением. Известно, что тем самым субсидируется промышленность, но действующие цены не покрывают расходов железной дороги. Однако при всем том прибыли компании растут, а планы развития ее реализуются: в 2003 году компании будет предоставлен банковский кредит в $20 млн. Он будет использован на дальнейшее развитие внутренней производственной структуры.

Но основной факт, подтверждающий эффективность выбранной модели реформирования, таков: в 2002 году впервые за последние 10 лет финансовая отчетность компании выглядит так успешно - из $1 млрд оборотных средств 200 млн составила чистая прибыль. По словам руководства "КТЖ", за последние годы стоимость активов компании возросла значительно: например, президент компании Ерлан Атамкулов в одном из недавних интервью сказал о цифре в "восемь - восемь с половиной миллиардов долларов. "Поэтому сегодня мы - самая большая национальная компания в Казахстане. В финансовом отношении мы уже очень прилично стоим на ногах и в перспективе особых проблем не видим. А по финансовым показателям - и вовсе на первом месте в СНГ".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
2002 год: рост по всем показателям 30.12.2002
"Казхром" рвется в мировые лидеры 30.12.2002
Документы доработаны? 29.12.2002
Трубопроводные новости 29.12.2002
Социально-экономическое развитие Казахстана: итоги 11 месяцев 2002 года 28.12.2002
Неизвестный пока покупатель прибрел госпакет "Казахмыса" за 184 млн. долларов 28.12.2002
"Казахстан темир жолы", по данным ее руководства, стоит примерно $8,5 млрд. 28.12.2002
Серый, но худой кардинал 28.12.2002
Чубайс избавляется от ТВ 28.12.2002
В РК объем промышленного производства в январе-ноябре вырос на 9,8% 27.12.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.08.19 Четверг
98. КАЛИКОВ Аманжол
73. БАКЕНОВ Халель
72. НУРГАЛИЕВ Турар
71. АСАУБАЕВ Канат
71. БАЙГАРИН Бекбулат
71. МЫРЗАЛИЕВ Болат
68. БАЙЖАНОВА Надежда
66. МАШКЕНОВ Мурат
64. АМАНГЕЛДИ Аширбек
64. ДОНБАЕВ Калдыбек
63. СЕЙФУЛЛИН Амандык
62. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
62. ПЯ Юрий
61. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
61. КУЖИЕВ Болат
...>>>
23.08.19 Пятница
97. БРАГИН Александр
81. ШИРЯЕВ Анатолий
78. СМАИЛ Нусіп
71. ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН Алтай
71. ТЕЛЬНОВ Владимир
70. БИЖАНОВ Ахан
69. НАБИЕВ Нурлан
66. РУСТАМБАЕВ Абдуазим
65. КУАНЫШЕВ Толеген
65. ТУЛЕКБАЕВ Марат
63. ТРУСОВ Евгений
62. БОШАНОВ Алтай
62. ИСИМБАЕВА Гульмира
62. КИШКАШБАЕВ Тлеугали
61. МАМБЕТОВ Алматбек
...>>>
24.08.19 Суббота
73. ТИЕСОВ Суиншилик
71. ШЕРИМКУЛОВ Досыбай
70. САРСЕМБЕКОВ Тулеген
69. ГАБДИЛЬАШИМОВ Толымбек
67. ЕРМЕКБАЕВ Жарас
65. ЖАРКИНБАЕВ Гайнулла
61. ЖУМАГУЛОВ Марат
61. ТУТЕНОВ Байкаpим
60. КАЛБЕРГЕНОВ Шахизад
55. АБИДОВ Нурмухаммат
54. АКСАКАЛОВ Кумар
53. КУШЕНОВ Ахметжан
53. МАЛИКОВ Нуржан
51. АШИМОВ Галым
51. УМЕРБЕКОВА Сауле
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz