NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 16:29 ast
14:29 msk

Горячая пора
Предпраздничная торговля показала, что благосостояние алматинцев растет: они начали приобретать более качественный и дорогой товар и готовы тратить на подарки и покупки к новогоднему столу больше, чем в прошлом году
16.01.2003 / экономика

Юля Семыкина, "Континент", 15 января

Декабрь - горячая пора для торговцев. В преддверии Нового года активно скупается бытовая техника, парфюмерия и косметика, сувениры и одежда, елочные игрушки и сотовые телефоны, ювелирные украшения и наборы посуды - в общем, все то, что можно подарить себе любимому, чтобы поддержать праздничное настроение или преподнести в качестве новогоднего презента друзьям, родственникам и знакомым. Особенно возрастают продажи алкогольных напитков и продуктов питания, которые должны обеспечить веселые застолья праздничных дней, а их, как вы помните (если не сбились со счета, пока праздновали), было целых шесть. И в этой предновогодней гонке супермаркетам, розничным сетям, специализированным магазинам и отделам важно предпринять правильные ходы, дабы привлечь покупателя именно в свою точку.

Как это делается? В общем, способы не новы и давно известны. Первый - это всевозможные скидки. Для иностранцев, похоже, нет слова слаще, чем sale. Мы же на скидки рассчитывать не привыкли, и в случае чего, готовы поторговаться, но появляющиеся в последние годы объявления на дверях магазинов, "скидка от 10 до 50%" мало кого оставляют равнодушными. Перед нынешним Новым годом подобные надписи (проценты, естественно, были самыми различными) украсили многие алматинские бутики и специализированные отделы. Завлечение скидками действует весьма эффективно. Хоть и понимает покупатель, что они касаются в основном прошлогодних коллекций или плохо продаваемых товаров, но все равно берут. А не берут со скидкой, так покупают что-нибудь другое: все равно зашли в магазин, а перед Новым годом всегда хочется чего-нибудь новенького.

Самую большую из предлагаемых скидок нам удалось заметить в фирменном магазине Adidas, где сулили снижение цен на "90 %". И действительно, ведь сделали 90, правда, лишь на один вид товара - определенную модель летних спортивных брюк, которые в сезон не разошлись, а к следующему лету уже устареют. Весной пора будет завозить новую коллекцию, так зачем товар будет залеживаться? По новой цене покупатели его берут с удовольствием, а заодно приобретают и другие товары, скидка на которые гораздо меньше. В результате и магазину выгодно, и клиенты уходят с ощущением, что приобрели вещи по приемлемой цене.

Другой предпраздничный способ привлечения клиентов - подарки в честь Нового года, розыгрыши и лотереи. Обычно подарки любят пускать в ход магазины, торгующие парфюмерией и косметикой. Хорошая французская туалетная вода или какая-нибудь помада в симпатичном футляре - подарок действительно удачный, а тут еще небольшой презент от магазина, или, скажем, возможность выиграть путевку в европейскую столицу. Таким образом, торговля товарами этой категории в специализированных магазинах Алматы, по некоторым данным, выросла в декабре вдвое по сравнению с ноябрем, и на 20-30 процентов по сравнению с предновогодними праздниками 2001 года.

Розыгрыши призов проводились, например, в магазинах сети "Планета электроники". Покупка какого-либо товара здесь давала право вытянуть лотерейный билет, по которому можно выиграть что-нибудь полезное, начиная от ручки или мелкой бытовой техники и заканчивая телевизором.

Но директор одного из магазинов "Планета электроники" Роман Ким считает, что отнюдь не только розыгрыши причина того, что продажи сети в декабре по сравнению с ноябрем возросли в среднем в два раза.

"Техника традиционно хороший подарок. В этом году в предновогодние дни заметно увеличились продажи всевозможных утюгов, кухонных комбайнов, микроволновых печей, пылесосов, музыкальных центров и недорогих телевизоров типа LG, которые приобретались как презенты близким и друзьям. В качестве особенности этих предновогодних дней я бы отметил, что стали покупать больше дорогой серьезной техники. Причем брали как на подарок, так и для себя. Некоторые семьи специально ждут Нового года, чтобы сделать большую покупку. Стиральные машины, холодильники, дорогие телевизоры приобретались для себя и на подарок в соотношении примерно пятьдесят на пятьдесят. Вообще в последние три года заметен рост благосостояния населения. Раньше очень большое количество людей покупали простейшие недорогие телевизоры, а сегодня они берут уже более дорогостоящую и качественную аппаратуру. Если же сравнивать декабрьские продажи 2002 и 2001 годов, то пока о каких-то цифрах говорить рано, так как окончательные итоги еще не подводились. Но, думаю, показательно, что у нас в 2002 году в Алматы открылось три новых магазина, а продажи в двух первых практически не упали (лишь процентов на 5-10). Конечно, это говорит о том, что техники стали покупать больше".

Неплохим подарком алматинцы сочли и сотовые телефоны. Так, по неофициальным данным, продажи трубок Nokia выросли в декабре на 50 процентов, хотя перед приходом 2003-го их продалось не так много, как перед новогодней ночью 2002-го. Что говорит об относительном насыщении рынка, и о том, что пора казахстанской сотовой связи дешеветь, тогда можно будет рассчитывать и на существенный приток абонентов и, следовательно, на новых покупателей мобильных телефонов.

Одни из самых недорогих и доступных сувениров, которые в последнее время стали весьма популяры в качестве новогодних презентов - фигурки животных, олицетворяющих тот или иной год Восточного календаря. В преддверии 2002 года продавались всевозможные лошади, а перед нынешними праздниками - овечки. Кроме китайских штамповок, в Алматы уже не первый год предлагаются фигурки в авторском исполнении местных художников. Симпатичных глиняных овечек перед праздником на прилавки магазинов выставили несколько алматинских мастеров. Почти все они в течение остального года занимаются изготовлением сувениров в национальном стиле. "Вместе мы поставляем перед Новым годом на рынок южной столицы около 10 000 фигурок. Две трети моих годовых доходов от продаж сувениров приходится именно на новогодние фигурки. Рынок сувенирной продукции в Казахстане совершенно не развит и очень узок, а тут сделал несколько тысяч овечек под Новый год (я начинаю делать с июля), сумел реализовать через сувенирные отделы города, и в новом году можно спокойно заниматься другим творчеством", - говорит один из алматинских мастеров.

Для магазинов, торгующих продуктами питания и алкогольными напитками, предпраздничный месяц - это возможность сделать 1,5-2 ежемесячные выручки. Не у всех торговцев продажи возросли одинаково, но даже в небольших магазинах, торговля алкогольными напитками в предновогодние дни увеличилась почти вдвое. Крупным же супермаркетам и сетевым магазинам новогодние праздники дают возможность увеличить объемы продаж даже больше чем в два раза. Главное тут - опять-таки придумать, как завлекать покупателя.

Директор отдела маркетинга гипермаркета "Рамстор" Умит Кыванч Алтыноз:

"В "Рамсторе" в преддверии Нового года традиционно проходят всевозможные акции и розыгрыши, но в этом году мы решили не организовывать их, а "поиграть" немного с ценами. Несколько месяцев назад сменился управляющий состав нашей компании, и мы сделали упор на расширение ассортимента, появление новых, ранее не присутствовавших на рынке товаров и доступные цены на них. Например, если раньше цены на овощи и фрукты у нас были в среднем на 15 процентов выше, чем на "Зеленом базаре", то теперь лишь на 3-4 процента. Вообще основными конкурентами я считаю не другие сетевые магазины или супермаркеты (хотя ко всем им, маленьким и большим, отношусь с уважением), а базары. Привычки, ментальность алматинцев таковы, что 80 процентов продуктов они покупают на базарах. Такая ситуация не только в Алматы. Например, в Турции, где около 10 000 сетевых магазинов, на их долю приходится лишь 35 процентов рынка, а остальную часть занимают базары. Так что если я переманю несколько клиентов из другого супермаркета, роли это не сыграет. Вот если бы ко мне пришли все покупатели с базара, это был бы результат!

Перед Новым годом для привлечения посетителей мы предприняли ряд маркетинговых шагов, каждый из которых может быть невелик и не так заметен, но все они вместе взятые играют свою роль. Например, предвидя предпраздничное оживление торговли, мы переструктурировали наш отдел алкогольной продукции. Скажем, вина теперь разделены по странам-производителям, местности, где они изготовлены, и ценовой категории. То есть если в обновленный отдел придет человек, который собирается купить вино, но не слишком разбирается в нем и потому не хочет на него много тратиться, он быстро найдет то, что нужно. Если же в отдел заглянет гурман, он сразу поймет, как тут поработали, чтобы сделать его выбор более приятным и интересным. Витрину с водкой мы вынесли в центр отдела, а вокруг расположили соки. Покупатель, приобретая водку, возьмет сразу и их. Все рядом и все удобно. Пакетики с полуфабрикатами картофеля фри у нас рядом с пивом и так далее.

В этом году мы из четырех разных стран завезли елочные игрушки и новогодние сувениры и даже рискнули продавать живые елки, которые растут в специальных горшках. Я, честно говоря, боялся, что их не будут брать. Оказалось, раскупили все, наверное, штук пятьдесят, хотя стоили они от 50 до 80 долларов. Вообще в этом году заметен спрос на качественный товар. Например, у нас предлагались искусственные российские елки, и более качественные, но дорогие елки из Гонконга. Последние пользовались гораздо большим спросом".

Как нам пояснили в "Рамсторе", декабрьские продажи по сравнению с ноябрьскими увеличились здесь следующим образом: по алкогольной продукции в 2,5 раза, по кулинарному отделу и тем видам товара, которые могли сопутствовать напиткам на праздничном столе (сыры, колбасы, икра и так далее) - в 2 раза, по сигаретам - на 50 процентов. Экзотических фруктов в декабре 2001 года здесь продалось 5 тонн, а в декабре 2002 года - 10 тонн. Среди водок недорогой категории в нынешний Новый год наибольшей популярностью пользовалась "Парламент", в более высоком ценовом уровне - "Абсолют", а "королями продаж" в классе люкс представители "Рамстора" назвали "Русский стандарт" и "Кристалл". Среди коньяков и шампанского лидировали "Казахстанский" и "Советское шампанское" от "Бахуса".

Несколько по-иному сложилась ситуация в супермаркете "Юбилейный-Дастархан". Здесь отмечают рост продаж по сравнению с декабрем 2001-го в среднем процентов на 20-30, но при этом объемы торговли в предпраздничном месяце увеличились в супермаркете не столь существенно, как ожидалось (в среднем на 50 процентов).

Заместитель директора круглосуточной системы обслуживания "Дастархан" Евгений Ишин:

"У нас и в обычные месяцы очень "проходимая" точка, а в предновогодние дни большой наплыв клиентов, видимо, в какой-то мере даже помешал росту продаж. Объем торговых площадей в "Юбилейном" ограничен, и вместить всех желающих сделать покупки магазин просто не мог. Мы специально свернули все предновогодние акции и не проводили никаких розыгрышей, но все равно покупателей было очень много. В итоге результаты предновогодней торговли оказались в некоторой степени неожиданными для нас. Например, не настолько, насколько мы рассчитывали, выросла продажа многих категорий алкогольной продукции. Мясные полуфабрикаты и конфетные подарки реализовывались не так активно, как в прошлом году. Хорошо разошлись готовые салаты (на удивление более востребованными оказались экзотические салаты с большим количеством ингредиентов, а не оливье и сельдь под шубой), куры-гриль, собственная кондитерская продукция. Думаю, все это покупали клиенты, которые не хотели готовить самостоятельно, но желали получить качественные продукты. А водку или вино, в принципе, можно было купить в любом магазине, поэтому, вероятно, те, кто не брал готовых блюд, предпочли не стоять в очереди у нас и отправились за напитками в другие торговые точки. Так что раскрученность и большая проходимость магазина не всегда играет в его пользу в предновогодние дни".

Ну а у кого из торговцев не было роста продаж в декабре? Например, у продавцов кондиционеров. Никакие предновогодние рекламные акции не помогут продать эту технику зимой. Для фирм, торгующих ею, "горячая" пора наступит лишь в весенне-летний период. Не имело смысла покупать в декабре и новые автомобили, ведь через несколько дней они должны были стать как бы на год старше, а значит, упасть в цене. В целом же предпраздничное оживление торговли было заметно почти на всех направлениях потребительского рынка. С одной стороны, это радует, так как говорит об определенной экономической стабильности, но с другой - возросшие продажи предпраздничной розницы это наши с вами "опустошенные" кошельки. Так пожелаем всем читателям, чтобы их кошельки побыстрее наполнились вновь, и в новом году становились все толще и солиднее!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кулибаев встретился с Миллером 31.01.2003
Задача № 1 31.01.2003
Казкоммерц шагает впереди 31.01.2003
Магнитку готовят к продаже 31.01.2003
Министр энергетики выступил в Парламенте 30.01.2003
О Казахстане должен знать весь мир 30.01.2003
В Алматы начала работу Центрально-Азиатская конференция по вопросам создания в Казахстане кредитного бюро 30.01.2003
Возвращение патриарха 30.01.2003
На совещании у премьер-министра РК обсуждены вопросы реализации газового проекта на месторождении Карачаганак 30.01.2003
Каспий снова делят 30.01.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz