Казинформ, 11 февраля
Одной из главных тем, на совещании 10 февраля в Астане по разработке индикативного плана на 2004-2006 годы, вполне закономерно стала индустриальная политика государства. На фоне общемирового замедления темпов экономического роста, Казахстан, благодаря удачной конъюнктуре, вновь добился внушительных экономических показателей в прошлом году. Справедливы все-таки слова Президента страны, что нефть для Казахстана это благо, а не порок. Тем не менее, тенденция снижения роста производства в перерабатывающей промышленности, лишний раз подтверждает обеспокоенность Главы государства состоянием этого сектора экономики.
Так или иначе, но проблемы перерабатывающей промышленности - это больше фактор объективный, зависящий от потенциала внутреннего рынка, степени доступа к рынкам соседних государств, от инвестиционной привлекательности несырьевого сектора в сравнении с нефтегазовой или металлургической отраслью. Выступавший на совещании первый вице-премьер Александр Павлов признал, что "в связи с относительно небольшой численностью населения и невысоким платежным спросом, наша страна не особенно привлекательна для инвестиций в обрабатывающую отрасль". И это тогда как за 11 лет независимости, Казахстан привлек порядка 21 млрд. долларов США, что дает ясное представление о структуре инвестиционных потоков. Еще одна характерная цифра – 70 процентов от общего промышленного потенциала, а также экспорта приходится на нефтегазовый сектор. По образному определению Нурсултана Назарбаева, экономика страны представляется "полетом на одном крыле". Сегодня Правительство взяло курс на развитие сельского хозяйства и, пожалуй, эта область, наиболее лучшая точка опоры. Особенно учитывая, что на фоне многих несырьевых производств, та же пищевая промышленность сделала большой рывок в своем развитии, имея при этом еще значительный нереализованный потенциал, в том числе, в сфере малого и среднего бизнеса.
И все же рыночный принцип "спрос определяет предложение" для казахстанского производства сегодня актуален. Четырнадцатимиллионное население, рассредоточенное на огромной территории с недостаточно развитой транспортно-коммуникационной инфраструктурой – для инвесторов этот факт не может вселять оптимизма. Выход на внешние рынки ближних государств (с точки зрения экспорта товаров и в плане инвестиций в их экономику), это действительно может стать решением большой части проблемы. Как считает А.Павлов политика Казахстана должна ориентировать капиталы на перспективные рынки – Китай и Россию. "Участия казахстанского капитала в этих странах даст крупные доходы и обеспечит мирное соседство с великими соседями".
В свою очередь министр индустрии и торговли Мажит Есенбаев справедливо отмечает необходимость усиления роли торговых представительств за рубежом. Вообще, как видится, вопросы торговых отношений должны постоянно быть предметом переговорных процессов Казахстана с "братскими" государствами, почти не связанными между собой (в рамках СНГ, ЕврАзЭС) едиными правилами по типу ВТО. Чем больше обостряется проблема диверсификации экономики, тем явнее, похоже, становится необходимость вхождения Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Если смотреть с позиции гипотетической возможности экспансии казахстанских товаров на внешние рынки, то Китай и Россия (последняя также стремится в ВТО), для Казахстана, пожалуй, лучшее, что можно представить. Но есть еще более реальный вариант экспансии импорта российских и китайских товаров на казахстанский рынок в условиях либерализации торговли. Совершенно верны высказывания представителей Правительства на этот счет. А.Павлов полагает, что прежде надо развивать, подготавливать внутренний рынок, на основе восприимчивости реального сектора к новым технологиям и современному менеджменту. В свою очередь, глава министерства индустрии и торговли, чье ведомство является главным разработчиком индустриальной программы, добавил, что важно также серьезно подойти к повсеместному внедрению международных стандартов качества продукции, создав при этом механизм стимулирования обновления основных фондов, адекватный налоговый режим и поддерживая новые наукоемкие производства. Словом, как заключил А.Павлов, "резервы для повышения конкурентоспособности у казахстанских производителей большие". |