Александр СУХАНОВ, "Око", 21 марта
Агентство финансовой полиции предлагает ужесточить порядок регистрации юридических лиц. Это, по мнению его руководства, поможет поставить заслон фиктивным фирмам-однодневкам. Однако такая мера повлечет за собой лишние проблемы для добросовестных бизнесменов.
Шеф агентства финансовой полиции Болатбек Булгакбаев заявил, что его ведомство предлагает внести поправки в действующий порядок регистрации юридических лиц. Они касаются борьбы с лжепредпринимательством и создания условий для выявления фиктивных фирм, оказывающих услуги по обналичиванию денег.
Как считает Б. Булгакбаев, "целесообразно вернуться" к существовавшему порядку, предусматривавшему "одновременное представление с учредительными документами в регистрирующий орган документа о внесении на депозит банка не менее 10% уставного фонда хозяйственного товарищества". Такая мера, мол, "не будет являться препятствием для открытия законного бизнеса", но в то же время позволит отследить фирмы-однодневки.
Кроме того, предлагается предусмотреть обязательное согласование по вопросам ликвидации юридических лиц с "органами таможенного контроля на предмет наличия незакрытых паспортов сделок и с лицензиатами на предмет отзыва государственных лицензий у ликвидируемого предприятия".
Как известно, правительство уже давно работает над изменением порядка регистрации юридических лиц. Однако совсем в другом направлении - упрощения сей процедуры. В частности, предполагается введение принципа "одного окна", когда предпринимателю не нужно будет бегать по разным ведомствам, собирая визы. На этом фоне инициатива финансовых полицейских выглядит резким диссонансом. Ведь предлагаемые ими поправки, с одной стороны, усложнят и без того неоправданно затянутую процедуру регистрации, а с другой стороны, вряд ли принесут эффект. Ну, разве способно требование о внесении 10% уставного фонда остановить обнальщиков? Большинство липовых фирм регистрируются в форме ТОО, уставный фонд которых совсем невелик, и оплатить его десятую часть никакой проблемы не составляет. А источник платежа также вряд ли чем поможет борцам с обнальщиками.
Причина на самом деле в том, что сейчас никто, практически, не занимается оперативной проверкой законности предъявляемых документов, фактического местонахождения лиц, которые выступают в качестве учредителей, директоров, бухгалтеров "обнальных" фирм. Отсутствует единая база данных между органами МВД, минюста, налогового комитета и финансовой полиции. Даже точные данные о количестве юридических лиц никто назвать не может.
Газета "ОКО" уже анализировала проблему незаконного "обнала", сделав вывод, что лжепредпринимательству во многом способствует скоротечность периода между регистрацией предприятия в управлении юстиции и в фискальных органах. У налоговиков просто нет времени, чтобы провести проверку - действительно ли компания намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность. Ситуация получается парадоксальная. Управлению юстиции, которое осуществляет чисто формальные действия, отводится на эту процедуру большой срок. А фискальным органам для проверки по существу времени, напротив, не хватает. Т.е. проблему можно было решить путем перераспределения сроков (не увеличивая общий срок!). Это как раз можно было бы сделать в рамках принципа "одного окна". Однако его реализация предъявляет повышенные требования к чиновникам, их умению скоординировать работу разных ведомств. Куда как проще взвалить дополнительное бремя на предпринимателей: увеличить сроки, количество необходимых бумажек, инстанций для согласования и т.п.
Государственная регистрация юридических лиц неслучайно признается одним из самых существенных административных барьеров. Необходимость ее реформирования признана на самом высоком уровне. Однако на деле, упрощая систему регистрации в одном месте, государство тут же усложняет ее в другом. Остается надеяться, что в нашем случае политика правительства, взявшего курс все же на либерализацию системы, будет последовательной. |