NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 20:04 ast
18:04 msk

Нефтяные оптимисты
Казахстан считает себя местной Саудовской Аравией и хочет застолбить побольше экспортных возможностей
02.04.2003 / экономика

Антон ДРУЖИНИН, Утро.Ру, 1 апреля

Уже стали крылатыми слова руководителя Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натика Алиева о том, что "поезд Баку – Тбилиси – Джейхан не остановить". По мере развития ситуации с нефтепроводом (а именно такой "поезд" имеется в виду), эти слова переиначивают в СМИ на тот или иной манер, в основном убавляя в них оптимизм, как необоснованный. Но труба, которая еще в любом случае не скоро начнет снабжать каспийской нефтью Турцию и Европу, уже обильно питает оптимизмом своих творцов. Точнее, питает пока даже не сама труба, а всего лишь идея этой трубы. Ведь предполагается проложить нефтепровод протяженностью 1750 км и пропускной способностью в 50 млн. (по другим оценкам – до 67 млн.) тонн нефти в год, причем совершенно независимо от России, в обход ее вездесущей территории. Само собой разумеется, что такое дело не может обойтись без деятельного участия Вашингтона, который и является основным идейным вдохновителем проекта.

Трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД, по-английски – ВТС, или еще ОЭТ – основной экспортный трубопровод) планируется построить к 2005 году, и обойдется он в $2,75 млрд. (по другим оценкам – без малого в $4 млрд.). Главным оператором магистрали станет компания British Petroleum, которая взяла на себя почти 40% расходов по его строительству. ВР принадлежит и наибольшая доля (34%) в комплексе нефтяных месторождений Азери – Чираг – Гюнешли (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспия. Именно АЧГ, запасы которого превышают 5 млрд. баррелей, рассматривается на перспективу в качестве основного источника азербайджанских поставок нефти на экспорт.

Оптимизм отцов-основателей БТД сильно окреп на прошлой неделе, когда появилась информация о том, что к проекту наконец-то присоединяется Казахстан. Дело в том, что, по оценкам экспертов, азербайджанской нефти для наполнения БТД не хватит: группа месторождений АЧГ только к 2008 году может выйти на уровень добычи в 50 млн. тонн в год (и то, по официальным прогнозам). А ныне ГНКАР добывает ежегодно всего 9 млн. тонн нефти, из которых 5 млн. пока отправляет на экспорт по трубе Баку – Новороссийск, а 1,5 млн. перерабатывается на местных НПЗ. Остается 2,5 млн. тонн, которые сейчас резервируются, но очевидно, что для БТД этих припасов хватит ненадолго.

Появление на горизонте Казахстана в корне меняет ситуацию: оптимизм наливается уже не идеями, а реальной нефтью. По подсчетам американской консалтинговой компании Wood Mackenzie, на долю Казахстана приходится 56% разведанной нефти в регионе, и в БТД, как полагают эксперты, можно будет вливать ежегодно порядка 20 млн. тонн казахстанской нефти. И вот Казахстан и Азербайджан договорились в течение шести месяцев подготовить проект рамочного межправительственного соглашения, на основании которого ОЭТ фактически возьмет свое начало из казахстанского порта Актау. Таким образом, маршрут будет называться Актау – Баку – Тбилиси – Джейхан (АБТД). Четыре нефтяные компании, занимающиеся разработкой и добычей углеводородного сырья в Казахстане (японская Inpex, американская ConocoPhillips, французская TotalFinaElf и итальянская Eni) получили в общей сложности 15%-ную долю в ОЭТ, и казахстанская сторона посчитала этот факт достаточным основанием для того, чтобы дать добро на вливание своей нефти в мифическую "антироссийскую" трубу. Конечно, тут и американцы похлопотали: во время переговоров с Азербайджаном Нурсултана Назарбаева обрабатывал спецсоветник госсекретаря США по вопросам каспийской энергетики Стив Манн.

Нельзя сказать, что Казахстан изменил свое отношение к России, предпочтя альянс с ее оппонентами в регионе Каспия. Так кардинально вопрос не ставится. Просто Казахстан не без основания считает себя местной Саудовской Аравией и хочет застолбить на будущее побольше экспортных возможностей. И уж зависеть от какой-то одной транзитной страны ему явно не хочется. Он согласился поучаствовать в БТД, но хочет при этом, чтобы маршрут Актау – Баку стал самостоятельным проектом в рамках ОЭТ. Пока этот вопрос не решен, как не определен и круг компаний, которые будут работать на маршруте Актау – Баку (хотя трубу тут прокладывать не надо, а нужно всего лишь наладить танкерное сообщение через Каспий). Впрочем, представители Казахстана и не скрывают, что им пока спешить некуда. У них есть достаточные на сегодняшний день транспортные мощности, связанные с Россией. Их хватит даже для транспортировки ранней нефти с гигантского Кашаганского месторождения, которая пойдет, как ожидается, с начала 2006 года. Но вот когда начнется большая нефть Кашагана (а ее там, по некоторым оценкам, до 6,8 млрд. тонн), тогда Актау – Баку (и, следовательно, ОЭТ) Казахстану понадобится. Но это будет не ранее 2008-2009 года. Таким образом, в реальности судьба БТД подвисает еще на 5-6 лет, и если трубу построят раньше, то придется накачивать ее азербайджанским оптимизмом.

Что касается Казахстана, то его верно сравнили с канатом, который перетягивают Россия и Закавказские республики (при поддержке США). Причем служить таким канатом, как показывает практика, занятие довольно выгодное: он нужен и на той и на другой стороне, и обе стороны прикладывают все усилия, чтобы его перетянуть (точнее, переманить). А он не спешит и остается посередине. У Казахстана, кстати, есть и другие идеи насчет того, как расширить возможности своего нефтяного экспорта. В частности, один из крупных инвесторов, компания TotalFinaElf, недавно подготовила технико-экономическое обоснование маршрута транспортировки казахстанской нефти через территорию Ирана. И получилось, что это будет даже выгоднее, чем ОЭТ: экономия при прокачке составит чуть ли не доллар за баррель. Однако в ближайшее время Казахстан останется верен своей нефтяной дружбе с Россией: его нефть, как и прежде, будет течь по трубопроводам через территорию РФ, а далее – в Европу танкерами и по нефтепроводу "Дружба". Ожидается, что в нынешнем году по этим маршрутам Казахстан поставит около 19 млн. тонн нефти. Более того, тесные отношения с Россией подвигают Казахстан к дальнейшему развитию российского направления экспорта нефти. Так, активизировалось строительство нефтепровода Кенкияк – Атырау, который облегчит доступ нефти с актюбинских месторождений к трубопроводу Атырау – Самара и к системе Каспийского трубопроводного консорциума. Рассматривается даже идея прорыть судоходный канал между Каспийским и Черным морями с целью выхода каспийской нефти в Европу по морю.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
За первый квартал в Казахстане было добыто 12,4 млн. тонн нефти 30.04.2003
Трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума официально введен в промышленную эксплуатацию 30.04.2003
"ЛУКОЙЛ" не отдает первенство 30.04.2003
ОПЕК теряет контроль над рынком 30.04.2003
Америка нанесла удар по собственной валюте 30.04.2003
Евро подхватил "французскую болезнь" 30.04.2003
ЕПА увеличивает производство 29.04.2003
Разъяснение НацБанка 29.04.2003
Изменения в правилах 29.04.2003
"Голубой поток" пересох 28.04.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz