Ольга ДЕМЧЕНКО, Жанар КАНАФИНА, "Караван", 18 апреля
Строительство аэропорта Алматы превращается в стройку века. Как по срокам возведения, так и по средствам. Непостижимым образом аэропорт удвоился в цене. Почему?
Недавно прозвучало очередное обещание открыть аэропорт - на этот раз к июлю. За три года, что строится новый терминал Алматинского аэропорта, таких обещаний было немало. И каждый раз за ними следовало сообщение: для ударного завершения стройки нужна всего-то малость - еще несколько миллионов долларов.
Сегодня стоимость нового терминала составляет уже 52 миллиона долларов вместо запланированных 25. Нет, никаких излишеств в новом здании (если его когда-нибудь все-таки достроят!) не будет - ни золотых дверных ручек, ни старинных статуй в залах ожидания. К удорожанию проекта привела обычная расхлябанность. И потрясающий непрофессионализм!
- Этот аэропорт - классический пример того, как нельзя строить! - считает директор НИИ "Проектстальконструкция" Юрий Максимов. - Уже сейчас видно, что все делалось наспех. Как вообще можно было начать возводить такое здание без серьезных технико-экономических расчетов?!
Оказывается, можно. Не то что без расчетов, но даже без четкого плана работ. Начали возводить основное здание - бросили, взялись за стоянку - бросили. Потому что показалось - срочно необходим переход от стоянки к зданию!
- Ну мы же должны соответствовать международному статусу, - объяснил нам эти метания главный инженер предприятия капитального строительства аппарата акима города Баймагамбет Хасенов. - Поэтому и построили четырехъярусный автопаркинг, рассчитанный на 320 мест, которого первоначально в проекте не было.
Только вот почему его взялись строить, так и не закончив работы по основному зданию аэропорта, никто нам внятно не объяснил. Зато пожаловались - тут же возникли новые проблемы! Пришлось соединять парковку с главным зданием с помощью длинного перехода, чего в проекте тоже не было.
потом вдруг выяснилось: чтобы оснастить здание терминала автоматической системой пожаротушения, требуется - ни много ни мало! - реконструкция Талгарского водовода протяженностью почти 4,5 км и проведение дополнительных 10 километров линий электропередачи.
По мнению главного инженера "Промстройпроекта" Леонида Смолякова, произошло это, потому что выигравшая тендер монтажная фирма "Имсталькон-1" хоть и предложила наиболее дешевый проект, но оказалась некомпетентна в вопросах электроснабжения и пожарной безопасности.
Неувязка вышла и с перроном. Не сразу проверили его "на состоятельность", а он оказался слабоват - грунт не выдерживает большегрузных самолетов. Пришлось все заново перекапывать, утрамбовывать и закатывать в асфальт.
- Кроме того, дополнительные расходы вызвала перестройка основного здания. Изначально оно задумывалось одноэтажным. Однако потом решили, что отапливать такое пространство (18 метров в высоту!) будет накладно. Поэтому на уровне 3 и 9 метров появились новые этажи, - сетует Баймагамбет Хасенов.
А Марк Ванштейн, директор фирмы "ЭМК", которая проектировала новый терминал, вообще заявил, что главной ошибкой проекта является… его дешевизна. Вот, мол, в Астане запланировали аэропорт - так его стоимость уже сейчас доходит до 180 миллионов долларов. А в Алматы хотели обойтись малой кровью?!
- Аэропорты так не строят! - заключил он спустя три года с начала строительства.
Впрочем, версий о причинах затянувшихся работ можно выдвинуть множество. Например, такую: аэропорт не будет построен, пока есть надежда, что средства на него будут выделяться. Бесконечное строительство объекта государственной важности - очень уж выгодный бизнес. Стройка большая, материалов требует много - попробуй уследи за каждым кирпичом! |