NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 06:57 ast
04:57 msk

Система государственных финансовых институтов развития будет способствовать реализации новой инвестиционной политике
Их цель – это ресурсное решение проблем, которые сегодня считаются "неподъемными" для частного предпринимателя в силу многочисленных сдерживающих факторов, в том числе высоких рисков на начальных стадиях проектов
16.05.2003 / экономика

Казинформ, 15 мая

В целях решения системных экономических проблем Правительство, согласно поручению Главы государства, разработало проект Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на период 2003–2015 годы, сказал Казинформу советник Министра экономики и бюджетного планирования РК Асет Исекешев. Он подробно рассказал о вопросах создания в Казахстане государственных финансовых институтов развития.

Реализация предлагаемых механизмов государственной политики в части развития несырьевого сектора, и в особенности высокотехнологичных и наукоемких производств, во многом зависит от применения новых подходов в государственной инвестиционной политике, сказал советник Министра.

Таковыми должны быть деятельность государственных институтов развития, наделенных разными инструментами на каждой стадии проектов, но выстроенные в единую группу. Их цель – это ресурсное решение проблем, которые сегодня считаются "неподъемными" для частного предпринимателя в силу многочисленных сдерживающих факторов, в том числе высоких рисков на начальных стадиях проектов. В рамках реализации обозначенных целей и задач, Президент страны в своем ежегодном Послании народу Казахстана предложил создать и укрепить ряд государственных финансовых институтов развития, которые должны от лица государства принять непосредственное участие в реализации стратегии.

Пионером в этом плане А.Исекешев назвал Банк Развития Казахстана. Государство доказало, что способно "играть" по рыночным правилам и идти навстречу предпринимательской инициативе. Не случайно поэтому возникла необходимость дальше наращивать потенциал банка, поэтапно увеличивая его уставный капитал и расширяя перечень его инструментов. Основной функцией Банка развития в системе государственных институтов развития является поддержка производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности через предоставление долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных. А также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами.

Создаются новые финансовые институты, с наделением их различными инструментами, которые будут адаптированы под каждую стадию инвестиционного проекта: от зарождения инвестиционной идеи до внедрения и дальнейшего развития производства. Так, Казахстанский инвестиционный фонд создается с целью разделения рисков с частными инвесторами в тех проектах, которые перспективны с точки зрения увеличения добавленной стоимости продукции, но недостаточно капитализированы и требуют привлечения дополнительных финансовых и иных необходимых ресурсов. Инвестфонд должен использовать в качестве основного инструмента - участие в уставном капитале инвестируемых компаний с целью привлечения частных инвесторов в несырьевой сектор экономики. Он также должен способствовать расширению производственных связей казахстанских компаний через участие в уставном капитале технологически связанных с ними предприятий за рубежом. По идее, Инвестфонд работает в полной кооперации с Банком развития, пояснил советник Министра. Эти два института должны взаимно дополнять друг друга и установить максимально эффективную систему обмена информации об инвестируемых предприятиях и потенциальных заемщиках.

По словам А.Исекешева, в перспективе Инвестфонд и Банк развития должны расширять направления своих финансовых потоков за пределы Казахстана, в проекты, которые прямо влияют на экономику страны. Такая экспансия решает как минимум две задачи: сохранение времени и людских ресурсов для подбора технологии, а также преобразование конкурирующих мощностей в партнерские компании. Привлекательными в этом аспекте выглядят Россия, Украина, Белоруссия, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Иран. Крупные промышленные компании из Казахстана должны использовать финансовые ресурсы Банка развития и Инвестиционного фонда для эффективного расширения своих производственных цепочек на внешних рынках.

В то же время инвестиции в расширение цепочки добавленных стоимостей на базе существующих производств и действующих технологий могут привести лишь к сдерживанию разрыва между экономикой Казахстана и развитыми странами, ежегодно увеличивающими объем инвестиций в высокотехнологичные производства. Инвестиционная политика государства должна усилить влияние на инновационную составляющую производственно-технологического цикла и создать условия для прорыва казахстанских предприятий на мировых рынках высокотехнологичных продуктов. Инновационные и высокотехнологичные идеи в Казахстане существуют, но адекватная система их отбора и взращивания до "качественного" инвестиционного проекта практически отсутствует.

Во всех странах, добившихся значительных экономических успехов за счет развития высокотехнологичных производств, именно государство создало благоприятную среду для венчурных инвесторов и фондов, являющихся наиболее эффективными инструментами по приданию научным исследованиям и инновациям коммерческого эффекта. Поэтому можно сказать, что на Национальный инновационный фонд возложена одна из наиболее важных функций – обеспечение развития и внедрения инновационных идей, направленных на создание высокотехнологичных и наукоемких производств, подчеркнул советник. Эти производства в свою очередь должны стать генерирующими элементами трансформации экономики к сервисно-технологическому укладу.

Инновационный фонд должен обеспечивать взаимодействие между предпринимательским и научным секторами и привлекать в процесс финансирования инноваций внутренние и иностранные инвестиции, в виде частного венчурного капитала. Сегодня рано говорить о какой-то конкретной казахстанской модели венчурного инвестирования. Однако становится ясно, что в первую очередь в рамках развития венчурной и инновационной инфраструктуры в Казахстане должны быть созданы механизмы стимулирования инвестиций на самых ранних стадиях инвестиционных проектов - посева (seed) и становления (start-up). Эти стадии являются наиболее рискованными (в среднем только 10 процентов венчурных проектов получают ожидаемое развитие), и большинство предпринимателей не могут найти поддержки у банкиров и бизнесменов. Поэтому государство намеренно создать в долгосрочной перспективе сектор высокотехнологичных и наукоемких производств, активно способствуя развитию инновационной деятельности, сказал А.Исекешев.

Создание Инновационного фонда должно решить системную проблему, присущую всем странам постсоветского пространств - отсутствие эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций. Действенным направлением деятельности фонда станет создание сети венчурных фондов совместно с крупными венчурными капиталистами мирового уровня. Концептуальные подходы деятельности фонда должны окончательно формулироваться после проведения переговоров с крупными западными венчурными фондами и международными финансовыми институтами.

Другим направлением фонда является финансовая поддержка прикладных научно-исследовательских работ, имеющих коммерческую перспективу, путем предоставления грантов и участия в уставном капитале инновационных предприятий. Однако Инновационный фонд будет финансировать те прикладные научные исследования и опытно-конструкторские работы, которые будут направлены на создание новых технологий. При этом финансирование будет осуществляться за счет собственных средств фонда, пояснил советник Министра.

Также важнейшей задачей фонда будет участие в развитии инновационной инфраструктуры - сети инновационных центров и технопарков.

Другой финансовый институт, Корпорация по страхованию экспорта кредитов и инвестиций, будет обеспечивать продвижение казахстанских товаров и инвестиций на внешние рынки посредством страхования возникающих в связи с экспортными операциями политических и регулятивных рисков. Предполагается, что создаваемая Корпорация должна страховать риски по экспортным кредитам и инвестициям за рубеж.

Важно отметить, что институты развития не должны подменять собой частных предпринимателей или частных инвесторов, они призваны стать ускорителями инвестиционного процесса, и их участие в проектах должно повысить инвестиционную привлекательность инициатив частного сектора по развитию производств с высокой добавленной стоимостью, подчеркнул А.Исекешев. В целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности. От функционирования каждого из этих институтов будут зависеть будущие взаимоотношения государства с частными предпринимателями, инвесторами и кредиторами, поэтому каждый возможный негативный момент в кредитной и/или инвестиционной истории создаваемых институтов может создать большой резонанс в финансовом секторе и дискредитировать доверие частного сектора к государственным структурам.

Это приводит к необходимости подбора взвешенных системных принципов в управлении создаваемых и укрепляемых институтов развития. Отношения государства с этими институтами должны рассматриваться в плоскости "акционер-правление" и уходить от плоскости "куратор-протеже".

Кроме того, институты развития не должны заходить в те или иные инвестиционные проекты в качестве стопроцентного инвестора или владеть контрольным пакетом акций инвестируемых предприятий. Суть участия государственных финансов - это покрытие рисков, которые частный предприниматель на определенном этапе развития проекта не способен покрыть. Тем самым государство во главу угла ставит задачу - содействие рынку, содействие предпринимательской инновационной активности, отметил А.Исекешев.

Необходимо отметить, что государством будет обеспечиваться максимальная защита институтов развития от какого-либо давления государственных структур и от чрезмерного влияния финансово-промышленных групп. Мировой опыт и практика деятельности институтов развития в Казахстане показывают, что критически важным для их эффективной деятельности являются транспарентность, профессиональный менеджмент и исключение единообразия точек зрения в принятии инвестиционных решений. Одним из возможных механизмов будет являться внедрение института независимых директоров в управлении государственных институтов. Зачастую в эту систему вовлекаются квалифицированные международные эксперты с незапятнанной деловой репутацией.

Вновь следует отметить, что все государственные институты развития должны быть нацелены на партнерство с частным сектором. Смысл предлагаемого подхода заключается в том, чтобы институты развития работали в конкурентной рыночной среде и при этом внедряли основные направления государственной инвестиционной политики на микроуровне при эффективной поддержке государственных органов на макроуровне, подчеркнул советник Министра.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нацбанк оптимистично оценивает экономические перспективы страны в 2003 году 31.05.2003
"Казахтелеком" (Казахстан) выплатит за 2002 год 296,63 тенге дивидендов на 1 простую акцию 31.05.2003
Золоту нужны и "золотые" головы 31.05.2003
Поступления в бюджет РК от реализации рыбной продукции мизерные 31.05.2003
Цены на нефть рухнут летом 31.05.2003
США не будут вводить "внутренний" доллар 31.05.2003
Без $25 млрд 31.05.2003
"Казахтелеком" выплатит дивиденды по итогам 2002 года в размере 2,160 млрд. тенге 30.05.2003
Раз, два, три – продано! 30.05.2003
Инвестиционная программа НК "Казахстан Темир Жолы" в 2003 году составит 44 млрд. тенге 30.05.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz