Казинформ, 15 мая
В целях решения системных экономических проблем Правительство, согласно поручению Главы государства, разработало проект Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на период 2003–2015 годы, сказал Казинформу советник Министра экономики и бюджетного планирования РК Асет Исекешев. Он подробно рассказал о вопросах создания в Казахстане государственных финансовых институтов развития.
Реализация предлагаемых механизмов государственной политики в части развития несырьевого сектора, и в особенности высокотехнологичных и наукоемких производств, во многом зависит от применения новых подходов в государственной инвестиционной политике, сказал советник Министра.
Таковыми должны быть деятельность государственных институтов развития, наделенных разными инструментами на каждой стадии проектов, но выстроенные в единую группу. Их цель – это ресурсное решение проблем, которые сегодня считаются "неподъемными" для частного предпринимателя в силу многочисленных сдерживающих факторов, в том числе высоких рисков на начальных стадиях проектов. В рамках реализации обозначенных целей и задач, Президент страны в своем ежегодном Послании народу Казахстана предложил создать и укрепить ряд государственных финансовых институтов развития, которые должны от лица государства принять непосредственное участие в реализации стратегии.
Пионером в этом плане А.Исекешев назвал Банк Развития Казахстана. Государство доказало, что способно "играть" по рыночным правилам и идти навстречу предпринимательской инициативе. Не случайно поэтому возникла необходимость дальше наращивать потенциал банка, поэтапно увеличивая его уставный капитал и расширяя перечень его инструментов. Основной функцией Банка развития в системе государственных институтов развития является поддержка производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности через предоставление долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных. А также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами.
Создаются новые финансовые институты, с наделением их различными инструментами, которые будут адаптированы под каждую стадию инвестиционного проекта: от зарождения инвестиционной идеи до внедрения и дальнейшего развития производства. Так, Казахстанский инвестиционный фонд создается с целью разделения рисков с частными инвесторами в тех проектах, которые перспективны с точки зрения увеличения добавленной стоимости продукции, но недостаточно капитализированы и требуют привлечения дополнительных финансовых и иных необходимых ресурсов. Инвестфонд должен использовать в качестве основного инструмента - участие в уставном капитале инвестируемых компаний с целью привлечения частных инвесторов в несырьевой сектор экономики. Он также должен способствовать расширению производственных связей казахстанских компаний через участие в уставном капитале технологически связанных с ними предприятий за рубежом. По идее, Инвестфонд работает в полной кооперации с Банком развития, пояснил советник Министра. Эти два института должны взаимно дополнять друг друга и установить максимально эффективную систему обмена информации об инвестируемых предприятиях и потенциальных заемщиках.
По словам А.Исекешева, в перспективе Инвестфонд и Банк развития должны расширять направления своих финансовых потоков за пределы Казахстана, в проекты, которые прямо влияют на экономику страны. Такая экспансия решает как минимум две задачи: сохранение времени и людских ресурсов для подбора технологии, а также преобразование конкурирующих мощностей в партнерские компании. Привлекательными в этом аспекте выглядят Россия, Украина, Белоруссия, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Иран. Крупные промышленные компании из Казахстана должны использовать финансовые ресурсы Банка развития и Инвестиционного фонда для эффективного расширения своих производственных цепочек на внешних рынках.
В то же время инвестиции в расширение цепочки добавленных стоимостей на базе существующих производств и действующих технологий могут привести лишь к сдерживанию разрыва между экономикой Казахстана и развитыми странами, ежегодно увеличивающими объем инвестиций в высокотехнологичные производства. Инвестиционная политика государства должна усилить влияние на инновационную составляющую производственно-технологического цикла и создать условия для прорыва казахстанских предприятий на мировых рынках высокотехнологичных продуктов. Инновационные и высокотехнологичные идеи в Казахстане существуют, но адекватная система их отбора и взращивания до "качественного" инвестиционного проекта практически отсутствует.
Во всех странах, добившихся значительных экономических успехов за счет развития высокотехнологичных производств, именно государство создало благоприятную среду для венчурных инвесторов и фондов, являющихся наиболее эффективными инструментами по приданию научным исследованиям и инновациям коммерческого эффекта. Поэтому можно сказать, что на Национальный инновационный фонд возложена одна из наиболее важных функций – обеспечение развития и внедрения инновационных идей, направленных на создание высокотехнологичных и наукоемких производств, подчеркнул советник. Эти производства в свою очередь должны стать генерирующими элементами трансформации экономики к сервисно-технологическому укладу.
Инновационный фонд должен обеспечивать взаимодействие между предпринимательским и научным секторами и привлекать в процесс финансирования инноваций внутренние и иностранные инвестиции, в виде частного венчурного капитала. Сегодня рано говорить о какой-то конкретной казахстанской модели венчурного инвестирования. Однако становится ясно, что в первую очередь в рамках развития венчурной и инновационной инфраструктуры в Казахстане должны быть созданы механизмы стимулирования инвестиций на самых ранних стадиях инвестиционных проектов - посева (seed) и становления (start-up). Эти стадии являются наиболее рискованными (в среднем только 10 процентов венчурных проектов получают ожидаемое развитие), и большинство предпринимателей не могут найти поддержки у банкиров и бизнесменов. Поэтому государство намеренно создать в долгосрочной перспективе сектор высокотехнологичных и наукоемких производств, активно способствуя развитию инновационной деятельности, сказал А.Исекешев.
Создание Инновационного фонда должно решить системную проблему, присущую всем странам постсоветского пространств - отсутствие эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций. Действенным направлением деятельности фонда станет создание сети венчурных фондов совместно с крупными венчурными капиталистами мирового уровня. Концептуальные подходы деятельности фонда должны окончательно формулироваться после проведения переговоров с крупными западными венчурными фондами и международными финансовыми институтами.
Другим направлением фонда является финансовая поддержка прикладных научно-исследовательских работ, имеющих коммерческую перспективу, путем предоставления грантов и участия в уставном капитале инновационных предприятий. Однако Инновационный фонд будет финансировать те прикладные научные исследования и опытно-конструкторские работы, которые будут направлены на создание новых технологий. При этом финансирование будет осуществляться за счет собственных средств фонда, пояснил советник Министра.
Также важнейшей задачей фонда будет участие в развитии инновационной инфраструктуры - сети инновационных центров и технопарков.
Другой финансовый институт, Корпорация по страхованию экспорта кредитов и инвестиций, будет обеспечивать продвижение казахстанских товаров и инвестиций на внешние рынки посредством страхования возникающих в связи с экспортными операциями политических и регулятивных рисков. Предполагается, что создаваемая Корпорация должна страховать риски по экспортным кредитам и инвестициям за рубеж.
Важно отметить, что институты развития не должны подменять собой частных предпринимателей или частных инвесторов, они призваны стать ускорителями инвестиционного процесса, и их участие в проектах должно повысить инвестиционную привлекательность инициатив частного сектора по развитию производств с высокой добавленной стоимостью, подчеркнул А.Исекешев. В целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности. От функционирования каждого из этих институтов будут зависеть будущие взаимоотношения государства с частными предпринимателями, инвесторами и кредиторами, поэтому каждый возможный негативный момент в кредитной и/или инвестиционной истории создаваемых институтов может создать большой резонанс в финансовом секторе и дискредитировать доверие частного сектора к государственным структурам.
Это приводит к необходимости подбора взвешенных системных принципов в управлении создаваемых и укрепляемых институтов развития. Отношения государства с этими институтами должны рассматриваться в плоскости "акционер-правление" и уходить от плоскости "куратор-протеже".
Кроме того, институты развития не должны заходить в те или иные инвестиционные проекты в качестве стопроцентного инвестора или владеть контрольным пакетом акций инвестируемых предприятий. Суть участия государственных финансов - это покрытие рисков, которые частный предприниматель на определенном этапе развития проекта не способен покрыть. Тем самым государство во главу угла ставит задачу - содействие рынку, содействие предпринимательской инновационной активности, отметил А.Исекешев.
Необходимо отметить, что государством будет обеспечиваться максимальная защита институтов развития от какого-либо давления государственных структур и от чрезмерного влияния финансово-промышленных групп. Мировой опыт и практика деятельности институтов развития в Казахстане показывают, что критически важным для их эффективной деятельности являются транспарентность, профессиональный менеджмент и исключение единообразия точек зрения в принятии инвестиционных решений. Одним из возможных механизмов будет являться внедрение института независимых директоров в управлении государственных институтов. Зачастую в эту систему вовлекаются квалифицированные международные эксперты с незапятнанной деловой репутацией.
Вновь следует отметить, что все государственные институты развития должны быть нацелены на партнерство с частным сектором. Смысл предлагаемого подхода заключается в том, чтобы институты развития работали в конкурентной рыночной среде и при этом внедряли основные направления государственной инвестиционной политики на микроуровне при эффективной поддержке государственных органов на макроуровне, подчеркнул советник Министра. |