Камбар ШАЛГИМБАЕВ, президент ЗАО "Банк развития Казахстана" "Казахстанская правда", 20 мая
31 мая исполняется два года Банку развития Казахстана - государственному специализированному финансовому институту, основной задачей которого является реализация инвестиционной политики государства. БРК создан в соответствии с Законом РК "О Банке развития Казахстана" в форме закрытого акционерного общества со 100-процентным участием государства в его уставном капитале. Учредители банка - Правительство в лице Министерства финансов, а также местные исполнительные органы четырнадцати областей и городов Астаны и Алматы.
Стремясь удовлетворить потребность экономики страны в среднесрочном и долгосрочном финансировании реального сектора (на пять и более лет), учитывая существующую потребность в финансовых ресурсах для кредитования крупных проектов стоимостью более 5 млн. долларов, Банк развития Казахстана, безусловно, сумел занять особое место в финансовой системе нашей страны.
Общая сумма инвестиционных проектов отечественных производителей товаров и услуг, одобренных к финансированию банком, составляет в настоящий момент 105 млн. долларов, экспортных операций - 60,5 млн. долларов.
Все принятые к финансированию проекты направлены на стимулирование экспортного потенциала, создание новых производств, импортозамещение товаров и услуг. Банк принимает участие в развитии таких отраслей, как сельхозпереработка, машиностроение, транспортная инфраструктура, производство электроэнергии. Например, в Алматинской области выделены кредиты предприятиям по производству кукурузной патоки для кондитерских фабрик, которую раньше приходилось импортировать. Работает предприятие "Казахстан Кагазы" по производству из вторичного сырья гофрокартона и высококачественной бумаги. В Центральном Казахстане модернизировано предприятие "Литмашкомплект", перерабатывающее металлический лом в изделия, необходимые для горнодобывающей отрасли. В Западном Казахстане действует "Атыраунефтемаш" - предприятие по производству оборудования для нефтедобывающей отрасли.
При выборе проектов совет директоров БРК руководствуется меморандумом о кредитной политике, в котором определены приоритеты государственной инвестиционной политики на трехлетний период. Использование двухуровневой системы одобрения проектов через кредитный комитет и совет директоров, три члена которого определяются Главой государства, четыре - Правительством, обеспечивает тщательность их отбора.
Заслуженную оценку деятельность БРК получила со стороны Главы государства в Послании Президента народу Казахстана "Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год": "Банк развития Казахстана уже начал свою деятельность по кредитованию отечественных предприятий, работающих в несырьевом секторе экономики, выдав кредитов на 23 миллиарда тенге (150 миллионов долларов)". В Послании подчеркнуто, что Банк развития должен "способствовать развитию обрабатывающей промышленности и производственной инфраструктуры" и определена роль БРК как одного из участников системы институтов развития, цель которой - реализация Программы индустриально-инновационного развития. В этой связи Главой государства было предложено направить на увеличение уставного капитала Банка развития и наполнения его кредитных ресурсов 12 миллиардов тенге (80 миллионов долларов).
Таким образом, подтвержден курс на создание и последовательное развитие государственных финансовых институтов, призванных обеспечить инвестиции в новые отрасли промышленности в соответствии с государственной инвестиционной политикой. Они должны стать инструментами возвращения государства в ключевые отрасли экономики, ее диверсификации в сторону повышения доли несырьевого сектора, реализации необходимой стратегии промышленного развития Республики Казахстан.
Последовательность в проведении курса предполагает комплексность, непротиворечивость и взаимодополняемость осуществляемых в его рамках мероприятий, принимаемых решений и регламентирующих документов с учетом изменяющихся условий и отношений.
С момента создания в 2001 году Банка развития Казахстана произошло много событий. Претерпели изменение некоторые законы, государственные органы, отношения. А главное - был получен опыт практической деятельности института, который позволяет, используя рыночные механизмы и инструменты, осуществлять реализацию инвестиционной политики государства совместно и в координации с другими финансовыми институтами.
Все это потребовало соответствующей доработки Закона РК "О Банке развития Казахстана" от 25 апреля 2001 года. Предлагаемые Правительством поправки в существующий закон повысят эффективность банка в качестве крупного отечественного финансового института, способного обеспечить привлечение значительных объемов кредитных ресурсов, а также средне- и долгосрочное финансирование реального сектора экономики страны. Кроме того, они обоснованы, необходимы, полезны и обусловлены тремя факторами. В первую очередь произошли корректировки бюджетного, налогового законодательства, законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и другие, которые прямо или косвенно влияют на деятельность банка. Следовательно, необходимо привести в соответствие с этими реалиями Закон РК "О Банке развития Казахстана". Второе - изменения, связанные с возможностью реализации поручений Главы государства по капитализации банка, что требует изменения конкретных статей закона, поскольку в его существующем виде размер уставного капитала определен в объеме 30 млрд. тенге, и, следовательно, невозможно провести капитализацию банка, не нарушив существующее законодательство.
В третьих, необходимость внесения поправок связана с устранением отдельных неточностей, затрудняющих практическую реализацию банком своих функций, некоторым расширением прав этого финансового института, обеспечивающим повышение эффективности его инвестиционной деятельности. Это относится к праву участия банка в уставном капитале организаций, создаваемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, дочерних предприятий, специализирующихся в отдельных - сопутствующих или основных - направлениях деятельности банка, таких как, например, лизинговая деятельность.
Изменения и дополнения в Закон РК "О Банке развития Казахстана" входят в комплекс мер, обеспечивающих удовлетворение спроса несырьевого сектора экономики в долгосрочных кредитных ресурсах по приемлемой стоимости. В указанный комплекс также входят проводимые в настоящее время мероприятия по внедрению таких инструментов, как агентские облигации, бюджетное кредитование с целью снижения стоимости заимствуемых банком ресурсов, совершенствованию технологии работы с проектами и заемщиками.
Банк последовательно и активно занимает нишу, отведенную ему государством в рамках реализации инвестиционной политики средне- и долгосрочного кредитования, инвестиционных проектов и экспортных операций. Он достаточно громко заявил о себе на внешнем и внутреннем рынках капиталов, получив в короткие сроки кредитные рейтинги признанных международных агентств и осуществив несколько крупных займов.
В 2002 году Банк развития осуществлял долгосрочное кредитование по ставке вознаграждения на уровне 10 процентов годовых. Появление БРК на рынке кредитования казахстанской экономики явилось стимулом для удлинения сроков и понижения ставки вознаграждения по кредитам, предоставляемым банками второго уровня. Банк и сейчас остается лидером этого направления и не намерен останавливаться на достигнутом. Таким образом, уже сегодня можно говорить о позитивном влиянии БРК на финансовый климат республики.
Создание благоприятных условий и возможностей деятельности Банка развития Казахстана, привлечение им более дешевых ресурсов позволят и далее снижать стоимость кредитов для заемщиков.
Заемщики с нетерпением ждут принятия поправок в "Закон РК "О Банке развития Казахстана". Эти изменения отвечают интересам отечественного бизнеса. Кроме того, соответствие реальным потребностям казахстанской экономики и международным стандартам для институтов развития позволит достичь должной динамики роста ссудного портфеля банка.
Следует отметить, что деятельность Банка развития Казахстана, других действующих и создаваемых государственных институтов развития во многом зависит от последовательности решений, принимаемых в процессе совершенствования законодательного, нормативного правового обеспечения. Так, БРК долгое время после своего создания не рассматривался в качестве субъекта отношений в нормативных правовых актах, определяющих порядок и взаимоотношения в процессе исполнения бюджета. Право банка на осуществление заимствования под государственные гарантии, определенное исходя из его роли и выполняемых функций в рамках действующего закона, в законопроекте предлагается исключить без особых оснований. В подготовленном для рассмотрения проекте Бюджетного кодекса не содержится каких-либо норм, определяющих бюджетные отношения с такими созданными государством институтами развития, как банк. Несмотря на законодательно закрепленные за ним обязанности и права при подготовке и реализации республиканских и местных инвестиционных проектов, бюджетном кредитовании, гарантированном государством заимствовании.
В деле совершенствования процесса проведения инвестиционной политики государства с использованием системы государственных институтов развития важна транспарентность такого процесса и понимание всеми казахстанцами его общественной значимости. Настало время по-новому оценить возрастающую роль государства в современной экономике. Первые шаги в этом направлении показали, что Банк развития Казахстана является необходимым, универсальным финансовым инструментом в реализации последовательной и системной инвестиционной политики государства.
----------
Усиливается роль Банка развития Астана, 20 мая
Комитет мажилиса по финансам и бюджету подготовил заключение по законопроекту, предусматривающим поправки в закон "О Банке Развития Казахстана". Пресс-служба аппарата Мажилиса представляет текст данного заключения:
"ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О Банке Развития Казахстана"
Комитет по финансам и бюджету, рассмотрев представленный Правительством Республики Казахстан законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О Банке Развития Казахстана" отмечает, что данный законопроект разработан в целях совершенствования практической деятельности Банка как крупного современного финансового института в вопросах осуществления операций, связанных с участием в уставном капитале юридических лиц.
Изменения и дополнения, внесенные в Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года "О бюджетной системе" вызвали необходимость внесения соответствующих изменений в Закон в части определения процедур отбора и финансирования республиканских инвестиционных проектов и местных инвестиционных проектов.
Банку, как крупному участнику финансового рынка, необходимо участие в управлении юридическими лицами, создаваемыми профессиональными участниками финансового рынка (биржи, депозитарии и др.). Законопроектом предполагается усиление роли Банка в средне -срочном (до 5 лет) и долгосрочном (свыше 10 лет) кредитовании инвестиционных проектов различного уровня.
Кроме того, в целях совершенствования практической деятельности Банка как крупного отечественного института в целях финансирования реального сектора экономики, предполагается ряд уточнений некоторых норм действующего Закона.
По рассматриваемому законопроекту проведено 5 заседаний рабочей группы и расширенное заседание головного комитета, где было рассмотрено 27 замечаний и предложений комитетов и отдельных депутатов Мажилиса, которые сведены в сравнительную таблицу. Из общего числа замечаний и предложений приняты 22 поправки.
Комитетами по международным делам, обороне и безопасности, экономической реформе и региональному развитию, был предложен ряд
поправок по приведению некоторых норм законопроекта в соответствие с правилами юридической техники и улучшающих редакцию отдельных статей.
Ряд изменений и дополнений был внесен отделом законодательства с целью достижения однозначного понимания норм рассматриваемого законопроекта.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по финансам и бюджету считает возможным внести вышеназванный законопроект на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса Парламента Республики Казахстан".
(Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента, тел.153328, [email protected]; www.parlam.kz.). |