Анастасия ДМИТРИЕВА, "Известия", 1 июня
В начале третьего тысячелетия тысячи журналистов по всему миру лишились своих мест. Во многих онлайновых версиях западных СМИ появились даже специальные рубрики под названием "увольнения в медиа-бизнесе". Причины у большинства этих увольнений весьма схожи: амбиции и просчеты менеджмента и неблагоприятная экономическая ситуация на медиа-рынке.
До настоящего банкротства дошло лишь одно предприятие - империя немецкого телевизионного магната Лео Кирха. KirchMedia контролировала самое большое в Германии число телеканалов и обладала авторскими правами на огромное количество фильмов. Влияние стоило дорого: чтобы приобретать новые станции, Кирх еще в 1980-х годах влез в колоссальные долги. Разрешив платное телевидение, тогдашний канцлер Гельмут Коль, близкий друг магната, оказал ему медвежью услугу. Немцы не могли привыкнуть к мысли, что за телевидение надо платить, и общая аудитория всех платных каналов Кирха в 1990-х годах не превышала 100 тыс. подписчиков.
Немецкие банки перестали давать Кирху кредиты с 1997 года. Он был вынужден продавать часть имущества и брать взаймы у других влиятельных лиц - например, у Руперта Мердока. Срок выплаты истек в конце 2002 года. Лео Кирху пришлось объявить о банкротстве. На помощь увязшей в долгах группе был вынужден прийти сам канцлер Германии Герхард Шредер, который лично убеждал крупнейших кредиторов продлить сроки погашения ссуд. Его вмешательство помогло Kirch избежать поглощения со стороны Мердока и медиа-империи итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони.
С массой сложностей столкнулись и ведущие немецкие газеты. В свое время они увлеклись производством интернет-версий и набирали дополнительные отделы, которые теперь вынуждены разгонять. Из-за спада на рекламном рынке Sueddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Welt сокращают объемы полос и увольняют сотрудников.
Не лучше обстоит дело и во Франции. Национальная гордость Vivendi Universal оказалась на грани краха скорее по политическим причинам. Эта странная компания состояла из двух плохо совместимых частей: медиа-холдинга и водоочистительного бизнеса. Ее глава Жан-Мари Мессье хотел сделать из компании лидера медиа-рынка и, как и его немецкий коллега, бросился делать покупки - 30% французского платного спутникового канала Canal+, канадская компания Seagram, кабельная американская USA Networks. Во время слияний компаний многих сотрудников за ненадобностью сокращали. Мессье считал наиболее перспективным для своих идей американский рынок и старался переводить большую часть операций туда. Это не нравилось французской общественности. Начались многочисленные забастовки против "американизации" компании. Мессье вскоре был вынужден подать в отставку. Впрочем, и в США не без проблем: из-за серьезной ситуации с AOL Time Warner - ведущей медиа-империей, чье положение было подорвано крахом "новой экономики", закрылись многие принадлежащие группе журналы. |