Тулеген ИЗДИБАЕВ, "Панорама", 13 июня
Министр финансов Зейнулла Какимжанов, выступая в понедельник на правительственном часе в парламенте, проинформировал депутатов об изменениях в Налоговый кодекс РК. В числе позитивных министр обозначил изменения, предусмотренные в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы, для налогоплательщиков, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Панорама попросила г-на КАКИМЖАНОВА более подробно рассказать об этих изменениях.
- Г-н Какимжанов, в своем выступлении вы сказали, что очень долго искали подходы к модели, которая позволила бы облегчить уровень налоговой нагрузки для предприятий с высокой долей добавленной стоимости. В целом чем обусловлена необходимость введения льготного режима налогообложения для таких организаций?.
- В настоящее время нами проделана большая работа в части совершенствования налогообложения различных секторов экономики, например, налогообложения аграрного сектора, малого бизнеса, социальной сферы, некоммерческих организаций и сырьевого сектора, где уровень налоговой нагрузки достаточно благоприятный.
Так, для сельхозтоваропроизводителей - юридических лиц установлен специальный налоговый режим, предусматривающий порядок расчетов с бюджетом на основе патента. В расчет стоимости патента для налогоплательщика включены все налоги. При этом при расчете стоимости патента сумма включенных в стоимость патента налогов уменьшается на 80%. Сельхозтоваропроизводители, применяющие данный режим, освобождаются от представления налоговой отчетности по налогам, включенным в расчет стоимости патента, упрощены сроки уплаты в бюджет этих налогов. Считаю, что введение данного спецрежима оказало существенную поддержку развитию данной отрасли.
Для субъектов малого бизнеса также установлены специальные налоговые режимы, в частности на основе разового талона, на основе патента и на основе упрощенной декларации. Данные режимы существенно снижают налоговую нагрузку на данную категорию налогоплательщиков. Применение этих режимов зависит от видов деятельности хозяйствующего субъекта, объемов доходов, количества наемных работников. Данные режимы устанавливают для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного (индивидуального) подоходного налога. Таким образом, субъекты малого бизнеса освобождены от ведения в общеустановленном порядке налогового учета и представления налоговой отчетности, что значительно упрощает их взаимоотношения с государством.
Для некоммерческого и социального сектора также установлен ряд льгот, таких как освобождение от корпоративного подоходного налога, пониженные ставки по налогу на имущество, земельному налогу.
Сырьевой сектор, как правило, представлен экспортерами, к которым применяется нулевая ставка НДС по экспортным операциям. За счет возмещения им НДС из бюджета у данной категории налогоплательщиков сложился невысокий уровень налоговой нагрузки.
Таким образом, у нас сегодня без стимулов остался очень важный сегмент экономики, который в настоящее время находится в менее благоприятных налоговых условиях по сравнению с вышеназванными секторами. Это предприятия, производящие товары с высокой долей добавленной стоимости. Они платят все виды налогов в общеустановленном порядке. Сейчас необходимо создавать условия именно для этой категории налогоплательщиков. Мы действительно очень долго искали подходы к модели налогообложения этой категории налогоплательщиков, чтобы облегчить уровень налоговой нагрузки, и полагаем, что предлагаемая модель наиболее оптимальна.
- В чем заключается суть предлагаемого специального налогового режима для предприятий с высокой добавленной стоимостью?.
- Специальный налоговый режим для предприятий с ВДС предусматривает исчисление налогов в общеустановленном порядке, но с применением налоговых преференций в виде уменьшения суммы корпоративного подоходного налога и НДС на 50%. При этом уменьшение будет применяться к той части сумм исчисленных налогов, которая приходится на удельный вес дохода от реализации товаров с ВДС в общем объеме доходов от реализации. Для таких предприятий предлагается установить налоговый период по НДС - год, в течение которого предусматривается поквартальная уплата текущих платежей по НДС. Это предлагается для того, чтобы у предприятий появились оборотные средства, которые они могли бы направить в течение года на развитие производства. Корпоративный подоходный налог (КПН) и НДС в течение года будут уплачиваться в виде квартальных платежей с применением 30- или 50%-го уменьшения.
- На кого будет распространяться этот режим налогообложения?.
- Данный режим может применяться налогоплательщиками, соответствующими одновременно следующим условиям.
Объем реализации товаров собственного производства в общем объеме реализации должен составлять не менее 90%. Для определения общего объема реализации товаров (работ, услуг) учитывается объем реализации товаров (работ, услуг) как от основной деятельности, так и от неосновной деятельности. Вышеназванное ограничение устанавливается для того, чтобы под этот режим не подпадали предприятия, занимающиеся посредническими, торговыми операциями, финансовыми услугами, арендой недвижимости. То есть предлагается стимулировать именно производство собственных отечественных товаров. Следующее обязательное условие для применения данного режима - доля добавленной стоимости в объеме реализации товаров (работ, услуг) должна составлять не менее 40%. Кроме того, коэффициент налоговой нагрузки к объему реализации товаров (работ, услуг) должен быть не менее 12%.
Таким образом, этот режим могут применять те предприятия, которые имеют высокую долю затрат живого труда, затраты по оплате труда, а также большие амортизационные отчисления. Одним словом, данный режим будет распространяться на предприятия, осуществляющие деятельность в обрабатывающих отраслях, таких как машиностроение, металлургическая, приборостроение, химическая, легкая и текстильная промышленность.
При этом описанный режим налогообложения не распространяется на недропользователей, производителей подакцизной продукции, хозяйствующих субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, организации, осуществляющие деятельность на территориях СЭЗ.
- Как будет определяться доля добавленной стоимости для применения данного режима?.
- При определении доли добавленной стоимости в общем объеме реализации товаров (работ, услуг) предлагаем учитывать расходы предприятия, начисленные в течение налогового периода в виде доходов работников. Также необходимо учитывать сумму амортизационных отчислений, начисленных за налоговый период в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. Кроме того, надо учитывать сумму начисленных налогов, кроме косвенных и удерживаемых у источника выплаты, и чистый доход без учета дохода (убытка) от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, для определения добавленной стоимости будет учитываться амортизация фиксированных активов, используемых предприятием, и затраты на оплату труда. Также налоги на производство - корпоративный подоходный налог, социальный налог, налоги на землю, имущество и транспорт. НДС не будет входить в расчет добавленной стоимости, так как он не учитывается при формировании себестоимости и взимается с части стоимости, добавленной в процессе производства и обращения. Вместе с тем будет учитываться сумма чистого дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг).
То есть методика расчета, как вы видите, предельно простая. Складываются основные величины, которые составляют добавленную стоимость, и определяется их отношение к общему объему реализации товаров (работ, услуг). Данное отношение должно быть не ниже 40%.
- Каким образом определялись вышеназванные критерии по предприятиям?.
- При разработке отдельного налогового режима были обследованы данные налоговой отчетности и приложений к ним конкретных предприятий из различных отраслей реального сектора экономики за 2000-2002 годы. В результате анализа этой информации были определены оптимальные уровни доли добавленной стоимости и налоговой нагрузки.
- По вашим прогнозам, каков будет эффект для бюджета от введения данного спецрежима?.
- В 2002 г. по соответствующим отраслям поступило КПН и НДС в сумме Т19,3 млрд. Были просчитаны предполагаемые потери бюджета в случае полного перехода предприятий, соответствующих вышеназванным критериям, на налогообложение по специальному налоговому режиму, при этом предполагаемая сумма потерь составила Т10,4 млрд. В общих поступлениях в доходную часть бюджета эта сумма составляет лишь незначительную часть, и, соответственно, потери бюджета будут минимальные. Но цель, ради которой мы предлагаем введение данного спецрежима, стоит того, чтобы его внедрить. Эффект от введения данной нормы будет получен в дальнейшем в виде становления и развития в нашей стране перерабатывающих отраслей.
С большой уверенностью можно сказать, что развитие этих производств позволит увеличить занятость, повысить объем пенсионных накоплений, придать стимул развитию сопутствующих отраслей. Самое главное в конечном итоге - это даст возможность увеличить поступления в бюджет, что существенным образом послужит улучшению благосостояния населения и приведет к дальнейшему стабильному росту экономики нашей страны. |