Николай ХАЛАБУЗАРЬ, "Экспресс-К", 25 июня
На поезде до Иссык-Куля за 3-4 часа - по словам Виктора Храпунова, акима Алматы, это будет реальностью лет через пять. Работа над такой альтернативой нынешним пыльным и не всегда безопасным дорогам идет полным ходом.
Периодически эту проблему пытались решать самыми разными способами. Раз в несколько лет появляются проекты по построению автомагистрали через горы, прокладки тоннелей и прочие подобные варианты. Вчера в акимате Алматы состоялась презентация фонда "Алматы - Иссык-Куль" - теперь к проблеме соединения Иссык-Куля и южной столицы Казахстана решено подойти комплексно.
Представляя фонд, аким Алматы отметил, что он создан в рамках реализации программы казахстано-швейцарского сотрудничества, созданной после февральского визита Назарбаева в Швейцарию. 28 мая правительство Казахстана приняло распоряжение об участии акимата Алматы в создании фонда совместно со швейцарской компанией ASH (Ассоциация жилищного и гражданского строительства) и Кыргызской Республикой, и недавно таковой был зарегистрирован в Швейцарии. Правда, цели создания фонда показались несколько туманными - говоря о таковых, Роже Дюбуи, президент компании ASH, несколько раз подчеркивал, что "фонд призван обеспечить глобальный подход к туризму через различные исследования и проекты, базирующиеся на швейцарском опыте в области туризма". При этом швейцарский гость прочел длинную лекцию (похоже, из учебника по международной экономике и туризму) о пользе туризма. Естественно, блеснул и обилием примеров из опыта самой Швейцарии. Оказывается, горные железные дороги гораздо экологичнее автомагистралей; лишь одна провинция Вале, специализирующаяся на сельском хозяйстве, привлекает до 25 миллионов туристов в год и зарабатывает около 5 млрд евро! Но самое главное - многие из транспортных объектов построены на деньги частников, и именно этот аспект нужно развивать в Казахстане.
Перспективы, что вырисовались с помощью видеороликов и нескромных речей швейцарца, произвели на присутствовавших едва ли не полностью противоположное впечатление. Вопросы в адрес представителей фонда оказались весьма скептичными, и первым под огонь журналистов шагнул аким Алматы.
- Почему фонд зарегистрирован именно в Швейцарии?
- А принципиально ли это? Можно зарегистрировать его, например, в Узбекистане, и кто о нем будет знать? А регистрация в Швейцарии позволит привлечь внимание различных некоммерческих организаций и частных лиц.
- Проекты транспортных магистралей между Алматы и Иссык-Кулем существовали и ранее. В каком состоянии находится трасса, которую начали строить несколько лет назад?
- В свое время эти работы были начаты, но по ряду причин, не зависящих от тех людей, которые сидят перед вами, они так и не завершены.
Дополняя Виктора Храпунова в вопросе о регистрации фонда, Ташкул Керексизов, советник президента Кыргызской Республики, добавил, что швейцарская прописка будет своеобразной гарантией и поможет привлечь частные инвестиции из европейских стран. А сам Роже Дюбуи отметил, что швейцарский компонент поможет привнести в этот проект необходимые элементы исследования, тем более что и фирма, и страна в целом обладают опытом в области международного туризма: "То, что мы сделали у себя на родине, можно повторить и у вас. И здесь само имя Швейцарии призвано обеспечить международное доверие проекту. Правда, еще рано говорить о том, какой именно тип транспортных магистралей мы будем использовать на участке Алматы - Иссык-Куль. Нужны исследования - реальность покажет, что лучше всего подходит. Через год наш фонд сделает окончательный доклад, там и будет видно".
И только аким Алматы уверенно набросал перспективу на недалекое будущее. Осенью следующего года будут готовы оценки фонда по потенциалу региона, а в течение последующих пяти лет можно будет ожидать появления железной дороги через горы Заилийского Алатау, соединяющей Алматы и поселок Бозтери. Протяженность маршрута будет около 80 км, а станциями на нем станут горно-лыжные курорты и базы экстремального туризма. Общая стоимость проекта составит около 200 млн долларов, и окупится таковой лет через 10-12. Осталось лишь немного подождать. |