Пекин. 11 июля. КАЗИНФОРМ
По соглашению с Главным управлением гражданской авиации Китая (ГУГАК) национальный авиаперевозчик компания "Эйр-Казахстан" в середине 90-х годов прошлого столетия открыла представительства в городах Пекин и Урумчи с последующей организацией авиасообщения по маршрутам Алматы-Пекин-Алматы и Алматы-Урумчи-Алматы.
Являясь постоянным объектом критики, "Эйр-Казахстан" все же пользовалась монопольным правом на осуществление авиаперевозок в зарубежном направлении, в том числе на китайских линиях, и казалось, что положение ее незыблемо. Однако, окунувшись в стихию рынка, компания не выдержала конкуренции с другими перевозчиками и была выдавлена сначала с урумчийского маршрута китайской корпорацией "Синьцзянские авиалинии", а затем и с пекинского - новоиспеченной авиакомпанией "Эйр-Астана".
Интерес представляют перипетии конкурентной борьбы с "Синьцзянскими авиалиниями" за право осуществления перевозок между Алматы и Урумчи. В соответствии с соглашением обе компании делали по одному рейсу в неделю. Однако китайская корпорация оказалась проворнее и выторговала для своих самолетов право летать по понедельникам - наиболее приемлемым дням для казахстанских и китайских бизнесменов. "Эйр-Астане" же пришлось довольствоваться только вторниками. Надо сказать, что китайской авиакомпании оказал содействие аэропорт города Урумчи, отказывавшийся принимать по понедельникам наши самолеты.
Кроме того, в конкурентной борьбе для оказания помощи отечественной корпорации сплотились внешнеполитическое, пограничное и таможенное ведомства Китая. Так, в посольстве КНР в Алматы выдача въездных виз в Китай по срокам приурочивалась ко времени вылета в Урумчи китайских самолетов. Далее в аэропорту города Урумчи китайские пограничники и таможенники демонстрировали поразительную лояльность в отношении пассажиров, прибывавших рейсами "Синьцзянских авиалиний", и с небывалым рвением проводили досмотр в дни прибытия самолетов "Эйр-Казахстан".
Вполне естественно, что в такой ситуации потенциальные клиенты были вынуждены отдавать предпочтение китайской корпорации. И даже введенное казахстанцами снижение цен на авиабилеты, примерно на 20 долларов дешевле стоимости полета на китайских самолетах, не могло спасти положения.
В результате, оставшись в одиночестве против дружной команды китайских фирм и государственных организаций, "Эйр-Казахстан" под предлогом нерентабельности была вынуждена отказаться от полетов по маршруту Алматы-Урумчи-Алматы. Урумчийское представительство авиакомпании перед окончательной ликвидацией в дежурном режиме распродает свое имущество. Новоиспеченная "Эйр-Астана" бороться за урумчийское направление пока не спешит.
Избавившись от казахстанского конкурента, "Синьцзянские авиалинии" резко взвинтили цены на билеты до 179 долларов для перелета обычным (экономическим) классом из Алматы в Урумчи. Для сравнения, билет на рейс российской авиакомпании "Сибирь" с более дальним расстоянием из Новосибирска в Урумчи обходится пассажирам в 158 долларов.
Необходимо отметить, что китайцы аналогичным образом пытались давить и на россиян. Но в этом случае российской авиакомпании помогли власти Новосибирска, обязавшие отечественные турфирмы продавать билеты только на рейсы компании "Сибирь". Не поддались китайцам и кыргызские авиаторы.
В итоге, слабым звеном в цепи оказалась только казахстанская "Эйр-Казахстан". Но известно, что, потеряв однажды нишу на рынке международных авиаперевозок вновь найти свое место почти невозможно. |