Астана. 18 июля. КАЗИНФОРМ
Стыковка строящегося железнодорожного пути Алтынсарин-Хромтау состоится в конце текущего года, передает Казахское информационное агентство. Как сообщил 18 июля на пресс-конференции вице-министр транспорта и коммуникаций Нуржан Байдаулетов, оба подрядчика ОАО "Желдорстрой" и ТОО "Казавтострой", двигающиеся навстречу друг другу от станций Хромтау и Алтынсарин, намерены в 4 квартале соединить рельсово-шпаловые решетки. Общая протяженность пути составляет 403 км.
По словам вице-министра, данный проект имеет общеказахстанское значение, открывает выход отечественных производителей на порт Актау и в западный регион страны. Железная дорога Алтынсарин-Хромтау, отмечает Н.Байдаулетов, сокращает существующее транспортное расстояние с Севера на Запад на 1,5 тыс. км.
Первоначально время постройки железной дороги планировалось в течение 53 месяцев, говорит Н.Байдаулетов, но ввиду высокой степени срочности проекта и по поручению Главы государства, запуск пути в эксплуатацию состоится в декабре 2004 года. До этого времени будут проводиться работы по обеспечению инфраструктурой, строительству станций.
Стоимость проекта Алтынсарин-Хромтау оценивается почти в 30 млрд. тенге, из которых 25,5 млрд. тенге взял на себя республиканский бюджет и более 4 млрд.- ЗАО "НК Казахстан темiр жолы".
----------
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ ОТ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ АЛТЫНСАРИН-ХРОМТАУ ОГРОМНЫ – МИНСТРАНСКОМ 18 июля. Астана. КАЗИНФОРМ
Основной этап строительства железной дороги Алтынсарин-Хромтау будет завершен к концу этого года. Как сообщил на пресс-конференции в Астане вице-министр транспорта и коммуникаций Нуржан Байдаулетов, оба подрядчика ОАО "Желдорстрой" и ТОО "Казавтострой", двигающиеся навстречу друг другу со стороны Актобе и Кустаная, намерены в 4 квартале соединить рельсово-шпальные решетки, то есть саму дорогу, протяженностью в 403 км. Новая железная дорога кратчайшим путем свяжет северный и западный регионы страны, тем самым откроет альтернативный выход на внутренние и внешние рынки энергоносителей, сельскохозяйственной продукции и других видов товаров и услуг. В этом случае Казахстан сможет миновать транзита через территорию России, который, кроме того, что является обходным маршрутом, еще и проблематичен в вопросе применения тарифов к казахстанским грузоотправителям. По оценке Минтранскома, сокращения пути в сообщении северного и западного регионов в рамках проекта Алтынсарин-Хромтау составит в среднем 1,5 тыс. км. Порядка на 2 тыс. км. будет уменьшена дальность экспортных перевозок через порт Актау.
Наибольший эффект от введения новой дороги ожидается в экспорте казахстанского зерна на крупный рынок Ирана, импортный потенциал которого составляет около 7 млн. тонн. По предварительным данным экономия на транспортных расходах в этой отрасли может достигнуть от 7 долларов США и выше. Соответственно будет повышена конкурентоспособность казахстанского зерна. Кстати, говоря о сроках окупаемости проекта для государства, Нуржан Байдаулетов полагает, что только на перевозке зерна строительство дороги оправдает себя за 5 лет, а с учетом транспортировки других грузов, максимальный срок окупаемости не должен превысить трех лет.
Безусловно, для горнодобывающей промышленности центрального и северного Казахстана, Алтынсарин-Хромтау – мощный стимул в развитии производства. Об этом в свое время говорил и Глава государства, который отметил, что дорога даст большой толчок развитию горнодобывающей промышленности и зернопроизводству, удешевит транспортировку продукции на внешние рынки. По данным, представленным Президенту, расстояние транспортировки зерна на экспорт по новому маршруту сократится с 4 тыс. км почти до 2 тыс. км, а для продукции горнорудной промышленности оно уменьшится в 3 раза. Именно, по настоянию Нурсултана Назарбаева сроки строительства железной дороги были ускорены почти на год. Ранее, отмечает Н.Байдаулетов, реализация проекта, начавшаяся в 2001 году, рассчитывалась на 53 месяца. Теперь же, после стыковки железнодорожного полотна в течение 2005 года будут проводиться работы по инфраструктурному обеспечению, строительству станций, и в декабре новая дорога начнет полностью функционировать.
По технико-экономическим характеристикам, северо-западная магистральная дорога имеет протяженность 403 км (в Кустанайской области - 93,5 км, в Актюбинской - 308,5 км.). Планируется построить 13 железнодорожных станций и 11 новых мостов, на 9 из которых работы уже завершены. Как отметил вице-министр транспорта и коммуникаций, буквально на днях со стороны Актобе был пройден участок самого крупного моста расстоянием 225 метров.
Стоимость проекта оценивается в 30 млрд. тенге, из которых 25,5 млрд. тенге взял на себя республиканский бюджет и более 4 млрд. - ЗАО НК "Казахстан темiр жолы".
В прошлом году бюджетом было профинансировано 5 млрд. тенге, в текущем году предусмотрено финансирование в размере 7,5 млрд. тенге.
Государство придает также особое значение социально-экономическому эффекту от реализации проекта. Кроме занятых в настоящее время в строительных работах казахстанцев, предполагается, что обслуживание железной дороги потребует, по меньшей мере, около 1 тыс. рабочих мест. При этом Н.Байдаулетов, являющийся от министерства куратором проекта, отметил огромный мультипликативный эффект, который, по идее, должен стимулировать рост производства и увеличение числа занятых на казахстанских предприятиях. |