NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 14:06 ast
12:06 msk

Магистраль развития
Ни для кого не секрет, что перспективы казахстанской экономики далеко не в последнюю очередь зависят от самочувствия отечественной железной дороги
02.08.2003 / экономика

Татьяна ПАРАМОНОВА, "Казахстанская правда", 1 августа

Ни для кого не секрет, что перспективы казахстанской экономики далеко не в последнюю очередь зависят от самочувствия отечественной железной дороги. Поэтому в общественном сознании День железнодорожника порой выходит за рамки сугубо профессиональной даты. Кроме того, этот день - хороший повод для тружеников стальных магистралей подвести итоги пройденного пути и определиться с планами на будущее. Об этом в преддверии профессионального праздника рассказывает руководитель одной из крупнейших национальных компаний республики - ЗАО "НК "Казакстан темiр жолы" Ерлан АТАМКУЛОВ:

- Учитывая, что Казахстан обладает обширной территорией и большинство крупных отечественных предприятий имеет экспортно-сырьевую направленность, железнодорожный транспорт играет ключевую роль в развитии экономики.

Высокая провозная способность, регулярность движения и низкая по сравнению с автомобильным транспортом себестоимость перевозок делает его безальтернативным видом транспорта для важнейших экспортных грузов, таких как уголь, руда, нефть и нефтепродукты, металлы, зерно, строительные материалы.

Кроме того, расположение нашей страны в центре Евразийского континента, между емкими и динамично развивающимися рынками Европы и Юго-Восточной Азии, в перспективе позволяет отечественному железнодорожному транспорту добиться эффективного раскрытия высокого транзитного потенциала республики.

Таким образом, единство экономического пространства, целостность государственности, оборона и безопасность страны в значительной степени зависят от устойчивой и надежной работы железнодорожного транспорта, который на протяжении многих лет занимает доминирующее положение в грузо- и пассажирообороте среди всех видов транспорта.

- Каковы финансово-хозяйственные итоги деятельности компании в первом полугодии?

- По итогам шести месяцев этого года доходы от перевозок железнодорожным транспортом составили 89,9 млрд. тенге. Увеличение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 37,9 процента, а тенденция к наращиванию грузооборота и погрузки сохранилась. Если за прошлый год грузооборот составил 133,088 млн. тонно-километров, то только за первое полугодие текущего года он достиг уже 69,516 млн. тонно-километров, что на 16 процентов превышает соответствующий показатель прошлого года. В прошлом году пассажирооборот увеличился на 0,6 процента, а в первом полугодии текущего года - на 1,6 процента. Погрузка за шесть месяцев этого года выросла в динамике более чем на 21 процент.

- Как известно, сейчас железнодорожный транспорт находится в процессе реформы. Что привело к необходимости реформировать одну из крупнейших отраслей республики?

- Реформирование является безальтернативным способом вывода отрасли из производственного и финансового кризиса, в котором она оказалась после распада СССР. Падение объемов производства и разрыв экономических связей между предприятиями стали причиной более чем трехкратного падения объемов перевозок в 1997 году по сравнению с 1991-м, неплатежей и неуклонного роста стоимости потребляемых ресурсов.

К моменту начала реформы железнодорожный транспорт располагал избыточным количеством малодеятельных линий, станций, подвижного состава, эксплуатационных и ремонтных подразделений, трудового персонала. При этом убыточные пассажирские перевозки субсидировались и продолжают субсидироваться за счет грузовых. Следствием этого была громадная убыточность отрасли, низкая инвестиционная привлекательность, невозможность модернизации производственной базы железной дороги. В результате физический и моральный износ магистральной железнодорожной сети и подвижного состава достиг критического уровня.

Поэтому к началу третьего тысячелетия реально возникла угроза технической и технологической деградации железнодорожного транспорта, обусловившая решение Правительства о необходимости реформ.

- Правительством поставлена задача - ускорить реформы в сфере железнодорожного транспорта. Какие шаги будут сделаны в ближайшее время в рамках процесса реструктуризации?

- До конца 2005 года нашей компании предстоит ввести конкуренцию в перевозочной и обеспечивающей деятельности. В железнодорожной отрасли появятся независимые перевозчики со своим или арендованным подвижным составом, чего нет ни в одной из стран СНГ. В то же время предприятия обеспечивающей деятельности (ремонт, услуги и так далее) будут выделены из состава национальной компании.

Большой комплекс мероприятий будет проведен в сфере пассажир-ских перевозок. Ряду конкурирующих компаний - пассажирским перевозчикам на конкурсной основе будет предоставлено право организовать пассажирские рейсы на внутриреспубликанских маршрутах.

В "Казакстан темiр жолы" также произойдут значительные изменения. В структуре компании планируется создать оператора магистральной железнодорожной сети, выполняющего функции по управлению перевозочным процессом и обеспечению безопасности движения, и дочернее акционерное общество "Грузовые перевозки" с функциями перевозчика. На базе локомотивного хозяйства образуется дочернее акционерное общество "Локомотив" для обеспечения равного доступа всех перевозчиков к услугам локомотивной тяги.

Таким образом, к концу 2005 года в монопольном владении государства сохранится лишь главный производственный объект железнодорожного транспорта - магистральные линии. Все остальные отраслевые сегменты будут выделены в конкурентную среду и начнут функционировать по законам рыночной экономики.

Следует отметить, что проводимая реструктуризация железной дороги осуществляется под контролем Правительства. Так, на одном из последних совещаний у Премьер-Министра программа реструктуризации получила полную поддержку, была отмечена необходимость соблюдения сроков ее реализации.

- Оправдан ли процесс реформирования железнодорожного транспорта с точки зрения обновления производственных фондов железной дороги?

- Курс реформ является единственно правильным. Об этом свидетельствуют их реальные результаты. После того как отрасль отказалась от непрофильных и убыточных активов, финансовая ситуация в железнодорожной отрасли заметно улучшилась. Сегодня компания получает стабильный доход и осуществляет крупные выплаты в государственный бюджет. За первое полугодие текущего года ЗАО "НК "КТЖ" перечислило в виде налогов 22 млрд. 283 млн. тенге. В первом полугодии прошлого года - 18 млрд. 879 млн. тенге.

Одновременно компания приступила к форсированной модернизации своей производственной базы. В числе наиболее крупных наших проектов - строительство железнодорожной линии Алтынсарино - Хромтау на западе республики, начало электрификации участка Экибастуз - Павлодар, обновление подвижного парка. До 2009 года в Казахстане появится 152 новых тепловоза собственной сборки из комплектующих компании "Донг Фанг" (Китай) и России. Первые два локомотива поступят в республику уже в следующем году.

Одновременно будет проведена замена дизельных генераторов на двигатели компании "Дженерал электрик" (США) на десяти тепловозах.

В сентябре между Астаной и Алматы начнут курсировать два состава "Тальго", в каждом из которых по 22 вагона с локомотивами производства этой испанской компании.

Все эти проекты имеют не только огромное внутриотраслевое значение, они стратегически важны для государства в целом. Так, железнодорожная линия Алтынсарино - Хромтау на 500-2 000 километров сократит дальность транспортировки грузов из различных регионов республики до морского порта Актау на Каспии, который является перевалочным пунктом отправки грузопотоков из Казахстана и соседних государств в страны Кавказа и Европы.

Один из последних крупных проектов железной дороги - электрификация участка Экибастуз - Павлодар - позволит снизить эксплуатационные расходы на тягу поездов и нагрузку на окружающую среду региона.

Актуальная проблема внедрения высоких технологий на железной дороге также постепенно решается ЗАО "НК "КТЖ". Недавно нами приобретено два комплекса по замене шпал, четыре единицы стационарного оборудования и другая суперсовременная техника для производства капитального и текущего ремонта пути. Использование этого оборудования позволит сократить долю ручного труда, уменьшить эксплуатационные затраты, получить почти двойную экономию щебня и заметно увеличить межремонтные сроки.

Компания "КТЖ" постоянно заботится и о решении социальных проблем железнодорожников. Недавно произведено очередное повышение заработной платы всем категориям рабочих и служащих в среднем на 22 процента. При этом наиболее заметная индексация назначена работникам производственной сферы. Также введена ежегодная надбавка за выслугу лет и уровень квалификации сотрудников. Все это способствует сохранению и приумножению кадрового потенциала железнодорожной отрасли.

- В последнее время все чаще отмечается необходимость реализации международного транзитного потенциала Казахстана. Каким направлениям, на ваш взгляд, необходимо уделять первостепенное внимание, чтобы реализовать эту задачу?

- За первое полугодие нынешнего года объем транзитных перевозок по Казахстанской железной дороге составил 3 млн. тонн, что является максимальным показателем с 1999 года. Рост перевозок был достигнут в результате экономического роста в странах СНГ и применения гибкого механизма регулирования железнодорожных тарифов в транзитном сообщении.

Основная доля транзитных перевозок осуществляется между государствами, граничащими с Казахстаном. Перевозки в трансконтинентальном разрезе имеют тенденцию к снижению. Причем они в основном осуществляются с участием стран СНГ. Транзит через территорию Казахстана в направлении Юго-Восточная Азия - Европа практически равен нулю.

Помимо положительных тенденций, проявляются и негативные. Так, при активном развитии альтернативных коридоров в Иране, Туркменистане и на Кавказе произошла переориентация некоторых традиционных грузопотоков из стран Центральной Азии.

Несмотря на рост конкуренции на рынке транзитных перевозок, ЗАО "НК "КТЖ" проводит работу по увеличению транзитных перевозок по следующим направлениям: через погранпереход Дружба - Алашанькоу при перевозках из стран Юго-Восточной Азии в Европу; через порт Актау из России в страны Ближнего Востока, сухопутный маршрут из России в страны Ближнего Востока через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан; из стран Центральной Азии в Европу и Юго-Восточную Азию.

Реализация этих сложных текущих и перспективных задач поможет Казахстанской железной дороге и всей отечественной экономике быстрее внедриться в систему рыночных отношений, полнее задействовать широчайшие возможности нашей страны в интересах народа и государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Добыча угля ежегодно увеличивается на 20 процентов 30.08.2003
"Славнефть" вместо Сахалина 30.08.2003
Глава государства встретился с советником Президента России по экономическим вопросам 29.08.2003
Совокупный собственный капитал банковской системы РК вырос за июль на 3,7% до $1,3 млрд. 29.08.2003
Если хлеб всему голова, 29.08.2003
Строительная компания "МунайГазКурлыс" заключила с СП ТОО "Тенгизшевройл" контракт на сумму свыше $7,7 млн. на строительство дороги 29.08.2003
Америку излечила война 29.08.2003
Отмечается повышение благосостояния населения 28.08.2003
Помощнику Путина в Караганде понравилось 28.08.2003
На долю отечественных автоперевозчиков приходится лишь 50,4% экспортно-импортных операций Казахстана 28.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz