Kazakhstan today, 5 августа
В Мангистауской области к концу 2005 года планируется увеличить объем добычи нефти до 19 млн. тонн с 12,5 млн. тонн в прошлом году. Об этом в интервью корреспонденту KZ-today заявил аким области Болат Палымбетов.
По его словам, рост добычи обеспечат действующие нефтедобывающие предприятия ОАО "Мангистаумунайгаз", ОАО "Озенмунайгаз" и ОАО "Каражанбасмунай".
В настоящее время Мангистауский регион, обеспечивающий до четверти республиканского объема нефтедобычи, ежегодно увеличивает ее на 1,5 млн. тонн. Так, если в 2001 году в области было добыто 10,8 млн. тонн нефти, в 2002 году - 12,5 млн. тонн, то в текущем году планируется довести этот показатель до 14 млн. тонн.
При этом, согласно статданным, прогноз добычи по ОАО "Мангистаумунайгаз" в 2003 году составляет 5,8 млн. тонн (в 2001 году - 4409 тыс. тонн, в 2002 году - 4578,5 тыс. тонн), ОАО "Озенмунайгаз" - 5 млн. тонн (4 137 тыс. тонн и 4 833 тыс. тонн соответственно), ОАО "Каражанбасмунай" - 1,8 млн. тонн (1248,4 тыс. тонн и 1791,8 тыс. тонн соответственно).
Ожидается, что с началом освоения углеводородных месторождений в казахстанском секторе Каспийского моря, объем нефтедобычи по области возрастет в несколько раз. Из расположенных на шельфе около 120 нефтегазовых блоков несколько десятков приходится именно на часть моря, прилегающую к Мангистауской области. В их числе - Акбота, Сандугаш, Аль-Фараби, Нурсултан, Улытау, Сары-Арка, Песчаномысское-2, Акмола, Азат, Женис, Ракушечное море, Окжетпес, Туркестан, Булбул, Марал, Алатау, Казахский залив, Саускан и многие другие.
По словам акима, согласно плану мероприятий по реализации Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспия, который должен быть доработан в соответствии с требованием премьер-министра Данияла Ахметова, уже в четвертом квартале текущего года планируется разработать порядок предоставления участков дна Каспийского моря. В конце этого года помимо прочих мероприятий будет подготовлен Генеральный план развития инфраструктуры морской добычи, а в начале следующего года - рассмотрены предложения по источникам финансирования объектов, предусмотренных этим Генпланом.
В целом же, как считает Б. Палымбетов, с началом освоения каспийских месторождений в Мангистауской области ожидается пик создания и развития инфраструктурных объектов и сопутствующих производств, включая транспортные, строительные, другие сервисные организации, фабрики по пошиву одежды для нефтяников. Открытие таких предприятий, по мнению акима, обеспечит не только создание новых рабочих мест, рост заработной платы, но и придаст мощный толчок развитию экономики региона за счет растущих налоговых отчислений.
Таким образом, руководство области рассчитывает, что, несмотря на то, что в настоящее время нефтяные компании обеспечивают до 86% доходов областного бюджета, в будущем он должен формироваться в основном за счет отчислений со стороны именно сопутствующих и сервисных компаний.
Реализация программы освоения казахстанского шельфа Каспия потребует привлечения квалифицированных специалистов, отметил аким. По некоторым прогнозам, в ее осуществлении может быть задействовано в общей сложности до 25 тыс. человек, тогда как в настоящее время в Мангистауской области насчитывается порядка 4 тыс. безработных.
По словам Б. Палымбетова, в настоящее время в районе поселка Баутино на побережье Тупкараганского залива ЗАО "Национальная морская судоходная компания (НМСК) "Казмортрансфлот" (дочерняя "КазМунайГаза") и международный консорциум Agip KCO, ведущий нефтеразведку на морском месторождении Кашаган, уже начали работы по строительству причала. В будущем здесь предполагается построить базу поддержки нефтяных морских операций. Работы по ее полному возведению Б. Палымбетов оценивает в $725 млн.
Он также отметил большие перспективы, связанные с экспортом углеводородного сырья на мировые рынки через Мангистауский регион, который, по его мнению, в будущем может стать своеобразной транспортной развязкой. Сейчас единственный в стране Актауский морской торговый порт может ежегодно принимать 8,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. С присоединением Казахстана к экспортному маршруту Баку - Тбилиси - Джейхан танкерные перевозки нефти через порт Актау значительно возрастут. |