"Хабар", 11 августа
Азамат Калымбетов, корреспондент:
- Укладка трубопровода началась в соответствии с программой строительных работ, близ Сангачалского терминала. Отсюда магистраль Баку-Тбилиси-Джейхан начала свой путь по стране с востока на запад. Эксперты и политики сразу же отметили, что разговоры о "проекте века" теперь перешли в практическую стадию.
Строительство трубопровода началось одновременно в Турции, Грузии и Азербайджане. Протяженность трубопровода –1700 километров, его мощность оценивается в 50 миллионов тонн нефти в год. Представители компании-оператора "Бритиш петролеум" говорят, что уже выполнено 15 процентов строительных работ: в Азербайджане подготовлены две насосные станции и вахтовые поселки для строителей. Уже завершен отвод земель под будущий трубопровод и выплачена компенсация всем, кто потерял свои участки. По соглашению с правительством Азербайджана, 70 процентов всех, кто будет работать на прокладке трубопровода, - местные рабочие и специалисты. Бюджет проекта - около 3 миллиардов долларов. Планируется, что первая азербайджанская нефть с месторождения Азери по трубопроводу Баку – Тбилиси - Джейхан пойдет уже в начале 2005 года. В Азербайджане проект стал своеобразным символом независимости: ему придают особое экономическое и политическое значение, с ним связывают будущее страны и надеются, что новый экспортный маршрут поможет решить и социальные проблемы страны. Реализация данного проекта с первых дней находится под жестким контролем руководства страны. Относительно участия Казахстана в данном проекте ведутся консультации и переговоры на уровне хозяйствующих субъектов. Был создан консорциум, в который вошли 4 крупнейшие нефтяные компании, которые работают в Казахстане. У них пятнадцать процентов акций. По данным Министерства топлива и энергетики, разведданные запасов углеводородного сырья в Азербайджане составляют около 6 миллиардов тонн. На экспорт ежегодно идет почти 6 миллионов тонн нефти. |