NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:17 ast
15:17 msk

Резервы развития машиностроения
Только аккумулирование средств в приоритетных областях экономики дает положительный эффект. Необходимо собрать все финансовые и интеллектуальные ресурсы в один кулак
24.08.2003 / экономика

Владимир РЫЖКОВ, "Казахстанская правда", 23 августа

В Стратегии индустриально-инновационного развития страны машиностроению отводится особая роль. Чтобы вывести его из кризиса, необходимы усилия не только соответствующих министерств, но и представителей бизнеса, общественных организаций. В минувшем году в Караганде была создана ассоциация "Машиностроение и металлопереработка Центрального Казахстана". Члены этой общественной организации разработали и предложили Правительству Стратегию развития машиностроительного комплекса РК на 2003-2015 годы. Каковы главные приоритеты этого документа? Какие проблемы предстоит решить на нелегком пути? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает генеральный директор ассоциации Виталий Петров.

- Следует подчеркнуть, что от уровня машиностроения прежде всего зависят важнейшие удельные показатели ВВП страны, - начал разговор Виталий Михайлович. - Эта отрасль и в прежние времена находилась в достаточно плачевном состоянии. Жесткий прессинг центра, ограничения в инвестициях, новом оборудовании, дефицитном тогда сырье не дали возможности казахстанскому машиностроению сформироваться полностью по всем параметрам. Начатая по инициативе Президента Н. Назарбаева политика импортозамещения позволила предприятиям, сохранившим основные фонды, набрать обороты и твердо встать на ноги. Максимальный всплеск деловой активности машиностроителей и переработчиков наблюдался в 2001 году. Однако к 2002 году административный ресурс давления на заказчиков - монополистов сырьевых отраслей, транспорта, цветной и черной металлургии - исчерпал себя. В результате, на мой взгляд, оживление отрасли к концу прошлого года сменилось спадом, а в отдельных случаях и откатом. Основная причина тому - выросшая импортозависимость до 30 процентов в стоимости по специальным конструкционным и легированным сталям и другим материалам, комплектующим деталям, изделиям и узлам, а также понижение конкурентоспособности на внешнем рынке.

Параллельно усилились требования заказчиков в незамедлительной сертификации выпускаемой продукции, что связано с затратой немалых средств. Особенно остро поставили эти вопросы представители нефтегазового комплекса и транспортники. Тенденция спада производства негативно отразилась и на финансово-экономическом состоянии предприятий. Машиностроители с особым энтузиазмом восприняли предстоящую индустриализацию экономики Казахстана на основе технического прогресса, инновационных и наукоемких преобразований. В конце минувшего года мы создали ассоциацию машиностроителей и металлопереработчиков Центрального Казахстана. В ее ряды вступили 32 юридических лица - субъекты Карагандинской, Павлодарской и Акмолинской областей. Среди членов ассоциации - малые, средние и крупные предприятия по производству и ремонту горной, сельскохозяйственной техники, строительно-дорожных и транспортных машин, энергетического и металлургического оборудования, а также представители науки и инновационных структур. Все вместе мы и разработали стратегию развития машиностроительного комплекса республики. Анализ показал, что сегодня есть необходимые предпосылки для начала масштабной работы.

- Какими же должны быть первые шаги?

- Развитие машиностроительного комплекса мы разбили на четыре этапа. В 2003-2005 годы должно произойти ускоренное развитие инфраструктуры машиностроения и начало процессов его модернизации. 2006-2010 годы - пора технологических обновлений и начала производства приоритетных для республики конкурентоспособных машин, оборудования, изделий. В 2011-2015 годах уже будет вестись их расширенное производство, состоится углубление наукоемких процессов и технологий. Все это позволит нам выйти на мировой уровень производства новой техники.

Наши расчеты строились не на пустом месте. У ученых и специалистов есть такой термин - рыночные ожидания. В связи с тем, что собственное производство машин и оборудования у нас в республике пока только делает первые шаги, мы воспользовались прогнозными оценками россиян. Они показывают, что в ближайшее время ниши и сегменты рынка производства и сбыта современных машин и оборудования будут серьезно обновляться и реконструироваться. Особое внимание начинающим казахстанским производителям следует обратить на дорожно-транспортное, электротехническое и нефтегазовое машиностроение. Главное здесь не дублировать устаревшие образцы традиционной для СНГ номенклатуры техники и технологий, а ориентироваться на самые передовые.

Если говорить об инструментах, то это в первую очередь франчайзинг. Речь идет о взаимоотношениях, в ходе которых крупная и именитая компания заключает договор о продаже лицензии мелким фирмам на производство продукции, торговлю или предоставление услуг под ее торговой маркой. Основное преимущество для малого и среднего бизнеса при покупке такой лицензии заключается в возможности начать собственное дело с малым стартовым капиталом и в процессе развития бизнеса опираться на мониторинг, консультации и конфиденциальную информацию франчайзера.

Хорош в нашем деле и лизинг. Сущность этой сделки состоит в том, что арендатор передает арендодателю имущество на оговоренный срок по установленной ренте. Главную особенность такой сделки верно подметил Аристотель: "Богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой". Лизинг наиболее выгоден мелким и средним предприятиям, так как некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование.

Есть еще один важный момент. Уже в ближайшем будущем мы будем приобретать за рубежом патенты и лицензии на то или иное производство или передовую технологию. Без ноу-хау обойтись нельзя. Тем более в машиностроении. В Казахстане, имеющем в своем распоряжении широчайший спектр сырья, металлов и минералов, практически нет производства композитных и мембранных материалов, углепластиков, твердых сплавов и т. д. Отсутствие источников рецептур и технологических регламентов не позволяет на достаточно известной машинной базе производить изделия из металлопорошков и металлокерамики, давно считающихся обыденными в мировой практике. Подобные примеры можно продолжить. Как и рассказ об инструментах инновационных процессов.

- Виталий Михайлович, трудно не согласиться, что спектр их достаточно широк, но готовы ли мы этими инструментами сегодня воспользоваться? Есть ли достаточная финансовая база для развития казахстанского машиностроения?

- Проблем, конечно, много. В машиностроении, как, впрочем, в любом деле, важна последовательность. Успех намеченной в Казахстане, по сути, технической революции немыслим без реконструкции и замены физически изношенного и давно устаревшего станочного парка. По ряду оценок, технологическая отсталость средств производства от мирового уровня составляет не менее 35-50 лет. По нашим подсчетам, в республике требует замены более 7 тысяч единиц станков и оборудования. При ценовом интервале 7,5-25 тысяч долларов за единицу потребуется затратить 650-700 миллионов долларов.

Каков же выход? На мой взгляд, решение этой проблемы находится в понимании того, что в самом современном покупаемом станке имеются традиционно старые, десятилетиями апробированные и мало отличающиеся от прежних моделей элементы и узлы. Зачем их покупать? Думаю, что в Караганде необходимо создать центр восстановительного ремонта и модернизации оборудования, в котором на станки будут устанавливаться современные узлы, приводы, системы управления и контроля.

А вот финансовый вопрос, конечно, более сложен. Делать сегодня ставку только на привлечение прямых внешних инвестиций в обрабатывающие отрасли республики, думаю, сейчас преждевременно. Надеяться нужно на свои силы и ресурсы. Где их взять? Считаю, что в столь масштабном деле может принять участие все общество. Речь идет о внутренних займах, ценных бумагах, акциях создаваемых современных наукоемких производств. По некоторым оценкам, существует вероятность привлечения до одного миллиарда долларов. Эти меры позволят начать процесс создания в республике "народного капитализма" как эффективного механизма рыночных отношений. Кроме того, внутренние ресурсы банков второго уровня могли бы значительно усилить инвестиционный потенциал страны, если бы ставший уже хроническим кризис отношений между ними и реальным сектором экономики удалось разрешить путем государственного регулирования.

Еще одним серьезным источником финансовых возможностей являются инвестиционные фонды. Но здесь следует отметить, что в последнее время уже созданные институты развития часто отходят от своих основных задач. Многие эксперты считают, что наличие такого великого числа инструментов нецелесообразно. Только аккумулирование средств в приоритетных областях экономики дает положительный эффект. Необходимо собрать все финансовые и интеллектуальные ресурсы в один кулак. На наш взгляд, достаточно трех основных институтов развития: Казахстанский инвестиционный фонд, Банк развития Казахстана и входящий в его состав лизинговый парк оборудования и средства производства и Национальный инновационный фонд. Все три инструмента должны иметь четко очерченные области деятельности и обязательств. Мнение моих коллег однозначно: необходим единый идеологический, методологический, регулирующий и управляющий орган, имеющий исключительные полномочия по всему спектру принимаемых решений и несущий персональную ответственность за конечные результаты порученного ему дела.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Добыча угля ежегодно увеличивается на 20 процентов 30.08.2003
"Славнефть" вместо Сахалина 30.08.2003
Глава государства встретился с советником Президента России по экономическим вопросам 29.08.2003
Совокупный собственный капитал банковской системы РК вырос за июль на 3,7% до $1,3 млрд. 29.08.2003
Если хлеб всему голова, 29.08.2003
Строительная компания "МунайГазКурлыс" заключила с СП ТОО "Тенгизшевройл" контракт на сумму свыше $7,7 млн. на строительство дороги 29.08.2003
Америку излечила война 29.08.2003
Отмечается повышение благосостояния населения 28.08.2003
Помощнику Путина в Караганде понравилось 28.08.2003
На долю отечественных автоперевозчиков приходится лишь 50,4% экспортно-импортных операций Казахстана 28.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz