Дина НУРСАПАРОВА, Павел ТИХОНОВ, "Аграрный Казахстан", 29 августа
Начало жатвы в зерносеющих регионах республики ознаменовалось повышением цен на все марки бензина и дизельное топливо. Прежняя стоимость практически всех наименований возросла на десять и более пунктов.
В силу традиционной сезонности вопрос этот скорее риторический. Нынешняя ситуация с повышением цен на ГСМ в рамках уже ставших привычными взаимоотношений между поставщиками горючего и его пользователями стара, как мир. Волнует, но мало кого удивляет сила неведомой руки единым махом и в одночасье преображающей цены на топливо буквально на всех, даже мало-мальских АЗС.
На Павлодарском нефтехимическом заводе от сезонных "завихрений" стоимости горючего отмежевались – заявив, что отпускные цены остались прежние и запасов ГСМ достаточно. В региональном департаменте по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса тоже не прояснили ситуацию. Здесь указали на несовершенство действующего законодательства, не позволяющего призывать к ответу владельцев АЗС за незаконное получение доходов. Областные акимат и прокуратура тоже не смогли поставить бензиновых воротил на место по причине того, что ни в одном законе, дескать, нет управы, на подобные скачки цен. Их, мол, регулирует сам рынок, и остается лишь возмущаться по поводу того, что он у нас еще не стал цивилизованным и на нем возможны ценовые сговоры владельцев товаров и услуг.
И все же при всей этой суровой реальности не должно быть такого, чтобы группа лиц, продающая посредством автозаправок бензин и дизельное топливо, ставила под угрозу благополучие хлеборобов и овощеводов, повышала своими действиями цену на продукцию полей и ферм, делая ее малоконкурентоспособной на рынке.
Потому-то и мучает все тот же вопрос: неужели во всем законодательстве нет параграфа, который бы укоротил пыл бензиновых любителей легкой наживы? Но, судя по сообщению департамента сельхозмашиностроения Минсельхоза республики, все же удалось лояльно подкорректировать ситуацию. В начале этой недели действующие НПЗ республики – Павлодарский, Атырауский и ОАО "Петро-Казахстан Ойл Протекс" (бывший ШНОС) отпускали, например, солярку по 185 долларов за тонну вместо 230, как в начале августа. Теперь сельхозтоваропроизводитель, покупавший горючее оптом по 32 тенге и в розницу – по 36-38, может брать топливо по 23 тенге.
Однако, по информации с мест, еще далеко не во всех регионах реализуют эту возможность. Так, начальник отдела технической политики управления сельского хозяйства Восточно-Казахстанской области Сергей Бутаков говорит, что поставщиков горючего сейчас у них хоть отбавляй, навскидку можно назвать более двадцати. По приемлемой же цене ГСМ можно получить только от ТОО "Меридиан", находящегося в Астане. На то, что восточноказахстанцам было бы быстрее отовариться у ворот самого поставщика – Павлодарского нефтехимического – было отвечено: ищите оператора, договаривайтесь с ТОО "Меридиан", езжайте, наконец, в Астану. Пока же вся процедура утрясается, сельхозтоваропроизводители, по словам Сергея Бутакова, плачут да берут горючее у местных фирм.
В Шиелинском районе Кызылординской области, как сообщает нештатный корреспондент "АК" Махсут Ибрашев, земледельцы покупают у частных лиц солярку по 38 тенге, дизмасло – по 60. Обещанных поставок с завода Шымкента еще нет, говорят, ввиду отсутствия предоплаты.
Значительно лучше обстоят дела лишь в Актюбинской области. Здесь горючее отгружается через "Торговый дом "Казмунайгаз", алматинское ТОО "Меркурий" и с самого ОАО "Петро-Казахстан Ойл Протекс". Большая часть ГСМ здешним земледельцам отгружена, но при всей этой оптимистической картине не обошлось "без ложки дегтя в бочке меда". Руководитель облдепартамента сельского хозяйства. Ерсаин Ажибаев тревожится за недопоставленное горючее. Средства на закуп оператором ТПК "Азия" отправлены полностью, а вот где потерялись остальные 140 с лишним тонн ГСМ не знает никто. Ерсаин Ажибаев, ища утерянное горючее, пишет письма всем, кто обозначен в этой связке. Было бы гораздо проще, заключает он, сделать, как в прошлом году, когда актюбинским сельхозтоваропроизводителям доставляли топливо местные фирмы, работающие с НПЗ.
В Южно-Казахстанской области страдная пора вроде подходит к концу. По информации местного сельхоздепартамента, зерновые убраны почти с 95% площадей. Здесь топливо по 185 долларов за тонну, достается гораздо проще, чем в других регионах. В каждом из 13 районов определились операторы и хозсубъекты, доставляющие ГСМ прямо с завода Шымкента. Знающие люди говорят, что еще недавно на "выходе" с предприятия горючее отдавалось по 130 долларов, которые через несколько метров уже "тяжелели" на 100 "зелененьких", а потом, как говорится, дальше – больше.
Наши же попытки получить информацию из так сказать, первых рук не совсем удались. Так, просьба прояснить ситуацию в Республиканском антимонопольном ведомстве утонула в вежливом отказе специалистов, заметивших, что их руководство не уполномачивало отвечать на вопросы прессы. Она, пресса, судя по устало терпеливому голосу с другого конца провода, поражает способностью совать нос не в свои дела. Не лучшим образом сложились взаимоотношения и с главным офисом ОАО "Петро-Казахстан Ойл Протекс" в Алматы. Наш запрос на имя директора по связи с общественностью Теранца Паулла остался без ответа. И действительно, какое дело иностранцам до нашей продовольственной безопасности?
А значит и до того, что по данным Минсельхоза обеспеченность сельхозформирований РК достигает лишь 70 процентов. А самое главное, наверное, в другом. Перед лицом столь важной компании, как уборка хлеба, корпоративные интересы не должны превалировать над государственными. Более того, как ни странно, но мы не хотим задуматься о том, что ценовые игры с энергоносителями имеют длинный шлейф. И "опыляет" он всех нас – рикошетом бьет по ценам буквально на все, что нам необходимо в жизни – одежду, обувь, на все продукты питания. На тот же хлеб, который для многих семей еще остается основным питанием… |