NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 00:30 ast
22:30 msk

Реанимация трупа
После признания ЕС проекта Одесса-Броды первоочередным в его энергетической стратегии, о других можно было забыть. Ан нет!
10.09.2003 / экономика

proua.com

В последнее время наблюдается активизация двустороннего переговорного процесса между Казахстаном и Азербайджаном об участии казахстанской стороны в казалось бы уже забытом проекте транспортировки нефти по экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).

В первых числах сентября в Баку этот вопрос обсуждали представители Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) с делегацией национальной компании ЗАО "КазМунайГаз", возглавляемой ее исполнительным директором К. Кабылдиным. В переговорах также принимали участие эксперты компаний BTC Co (оператор по строительству и эксплуатации трубопровода), а также ENI, Total, ConocoPhilips и Inpex.

На переговорах был поднят вопрос о создании в рамках проекта транспортировки казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) компании, управляющей морскими перевозками нефти по маршруту Актау-Баку. Предполагается, что ее акционерами станут ENI, Total, ConocoPhilips и Inpex, участвующие в разработке казахстанского месторождения Кашаган и имеющие 15% долевого участия в компании BTC Co. Ожидается также поступление предложений об участии в новом проекте еще от 2-3-х иностранных нефтяных компаний, работающих в Казахстане.

Кроме того, как известно, 15% акций в предприятии BTC Co имеют также 4 казахстанских акционера. Это значит, что, исходя из максимальной проектной пропускной способности трубопровода БТД в 1 млн баррелей в сутки они могут прокачать по нему 150 тыс баррелей. Но до тех пор, пока они не представят свою нефть в трубопровод, этими объемами будут пользоваться другие акционеры. По данным экспертов, для казахстанских нефтеотправителей тарифы пока будут выше, чем для компаний-инвесторов проекта БТД.

Рассматривается также вариант транспортировки нефти из Актау в Баку по магистрали, проложенной по дну Каспия. По заявлениям казахстанской стороны, прокачка "черного золота" с восточного побережья Каспия по трубопроводу может начаться в 2007-2010 годах, а морские перевозки могут рассматриваться как "промежуточный" вариант, пока не будет готов подводный трубопровод.

Для обеспечения морских перевозок казахстанской нефти из Актау в Баку потребуются дополнительные танкеры. В пятницу 5 сентября в Украине побывала высокопоставленная делегация НК "Казмортрансфлот" во главе с директором К.Крымовым. Делегация посетила судостроительные и проектные предприятия в Николаеве и Одессе. Казахстанскую сторону, прежде всего, интересовали вопросы строительства танкеров для Каспийского моря, которые можно было бы провести туда по Волго-Донскому судоходному каналу.

Вопрос это не новый: еще год назад представители "Казмортрансфлота" посещали Украину с этой же целью. Но их визит закончился ничем. Дело в том, что, согласно действующему в Казахстане закону о госзакупках, для приобретения судов надо проводить международный конкурс. Так что очередной приезд казахстанских эмиссаров в Украину можно расценить не иначе, как "смотрины", причем не совсем законные. Вероятнее всего, как это и принято в Казахстане, официально "назначенный" теневыми структурами "победитель" будущего тендера призван стать заказчиком танкеров. Хотя, конечно, украинским судостроителям разницы нет - лишь бы заказы на суда поступали.

Организация транспортировки нефти по маршруту Актау-Баку предполагает также строительство нового терминала для хранения и перевалки нефти в Курыке (порт в 76 км юго-восточнее Актау) и сети соединительных трубопроводов. Мощность всей этой перевалочной системы составит 20 млн тонн нефти в год, на первом этапе будет перевозиться до 7,5 млн. Необходимая инфраструктура должна быть построена к концу 2006 года, когда пойдет первая нефть с крупнейшего казахстанского месторождения Кашаган.

С целью эффективного продвижения данного проекта, на переговорах в Баку было решено создать рабочую группу с участием специалистов Государственной нефтяной компании Азербайджана и ЗАО "НК "КазМунайГаз" по подготовке и согласованию до 25 октября единого варианта межправительственного соглашения на основе вариантов азербайджанской и казахстанской сторон. На эту дату намечена встреча руководителей двух компаний в Стамбуле, где они парафируют соглашение и передадут его на подписание правительствам двух стран.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, азербайджанский и казахстанский варианты при всей общности подходов содержат и ряд различий. Так, первый из них подготовлен с учетом его ратификации в парламенте. В Казахстане же подобная процедура не предусмотрена - для этого достаточно утверждения его правительством. Кроме того, азербайджанский вариант также предусматривает налоговые льготы инвесторам проекта Актау-Баку, тогда как Казахстан против подобных льгот, ссылаясь на то, что они, увеличивая прибыль компаний, при этом снижают доходы государства.

Следующим этапом переговоров между двумя странами должна стать подготовка соглашения страны-обладательницы транзитной территории с инвесторами (транзитного соглашения). Его подготовка будет значительно легче, так как оно базируется на условиях межправительственного соглашения. К транзитному соглашению могут быть привлечены не только четыре компании-акционера BTC Co, участвующие в разработке нефтяных ресурсов Казахстана, но и другие (именно они будут инвестировать средства на создание инфраструктуры - новые терминалы, порты и так далее - для маршрута Актау-Баку, по которому будет перекачиваться казахстанская нефть в трубопровод). Отмечается необходимость строительства нового терминала и в Азербайджане – специально для приема казахстанской нефти в БТД. И только затем уже последует заключение коммерческих договоров между BTC Co и казахстанскими нефтеотправителями по перекачке казахстанской нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан.

Все это, конечно, не может не вызывать вопрос: почему это вдруг кому-то понадобилось реанимировать проект Баку-Джейхан, который Евросоюз уже вычеркнул из списка приоритетных? Как известно, двусторонние переговоры между ГНКАР и "КазМунайГазом" по подключению Казахстана к проекту БТД велись с ноября 2002 года. Однако, с того времени, как Еврокомиссия признала первенство в своей стратегии энергетической безопасности за украинско-польским проектом Одесса-Броды-Гданьск приоритетным, актуальность магистрали БТД сошла на нет. Между тем, российские компании продолжают настаивать на реверсном использовании уже существующей нефтетранспортной магистрали Одесса-Броды. Идя навстречу их пожеланиям, украинское руководство дало добро на проведение экспертной оценки реверсных проектов.

Возможно, в Баку и Астане сочли весьма вероятным согласие Киева на реверс магистрали Одесса-Броды. И, возможно, именно это заставило представителей азербайджанского и казахстанского государственного нефтесектора, а также представителей западных компаний, работающих в Казахстане реанимировать похороненный было экспертами проект Баку-Джейхан как один из возможных вариантов транспортировки каспийской нефти в Европу. Перестраховаться, так сказать…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
С 29 сентября начал работать Жилстройсбербанк Казахстана 30.09.2003
Иностранные предприятия, создавшие в РК СП и передающие инновации, получат права на получение преференций со стороны государства 30.09.2003
Доллар и евро вступили в полосу неопределенности 30.09.2003
АТФБанк: планы и перспективы 27.09.2003
Состоялась встреча Алексея Миллера и первого вице-президента НК "КазМунайГаз" Тимура Кулибаева 27.09.2003
"Казатомпром" объявляет о начале реализации казахстанско-российско-киргизского СП "Заречное" по добыче урана в ЮКО 27.09.2003
В Шымкенте будут выпускать желтый фосфор и водку 27.09.2003
В Казахстане наблюдается пост объемов промышленного производства 26.09.2003
Проект бюджета - 2004 26.09.2003
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2003 года N 955 26.09.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz