proua.com
В последнее время наблюдается активизация двустороннего переговорного процесса между Казахстаном и Азербайджаном об участии казахстанской стороны в казалось бы уже забытом проекте транспортировки нефти по экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
В первых числах сентября в Баку этот вопрос обсуждали представители Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) с делегацией национальной компании ЗАО "КазМунайГаз", возглавляемой ее исполнительным директором К. Кабылдиным. В переговорах также принимали участие эксперты компаний BTC Co (оператор по строительству и эксплуатации трубопровода), а также ENI, Total, ConocoPhilips и Inpex.
На переговорах был поднят вопрос о создании в рамках проекта транспортировки казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) компании, управляющей морскими перевозками нефти по маршруту Актау-Баку. Предполагается, что ее акционерами станут ENI, Total, ConocoPhilips и Inpex, участвующие в разработке казахстанского месторождения Кашаган и имеющие 15% долевого участия в компании BTC Co. Ожидается также поступление предложений об участии в новом проекте еще от 2-3-х иностранных нефтяных компаний, работающих в Казахстане.
Кроме того, как известно, 15% акций в предприятии BTC Co имеют также 4 казахстанских акционера. Это значит, что, исходя из максимальной проектной пропускной способности трубопровода БТД в 1 млн баррелей в сутки они могут прокачать по нему 150 тыс баррелей. Но до тех пор, пока они не представят свою нефть в трубопровод, этими объемами будут пользоваться другие акционеры. По данным экспертов, для казахстанских нефтеотправителей тарифы пока будут выше, чем для компаний-инвесторов проекта БТД.
Рассматривается также вариант транспортировки нефти из Актау в Баку по магистрали, проложенной по дну Каспия. По заявлениям казахстанской стороны, прокачка "черного золота" с восточного побережья Каспия по трубопроводу может начаться в 2007-2010 годах, а морские перевозки могут рассматриваться как "промежуточный" вариант, пока не будет готов подводный трубопровод.
Для обеспечения морских перевозок казахстанской нефти из Актау в Баку потребуются дополнительные танкеры. В пятницу 5 сентября в Украине побывала высокопоставленная делегация НК "Казмортрансфлот" во главе с директором К.Крымовым. Делегация посетила судостроительные и проектные предприятия в Николаеве и Одессе. Казахстанскую сторону, прежде всего, интересовали вопросы строительства танкеров для Каспийского моря, которые можно было бы провести туда по Волго-Донскому судоходному каналу.
Вопрос это не новый: еще год назад представители "Казмортрансфлота" посещали Украину с этой же целью. Но их визит закончился ничем. Дело в том, что, согласно действующему в Казахстане закону о госзакупках, для приобретения судов надо проводить международный конкурс. Так что очередной приезд казахстанских эмиссаров в Украину можно расценить не иначе, как "смотрины", причем не совсем законные. Вероятнее всего, как это и принято в Казахстане, официально "назначенный" теневыми структурами "победитель" будущего тендера призван стать заказчиком танкеров. Хотя, конечно, украинским судостроителям разницы нет - лишь бы заказы на суда поступали.
Организация транспортировки нефти по маршруту Актау-Баку предполагает также строительство нового терминала для хранения и перевалки нефти в Курыке (порт в 76 км юго-восточнее Актау) и сети соединительных трубопроводов. Мощность всей этой перевалочной системы составит 20 млн тонн нефти в год, на первом этапе будет перевозиться до 7,5 млн. Необходимая инфраструктура должна быть построена к концу 2006 года, когда пойдет первая нефть с крупнейшего казахстанского месторождения Кашаган.
С целью эффективного продвижения данного проекта, на переговорах в Баку было решено создать рабочую группу с участием специалистов Государственной нефтяной компании Азербайджана и ЗАО "НК "КазМунайГаз" по подготовке и согласованию до 25 октября единого варианта межправительственного соглашения на основе вариантов азербайджанской и казахстанской сторон. На эту дату намечена встреча руководителей двух компаний в Стамбуле, где они парафируют соглашение и передадут его на подписание правительствам двух стран.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, азербайджанский и казахстанский варианты при всей общности подходов содержат и ряд различий. Так, первый из них подготовлен с учетом его ратификации в парламенте. В Казахстане же подобная процедура не предусмотрена - для этого достаточно утверждения его правительством. Кроме того, азербайджанский вариант также предусматривает налоговые льготы инвесторам проекта Актау-Баку, тогда как Казахстан против подобных льгот, ссылаясь на то, что они, увеличивая прибыль компаний, при этом снижают доходы государства.
Следующим этапом переговоров между двумя странами должна стать подготовка соглашения страны-обладательницы транзитной территории с инвесторами (транзитного соглашения). Его подготовка будет значительно легче, так как оно базируется на условиях межправительственного соглашения. К транзитному соглашению могут быть привлечены не только четыре компании-акционера BTC Co, участвующие в разработке нефтяных ресурсов Казахстана, но и другие (именно они будут инвестировать средства на создание инфраструктуры - новые терминалы, порты и так далее - для маршрута Актау-Баку, по которому будет перекачиваться казахстанская нефть в трубопровод). Отмечается необходимость строительства нового терминала и в Азербайджане – специально для приема казахстанской нефти в БТД. И только затем уже последует заключение коммерческих договоров между BTC Co и казахстанскими нефтеотправителями по перекачке казахстанской нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан.
Все это, конечно, не может не вызывать вопрос: почему это вдруг кому-то понадобилось реанимировать проект Баку-Джейхан, который Евросоюз уже вычеркнул из списка приоритетных? Как известно, двусторонние переговоры между ГНКАР и "КазМунайГазом" по подключению Казахстана к проекту БТД велись с ноября 2002 года. Однако, с того времени, как Еврокомиссия признала первенство в своей стратегии энергетической безопасности за украинско-польским проектом Одесса-Броды-Гданьск приоритетным, актуальность магистрали БТД сошла на нет. Между тем, российские компании продолжают настаивать на реверсном использовании уже существующей нефтетранспортной магистрали Одесса-Броды. Идя навстречу их пожеланиям, украинское руководство дало добро на проведение экспертной оценки реверсных проектов.
Возможно, в Баку и Астане сочли весьма вероятным согласие Киева на реверс магистрали Одесса-Броды. И, возможно, именно это заставило представителей азербайджанского и казахстанского государственного нефтесектора, а также представителей западных компаний, работающих в Казахстане реанимировать похороненный было экспертами проект Баку-Джейхан как один из возможных вариантов транспортировки каспийской нефти в Европу. Перестраховаться, так сказать… |