NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 05:26 ast
03:26 msk

Двигатель для казахстанской экономики
Возрождение казахстанского машиностроения сегодня становится реальностью, несмотря на все сложности, связанные с огромной капиталоемкостью отрасли. Здесь есть и обширные инвестиции, и высокие технологии, и, самое главное, компании, которые взяли на себя подъем этой индустрии
11.09.2003 / экономика

Алексей Иконников, "КонтиненТ", 11 сентября

Возрождение казахстанского машиностроения сегодня становится реальностью, несмотря на все сложности, связанные с огромной капиталоемкостью отрасли. Здесь есть и обширные инвестиции, и высокие технологии, и, самое главное, компании, которые взяли на себя подъем этой индустрии. Судя по наметившимся тендениям, отрасль будет развиваться в тесной кооперации с машиностроительными предприятиями других стран Содружества, прежде всего России.

Десятилетия спустя

3 сентября Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев находился с рабочим визитом в Костанайской области. В рамках своей поездки Нурсултан Абишевич посетил и Костанайский дизельный завод, который сегодня является одним из производственных объединений ОАО "АгромашХолдинг". Главе государства была презентована поэтапная программа восстановления предприятия. Кстати, сам завод можно прямо назвать его детищем. Именно Нурсултан Назарбаев в восьмидесятые годы настоял на строительстве такого завода именно в Костанае. Не случайно глава государства, спустя два десятилетия переступив порог этого предприятия, с нескрываемым волнением говорил о подъеме казахстанского машиностроения. "У меня очень болит душа за этот завод, – заметил Нурсултан Абишевич представителям компании "АгромашХолдинг". – Если вы его оживите и он начнет работать, я буду это только приветствовать".

Исторически КДЗ создавался в рамках общесоюзного производственного комплекса, и, к сожалению, именно распад СССР поставил новое и суперсовременное по тем временам предприятие на грань остановки. В 1980 году Министерство автомобильной промышленности СССР приняло постановление о строительстве завода по выпуску дизельных двигателей для производственного объединения "УралАЗ". Изначально завод проектировали для выпуска моторов западногерманской конструкции, которые планировалось устанавливать на автомобили "Урал". В 1981 году была приобретена лицензия немецкой фирмы "Клекнер – Хумбольдт – ДОЙЦ", а с 1982-го началось строительство производственных помещений и коммуникаций. Были возведены главный, литейный и складской корпуса, энергоблок. В главном корпусе построили автоматный, сборочный, термический, гальванический, прессовый, инструментальный цеха, цеха стальных и чугунных деталей. Отдельно нужно сказать об оснащении: с 1984 по 1990 год на заводе устанавливалось самое современное по тому времени оборудование производства Германии, Италии и СССР. Половину работников предприятия составили приглашенные кадры из России, в основном "уралазовцы", и половину – местные кадры, которые проходили производственную практику на российских заводах. В тот период на Костанайском дизельном заводе уже работало 3,5 тысячи человек.

Момент сдачи нового предприятия в эксплуатацию пришелся на период, когда в экономике СССР пошли активные процессы дезинтеграции, а затем начался общий системный кризис. Рвались производственные связи, не выполнялись условия поставок, вся общесоюзная промышленность стала разваливаться. Ситуацию усугубила галопирующая инфляция, в силу которой возник ценовой дисбаланс и резко упала рентабельность. Аналогичный кризис терпели и заводы–партнеры КДЗ в России, в частности тот же "УралАз", в силу чего продукция предприятия осталась попросту невостребованной. Долгие годы завод практически не работал, уникальное оборудование простаивало, производственные фонды истощалась. За этот период завод собрал всего 404 мотора, при проектной мощности 25 тысяч дизелей в год.

С тех пор минуло уже десять лет. Поиск инвестора, который мог бы вернуть завод к жизни, долгое время был безрезультатным. Реанимация предприятия объективно требовала не только значительных и притом "долгих" финансовых вливаний, но и профессионального подхода к экономическому управлению. Специальным постановлением правительства РК "Об особых условиях и порядке реализации конкурсной массы ОАО "Костанайдизель" было особо закреплено, что обязательным условием приобретения завода является наиболее перспективная инвестиционная программа, которая должна быть согласована и одобрена сразу двумя ведомствами – Министерством индустрии и торговли и Комитетом по государственному имуществу и приватизации Министерства финансов. Такой серьезный механизм ответствености требовался для того, чтобы к управлению этим стратегически важным предприятием не пришли непрофессионалы или люди, заинтересованные в извлечении сиюминутной прибыли.

19 марта 2003 года состоялся аукцион по продаже конкурсной массы ОАО "Костанайдизель", победителем которого стало ОАО "АгромашХолдинг". Примечательно, что "АгромашХолдинг" является второй компанией в мире, которая аккумулировала в себе производство комбайнов, тракторов и двигателей к ним. По мнению руководителя холдинга Юрия Коропачинского, такой производственный синтез не просто уникален. Самое главное, он создает холдингу выгодные возможности успешно конкурировать на рынках продукции машиностроения.

Стратегическое партнерство

Таким образом, спустя десять лет после вынужденной остановки у Костанайского дизельного завода появились новые перспективы для устойчивого развития. Но чтобы эти планы обрели реальные очертания, необходимы крупные инвестиции. С первых же дней прихода на завод компания "АгромашХолдинг" начала осуществлять программу восстановления. Объем инвестиций с 1 мая уже превысил 400 млн. тенге. За три месяца создано 300 рабочих мест. Идут активные работы по восстановлению систем водо- и энергоснабжения, тепло-, газовентиляции, ремонту технологического оборудования. В них задействовано 30 подрядных организаций.

Первого сентября работы по подготовке к отопительному сезону, восстановлению кровли и утеплению главного корпуса были завершены. Предприятие готовится к запуску основных единиц технологического оборудования. Заводчане закончили восстановление сборочной линии для выпуска испытательного образца двигателя – он будет изготовлен уже до конца текущего года. Получены и эталонные образцы двигателей для испытательной станции. Восстанавливается уникальная технологическая линия MALE. В сентябре на предприятии начинается производство метизной продукции – в дальнейшем компания планирует увеличить ее ассортимент до 40 наименований.

Совместно с руководством Костанайской области "АгромашХолдинг" разработал программу подготовки молодых кадров для дизельного завода. В шести колледжах уже размещается государственный заказ на подготовку специалистов. В целях стимулирования своих будущих работников администрация завода ввела систему грантов для лучших студентов. Кроме того, молодые специалисты получат возможность пройти производственную практику как на КДЗ, так и на ведущих машиностроительных предприятиях России, входящих в холдинг. С этого года молодые кадры обучаются по специальностям "Металлообрабатывающие станки", "Технология машиностроения", "Металлургия цветных металлов", "Автоматизация технологических процессов", "Гибкие автоматические линии" и ряду других. Проведен отбор и наем персонала для работы на заводе.

И здесь надо сказать о главном – о корпоративном партнерстве, благодаря которому сегодня появилась возможность восстановить экономические связи между предприятиями и возродить отрасль. Дело в том, что стратегическим партнером КДЗ является группа машиностроительных предприятий России: ОАО "Красноярский завод комбайнов", ОАО "Назаровский машиностроительный завод", ОАО "Алтайдизель". Эти заводы уже входят в состав ОАО "АгромашХолдинг". Образование казахстанско-российского холдинга было продиктовано стремлением увеличить возможности нового предприятия за счет кооперации производственных мощностей, включая Костанайский дизельный завод, и капиталов.

Что же касается рынка сбыта для продукции КДЗ, им в ближайшие годы будет в основном Казахстан. Как, впрочем, и для другой продукции холдинга. Примечательно, что сегодня доля красноярских комбайнов "Енисей" составляет более 70 процентов всего парка зерноуборочных машин нашей страны. В одной только Костанайской области из восьмитысячного парка комбайнов шесть тысяч единиц составляют эти машины. За короткий период агроформирования только этой области приобрели 800 "Енисеев" разных модификаций. В последние годы казахстанские земледельцы начали также активно покупать новую, более производительную и комфортабельную модель зерноуборочной техники "Руслан", которая стала прямым конкурентом большинству машин самых именитых фирм мира. Но и такие темпы обновления сельхозтехники, по мнению специалистов, далеки от идеала: даже советские стандарты износа говорят о том, что уборочный парк должен полностью меняться каждые восемь–десять лет. По крайней мере, это касается основных агрегатов. По прогнозам правительства Казахстана, до 2007 года в стране подлежат замене не менее 20 тысяч двигателей для сельскохозяйственной техники – комбайнов и тракторов, так что современные двигатели казахстанского производства, несомненно, будут востребованы.

Впрочем, если говорить о долгосрочных перспективах работы КДЗ, то речь идет далеко не только о внутриказахстанском рынке сбыта. "АгромашХолдинг" намерен не просто восстановить на КДЗ производство двигателей, но создать принципиально новое семейство моторов для сельскохозяйственной, дорожной и автомобильной техники. Эти двигатели будут разработаны на основе технологий XXI века. Конечно, восстановление завода – очень капиталоемкий проект, его ориентировочная стоимость – более 100 млн. долл. Однако это в 3–4 раза дешевле известных в мире аналогичных примеров создания новых семейств двигателей: как правило, оно обходится не менее чем в 200–400 млн. долл.). Причина "удешевления" проста: это отнюдь не экономия на технологиях, "мозгах" или материалах, как могло бы показаться на первый взгляд, а опять-таки экономическая структура компании: в состав холдинга входят Алтайский дизельный завод и уникальный технологический комплекс Костанайского дизельного завода. По мнению специалистов, это просто идеальная база, какую имеют в своем распоряжении далеко не все разработчики новых семейств моторов.

В "АгромашХолдинге" отмечают, что дизельный двигатель новой конструкции будет отвечать мировым стандартам экономичности и экологичности работы. Его серийный выпуск планируется наладить в 2008 году. Реализация проекта позволит получить в перспективе такой отечественный двигатель, который станет лидером не только в странах СНГ, но и будет высоко оцениваться на международных рынках. Таким образом, в будущем костанайские моторы могут получить обширный сбыт на рынках как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Фактически государственные интересы в рамках всех описанных проектов имеют первостепенное значение. Что для современного Казахстана вообще – не совсем типичный случай. Работы "АгромашХолдинга" по восстановлению КДЗ ведутся в рамках президентской "Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003–2015 годы". Первый этап реконструкции финансируют "Банк Каспийский" и Банк развития Казахстана. Программу активно поддерживают местные органы власти, которые заинтересованы в скорейшей реанимации предприятия – ведь оно обеспечит региону тысячи рабочих мест и позволит решить множество других экономических задач. В частности, между ОАО "АгромашХолдинг" и Костанайским областным акиматом недавно был подписан меморандум о сотрудничестве. Его официальные цели – развитие и укрепление прямых связей агропромышленного комплекса области с производителями сельхозтехники, их долгосрочное взаимовыгодное экономическое сотрудничество, в целом поддержание потенциала сельскохозяйственной отрасли одного из крупнейших в Казахстане зерносеющих регионов. Роль проекта серьезна и в рамках Государственной агропродовольственной программы РК: по результатам экономических мониторингов сегодня ясно, что продукция Костанайского завода будет очень востребована среди отечественых фермеров. В целом реализация проекта дизельного производства, как уверены сегодня его авторы и вдохновители, позволит вывести и сельхозмашиностроение, и само сельское хозяйство Казахстана на качественно новый уровень. Тем более что в скором будущем наши аграрии получат принципиально новый, надежный и экономичный двигатель.

Костанайский пример в очередной раз подтвердил, что на экономическом поле СНГ сегодня есть смысл восстанавливать многие производственные связи. Объединения, подобные "АгромашХолдингу", объективно всегда будут более конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке, чем отдельные профильные предприятия. Вместе нам будет легче поднимать целые отрасли, которые незаслуженно пришли в упадок. Настала пора подумать об этом всерьез.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
С 29 сентября начал работать Жилстройсбербанк Казахстана 30.09.2003
Иностранные предприятия, создавшие в РК СП и передающие инновации, получат права на получение преференций со стороны государства 30.09.2003
Доллар и евро вступили в полосу неопределенности 30.09.2003
АТФБанк: планы и перспективы 27.09.2003
Состоялась встреча Алексея Миллера и первого вице-президента НК "КазМунайГаз" Тимура Кулибаева 27.09.2003
"Казатомпром" объявляет о начале реализации казахстанско-российско-киргизского СП "Заречное" по добыче урана в ЮКО 27.09.2003
В Шымкенте будут выпускать желтый фосфор и водку 27.09.2003
В Казахстане наблюдается пост объемов промышленного производства 26.09.2003
Проект бюджета - 2004 26.09.2003
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2003 года N 955 26.09.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz