Москва. 17 сентября. ИНТЕРФАКС-АНИ/Обозреватель Роман Симоненко
Новый всплеск танкерных перевозок, частично возникший по причине активной эксплуатации нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), накалил до предела ситуацию с пропускной способностью турецкого пролива Босфор.
При самой хорошей организации судоходства Босфор теоретически рассчитан пропустить не больше 70-80 млн. тонн нефти в год. Однако уже к 2007-2009 году объем транзитной нефти прогнозируется турецкими специалистами на уровне 120 млн. тонн. Дальнейшее развитие ситуации в таком варианте пугает не только экологов, твердящих о возможных авариях и разливах нефти. Теперь две турецкие компании обратились в соответствующие органы за разрешением на реализацию проектов, минующих Босфор и выходящих напрямую к Средиземному морю.
По свидетельству самой Турции - пролив, разделяющий Стамбул на европейскую и азиатскую части, уже давно не выдерживает нынешний режим нагрузки. Пока все старания турецкой стороны хоть как-то ограничить проход танкеров по проливу не увенчались успехом. В частности, всем судам, перевозящим нефть и нефтепродукты, запрещается прохождение проливов (Босфор и Дарданеллы) в темное время суток. Кроме того, размеры этих судов ограничены по длине: 200 метров на Босфоре и 250 метров - в Дарданелле. Постоянно ужесточаемые правила регулирования движения судов не останавливают нефтеперевозчиков. Вынужденные меры уже привели к огромным заторам в проливах: вместо 1-2 дней танкеры вынуждены проводить в очереди на проход через Босфор до 4-х суток.
В очередной попытке разгрузить турецкие проливы, министерство энергетики Турции рассмотрит сразу несколько новых проектов. По информации турецких СМИ, первый проект еще в июне разработала Thrace Development Company. Он предусматривает прокладку нефтепровода от населенного пункта Мидье на черноморском побережье в направлении северной части Эгейского моря. Второй проект подготовлен в июле компанией Ekoil Uluslararasi Petrol Sanayi ve Ticaret A.S., входящей в группу Ekinciler. По ее предложению, труба пройдет от турецкого порта Самсун до экспортных терминалов Джейхана.
Босфор остается пока единственным приемлемым транзитным пунктом для экспорта российской и казахской нефти с побережья Черного моря. Существующие проекты его обхода пока находятся в "вяло текущем" режиме и даже не вступили в начальный этап строительства. К тому же альтернативных проектов нефтепроводов не так и много: Баку-Тбилиси-Джейхан, Бургас-Александруполис и Одесса-Броды-Гданьск.
Ежегодно растущий экспорт российской и казахской нефти давно считается настоящим бедствием для турецких проливов. Только один порт Новороссийск, отгрузивший в минувшем году на экспорт 47,8 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, ежемесячно загружает более 40 танкеров. КТК с октября 2001 года пропустила через Турцию около 200 танкеров или 21,2 млн. тонн нефти. В этом году Казахстан по системе КТК планирует экспортировать 16 млн. тонн нефти (годом ранее 12 млн. тонн). Россия также не собирается снижать экспортные нефтепоставки в этом направлении.
Между тем Турция не может полностью ограничить проход танкеров по Босфору, поскольку обязана выполнять резолюцию ООН, разрешающую танкерам с казахстанской нефтью беспрепятственно проходить через турецкие морские проливы. В отношении России резолюция ООН не действует. |