oilcapital.ru, 19 сентября
Вопрос строительства подводного нефтепровода для транспортировки казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан на данном этапе не обсуждается. Хотя рассматриваются возможные варианты строительства. Один из таких вариантов - из Актау до российской границы, а другой - Актау-Баку. Об этом в середине сентября 2003г. сообщил журналистам заместитель министра энергетики Казахстана Ляззат Киинов.
По словам Л.Киинова, расчеты показывают, что перевозка нефти танкерами будет рентабельна в объемах до 20 млн тонн. После этой планки уже необходимо будет строительство трубопровода. Для транспортировки нефти будут использованы порт Актау, предполагается также использование терминала в порту Курык, в 76 км юго-восточнее Актау. Или же будет построен новый терминал - ближе к границе с Туркменистаном.
Напомним, что в начале сентября 2003г. в Баку прошел очередной раунд азербайджано-казахстанских переговорах о подключении Казахстана к основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (ОЭТ БТД). Обсуждались 2 варианта межправительственного соглашения.
По словам президента государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натика Алиева, в ходе очередного раунда переговоров между ГНКАР и "КазМунайГазом" был достигнут прогресс. На переговорах рассматривались вопросы соответствия законодательства Казахстана требованиям межправительственного соглашения для обеспечения благоприятных условий прокачки казахстанской нефти по БТД. Кроме того, темой переговоров был вопрос доступа компаний-экспортеров казахстанской нефти к соответствующей инфраструктуре 2 стран.
К бакинскому раунду переговоров был привлечен широкий круг экспертов ГНКАР, "КазМунайГаза", трубопроводного консорциума BTC Co (оператор по строительству и эксплуатации БТД), и компаний ENI, TotalFinaElf, ConocoPhilips и Inpex (все 4 компании - участники проектов по разработке нефтяных месторождений в Казахстане). В дальнейшем же предполагается создать узкую рабочую группу, которая интенсифицирует переговорный процесс. "Эта группа может встретиться уже в сентябре- октябре 2003г. На высшем же уровне очередной раунд планируется на конец октября. "К концу 2003г. мы предполагаем завершить подготовку межправительственного соглашения и передать его на рассмотрение правительств двух стран с последующим подписанием", - сказал Н.Алиев.
Следующим этапом переговоров между 2 странами станет подготовка транзитного соглашения между страной-обладательницей транзитной территории и инвесторами. "К транзитному соглашению могут быть привлечены не только 4 компании-акционеры BTC Co, участвующие в разработке нефтяных ресурсов Казахстана, но и другие. Именно они будут инвестировать средства в создание инфраструктуры (новые терминалы, порты и т.д.) для маршрута Актау-Баку, по которому будет перекачиваться казахстанская нефть в БТД. В частности, нужен новый терминал в Азербайджане для закачки казахстанской нефти в БТД", - сказал Н.Алиев. Он отметил, что после этого будут заключены коммерческие договоры между BTC Co и казахстанскими экспортерами нефти.
Глава ГНКАР сообщил, что, по заявлениям казахстанской стороны, прокачка нефти с восточного побережья Каспия по БТД может начаться в 2007-2010гг. "В любом случае 4 казахстанских акционера BTC Co имеют 15% в проекте трубопровода. Это значит, что при максимальной пропускной способности БТД в 1 млн барр. в сутки они могут прокачать 150 тыс. барр. своей нефти. До тех пор, пока они не поставят свою нефть в трубопровод, этими объемами будут пользоваться другие акционеры", - сказал Н.Алиев. Об этом сообщает Media-Press. |