"Хабар", 8 октября
Иностранные инвесторы работают на территории нашей страны уже 10 лет. Большинство проектов - в одной из самых прибыльных отраслей – недропользование. За эти годы известно немало случаев, когда казахстанские компании, теоретически способные продать иностранному инвестору свои товары или услуги, практически оказывались отрезанными от этой возможности. А то, что можно сделать в Казахстане, завозилось из-за рубежа. Первые попытки защитить отечественного товаропроизводителя стали предприниматься в 2000-м году с программой импортозамещения. Сегодня правительство Казахстана делает еще один решительный шаг. Созданное государством Контрактное агентство будет обладать всей информацией о новых проектах с иностранным участием, а значит знать, какие товары, оборудование или услуги понадобятся инвестору для реализации проекта. Одна из главных задач – вовремя донести нужную информацию до отечественных компаний.
Сергей Кан - 1-й вице-президент ЗАО "Казахстанское контрактное агентство":
- Мы будем помогать нашим компаниям. Грубо говоря, брать их за руку и вести в эти проекты, помогать получить эти работы.
Контрактное агентство планирует создать базу данных как отечественных товаропроизводителей, так и иностранных инвесторов. Объявления о тендерах на закупку товаров или услуг инвестором, его требования будут размещаться на электронной торговой площадке. Здесь же - приниматься заявки на участие. Одна из причин, почему инвесторы отказываются работать с местными товаропроизводителями - они не всегда готовы грамотно подготовить пакет документов. Контрактное агентство теперь будет помогать и в этом. Здесь убеждены, что выиграют все участники процесса. По словам руководства агентства, инвесторы не обладают полной информацией о том, на что способны казахстанские товаропроизводители, и вынуждены терять немало времени и средств, чтобы найти нужное. Даже эмблему нового агентства расшифровывают по-разному.
Нурлыбек Иманбаев, президент ЗАО "Казахстанское контрактное агентство":
- Если ее перевернуть, получится счастливое лицо. Наша задача в том, чтобы все трудные задачи решались, и были у всех счастливые лица.
Казахстан - не пионер подобной идеи. Аналогичные агентства есть в Малайзии, Венесуэле, Норвегии и Шотландии - там, где бурно развивался нефтяной бизнес. Они сумели добиться, чтобы подрядные работы на крупных проектах с иностранным участием выполняли в основном местные компании. |