Дина НУРСАПАРОВА, "Аграрный Казахстан", 17 октября
Как мы и прогнозировали, ценовую "эстафету", на которую первыми вышли поставщики ГСМ и в самый разгар уборочных работ повысившие цены на топливо, а затем в преддверии отопительного сезона подготовившие свои сюрпризы коммунальные службы, теперь же с завидной готовностью подхватили казахстанские хлебопеки. Судя по "рывкам" хлебных линий то вверх, то вниз, властям на местах все же удается вносить смягчающие коррективы. Пока – удается...
Сезонная традиция "выпускать пар" – отпуская цены, становится, чуть ли не нормой. И все мы втягиваемся в такую ситуацию как свидетели удивительной логики. Перекосы в ценовой политике, должной быть регулируемой, прежде всего, самим государством, время от времени отдаются на откуп отдельно взятых отраслей. Так, до сих пор никто не знает тайны, покрывшей мраком неведения рост цен на ГСМ в самый "подходящий" для этого момент. Никому, в первую очередь, рядовому сельхозтоваропроизводителю не стало легче оттого, что разборки по этому поводу устраивались на самом высоком уровне. Превентивные меры, конечно, последовали. Но вопрос: почему страна, успешно представляющая свои интересы на мировом нефтяном рынке, не может обеспечить дизтопливом отечественных земледельцев, заставляя метаться их по всей республике в поисках операторов доставки искомого, остался в очередной раз открытым. Причем, что ни год, то новые сюрпризы: нынешние ГСМ возросли в цене на 46% по сравнению с прошлогодней "ставкой", а большая часть регионов могла скачивать топливо только по нефтепроводу ТОО "Меридиан", дислоцировавшемся в Астане.
Теперь вот хлеб. На фоне успехов всей зерновой отрасли, своевременно и практически без потерь убравшей новый урожай, с чем и поздравил ее Глава государства, вызывает, по меньшей мере, непонимание ценовой "игры" производителей хлебного ассортимента. Сказался, конечно, психологический мотив, усугубивший тенденцию сезонного фактора. Коли в два и более раза выросла закупочная цена пшеницы, стало быть, и стоимость продукта, вырабатываемого из подорожавшего сырья, должна быть тоже выше. Что поделаешь, говорят производители, это рынок. Но рынок скорее "дикий", нежели подтверждающий прописную истину: цена любого товара зависит от соотношения спроса и предложения. Если спрос на товар превышает объем предложения, цены не должны стоять на месте. Но это условие никак не применимо к нынешнему ценообразованию на хлеб: граждане, даже самые социально незащищенные, далеки от того, чтобы закупать впрок буханки или сушки. Прилавки в хлебных магазинах и выносных лотках ломятся от ассортимента. О каких-то перебоях с хлебом и думать забыли. Спрос, как говорится, обычный и с предложением проблем нет.
На костанайских прилавках, как в общем-то, и на других в республике, формованный, например, хлеб подорожал на 2-3 тенге. Повышение цены отмечено и на иной хлебобулочный ряд. Тут же развернулся обычный сценарий: власти обратились к хлебопекам с просьбой разъяснить ситуацию. Производители оправдали свои действия затратами на якобы возросшие цены на муку, яйца, дрожжи и те же ГСМ. По их признанию, 2-3 тенге, накинутые на формованную буханку, особой прибылью не обернулись, лишь покрыли затраты по выпечке хлеба. Для рентабельного производства, убеждены хлебопеки, стоимость его должна быть еще выше. Стало быть, сезонные "рывки" цен – это только начало, неизвестны еще сюрпризы отечественного рынка, когда в тестомес будет засыпаться мука свежего помола (пока же хлеб печется из муки старого урожая, и повышения цен на нее не было), туда же "отправятся" подорожавшие масло, яйца и дрожжи.
Так что, иллюзии, подпитываемые волевым прессингом местных властей, видимо, неуместны. Подтверждением тому служит статистика: инфляция в сентябре составила 0,4%, стоимость же муки возросла на 2,2%, яиц – на 8,1%, масла животного – на 1,8%. Подорожали мясо и мясные продукты, молоко и его "ряд". И это, заметьте, при том, что по состоянию на 1 сентября, по сравнению с аналогичной датой прошлого года, во всех категориях хозяйств достигнут рост поголовья скота и птицы. Отмечено также увеличение во всех областях производства молока.
Но что значат все эти достижения, если за счет кошельков рядовых граждан пытаются поправить свои финансовые дела, заработать прибыль аутсайдеры казахстанской экономики – предприятия перерабатывающей отрасли? |