proua.com
Сколько копий было сломано, пока строили этот "многострадальный" нефтепровод! - кстати, изначально предназначенную не для казахстанской, а азербайджанской нефти. Так, во всяком случае, замышляли эту "бездумно построенную", по словам спецпредставителя президента России по Каспию Виктора Калюжного, трубу во времена бывшего Союза.
Но только вряд ли решение о ее строительстве (если вспомнить жесткость экономических решений того времени) принимали люди некомпетентные и далекие от экономики. Между тем, в Москве придерживаются мнения, что все дело в самой Украине. Мол, это она в свое время настаивала на развале Союза, она не желает по примеру соседней Белоруссии в очередной раз "навечно" отдаваться в объятия Москвы. Наконец, именно она, Украина, своей неуступчивостью не дает России, первой нефтедобывающей королеве СНГ, стать еще и нефтяным мостом между Европой и Азией.
Пропускная способность украинского нефтепровода, как известно, составляет 9-14,5 млн. тонн нефти в год, емкость резервуарного парка - 200 тысяч кубометров. Трубопровод в комплексе с глубоководным портовым терминалом Южный представляет собой часть относящегося к международному транспортному коридору ТРАСЕКА Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора "Одесса-Броды-Плоцк" (последняя часть этого триединого наименования носит пока условный характер). Что же касается потребителей, то таковыми задуманы (и должны стать после начала поставок Большой казахстанской нефти) НПЗ стран Восточной и Центральной Европы. Работа трубы будет рентабельной даже при загрузке ее до 5-6 млн. тонн нефти в год, а в принципе пропускная способность может быть увеличена до 40 млн. тонн.
Представители казахстанской компании "КазМунайГаз" в принципе выражают заинтересованность в транспортировке своей легкой нефти на запад и практически согласны с выводами международной аудиторской компании PriceWaterhouse Coopers, что для Украины западное направление трубопровода позволяет сохранить высокое качество легких казахстанских нефтей при транспортировке их на европейские НПЗ. На недавно состоявшейся в Алма-Ате нефтегазовой конференции "Казахстанский Нефтегаз-2003" один из весьма влиятельных руководителей "КазМунайГаза", крупнейший специалист в области нефтепроводных коммуникаций Каиргельды Кабылдин прямо назвал нефтепровод Одесса-Броды с продлением его до Гданьска "идеальным и весьма привлекательным для казахстанской стороны маршрутом, позволяющим сохранять при транспортировке высокое качество каспийской малосернистой нефти, не смешивая ее с тяжелыми российскими нефтями сорта urals.
Этот же вариант поддерживают США и ЕС. Еще в мае 2003 года в Брюсселе Украина, Польша и Еврокомиссия подписали совместную декларацию о поддержке европейского направления работы нефтепровода. При этом ЕС выделил грант в размере 2 млн евро на разработку проекта и технико-экономического обоснования достройки "трубы" до Плоцка.
Вместе с тем, последнее развитие событий в самой Украине обнаружило отсутствие единого видения будущего нефтепровода. Нынешнее руководство ОАО "Укртранснафта" лоббирует его реверсное использование. На этом настаивает российско-британская компания ТНК-ВР, выражающая готовность транспортировать ежегодно до 9 млн. тонн нефти опять же в Одессу.
И хотя украинскому бюджету нужны поступления от транзита, но Киев не может не учитывать, что Москва, стремясь заполнить нефтепровод сибирской нефтью и тем самым "вывести за скобки" украинского конкурента как раз в преддверии Большой Каспийской нефти. Это при том, что в экономическом отношении российской стороне такой шаг невыгоден: прокачка каждой тонны нефти в реверсном режиме обходится на $3 на тонну дороже, чем, например, по линии Дружба-Адрия или Приднепровским магистральным нефтепроводам.
Возможно, более определенная позиция президента Украины помогла бы решить судьбу трубы. Если на саммите ГУУАМ, проходившем в этом году в Ялте, Л.Кучма отводил важную роль ЕАНТК в энергетической политике объединения (что заведомо исключало использование трубопровода Одесса-Броды в реверсном режиме), то теперь его высказывания сторонники реверса истолковывают как официальную поддержку своей позиции (конечно, ГУУАМ сейчас на ладан дышит, но это уже другой вопрос).
В конце концов, по итогам тендера на оценку перспектив использования украинской трубы, ее судьбу будет определять американская компания Energy Solution, имеющая в Украине дочернее предприятие International Energy Solution. Время еще есть – до конца ноября компания должна вынести свой вердикт.
P.S. Как сообщило агентство УНИАН со ссылкой на посольство США в Украине, американская компания ChevronTexaco готова транспортировать по украинскому нефтепроводу до 14 миллионов тонн каспийской нефти в Европу. Об этом сообщила секретарь посольства Мишель Дастин ван Райн.
По ее словам, компания уже готова поставить по нефтепроводу от 7 до 10 млн тонн нефти и еще 4 миллиона - в ближайшие полгода. Секретарь американского посольства отметила, что контракт может быть подписан в ближайшее время, после урегулирования вопроса тарифов на транспортировку и при "единой позиции" "Укртранснафты".
Что ж, если есть поставщики нефти, остается форсировать переговоры с потенциальными покупателями в Польше, Словакии и Германии, чтобы перевести протоколы о намерениях в конкретные договоренности. Тогда "европейская версия" использования нефтепровода будет подтверждена документально и фактически. |