Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 7 ноября
Недавно в Алматы под патронатом ЕБРР прошла конференция, посвященная развитию телекоммуникационной отрасли в Центральноазиатском регионе. Ее открыл вице-премьер Сауат Мынбаев. На форуме обсуждались вопросы либерализации отрасли, о которой уже давно говорит Правительство. Опыт проведения аналогичных реформ в других стратегических сферах - энергетике, на транспорте - свидетельствует о необходимости поэтапной либерализации отрасли, которая в соответствии со Стратегией-2030 отнесена к одному из семи долгосрочных приоритетов, считает председатель Агентства РК по информатизации и связи Биржан КАНЕШЕВ. По окончании региональной дискуссии он дал интервью корреспонденту "Казахстанской правды".
- Биржан Бисекенович, на конференции вы говорили о необходимости учета внешних и внутренних факторов при проведении реформ в отрасли. О чем идет речь?
- Если говорить о внутренних факторах, то "Казахтелеком" скоро перестанет быть естественной монополией, но останется доминирующим участником на рынке телекоммуникаций. Соответственно изменятся и принципы регулирования деятельности национального оператора связи. Помимо этого, произойдет выравнивание тарифов для разных категорий пользователей, будет осуществляться поддержка государством общедоступных услуг.
Внешние факторы - это требования ВТО. В частности, по вопросам развития конкуренции и, соответственно, объемов услуг связи, предоставляемых пользователям, и особенно населению, доступа на рынок зарубежных операторов связи, приватизации доминирующего на рынке (национального) оператора. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны иметь четкую формулировку своих обязательств по либерализации рынков.
С учетом этих требований в отраслевой программе, утвержденной постановлением Правительства от 18 февраля 2003 года № 168, определены основные направления развития отрасли телекоммуникаций на среднесрочный период.
- Давайте остановимся на принципиальных позициях этого документа.
- В рамках программы предполагается поэтапная либерализация рынка телекоммуникационных услуг и создание конкурентной среды для вхождения на рынок новых операторов. Но на практике не все так однозначно. Есть сферы, которые и сейчас не вызывают особого энтузиазма у частных операторов связи. По разным причинам, в том числе и из-за недостаточности нормативной базы, регулирующей взаимоотношения операторов связи, ОАО "Казахтелеком" - единственный оператор, занимающийся развитием сетей и предоставляющий услуги на селе. Строительство и эксплуатация осуществляются только за счет собственных средств ОАО "Казахтелеком". На территории республики из 7 660 сельских населенных пунктов до сих пор не телефонизировано 1 840, из них 799 отнесены к депрессивным.
Работы в сельской глубинке сейчас ведутся по двум направлениям: модернизация существующих сетей связи и телефонизация населенных пунктов. Национальный оператор максимально использует здесь быстроразворачиваемые радиосистемы - радиоудлинители и станции спутниковой сети связи для сельских и труднодоступных районов по технологии DAMA, в которую в настоящее время включено 258 станций. Такие инвестиции и такие программы трудноокупаемые. Их сложно осуществить без государственной поддержки. Поэтому в ходе либерализации рынка телекоммуникаций должны быть созданы условия для устранения непрозрачного кросс-субсидирования, экономические стимулы развития конкуренции в каждом его секторе.
- Какие еще шаги предполагается предпринять в рамках либерализации отрасли телекоммуникаций?
- Во-первых, будет отменено эксклюзивное право ОАО "Казахтелеком" на предоставление услуг междугородной и международной связи на сети телекоммуникаций общего пользования. Проведена компенсация досрочной утраты этого права компанией, предоставленного ей постановлением Правительства до 2011 года. Планируется провести ребалансирование тарифов и довести их до уровня обеспечения нормальной рентабельности на все услуги, кроме тех, что отнесены государством к пакету общедоступных услуг. Однако для физических лиц на селе уровень абонентской платы останется без изменения - 250 тенге. Планируется также запустить механизмы сбора средств в республиканский бюджет для финансирования универсальных услуг и их выплаты. В первом квартале 2004 года будет решен вопрос по выбору новых операторов междугородной, международной связи с возложением на них определенных обязательств.
- Операторов связи, которые придут работать на сельский рынок, ожидают реальные стимулы?
- Предусмотрен механизм государственного субсидирования операторов для покрытия их убытков плюс нормативный уровень прибыли (предположительно 18 процентов). В соответствии с Программой развития отрасли телекоммуникаций для финансирования универсального доступа в ходе либерализации рынка телекоммуникаций планируется перейти от внутреннего перекрестного субсидирования к созданию общенационального механизма солидарного участия всех операторов и государства. Эту задачу предполагается решить за счет распределения финансовой нагрузки между всеми участниками телекоммуникационного рынка. Операторы универсальных услуг связи будут выбираться в каждом регионе на конкурсной основе. К ним будут предъявляться соответствующие требования. Финансирование универсального доступа предполагается осуществить за счет отчислений операторов. В этих целях уже разработан большой пакет основных нормативных правовых актов. В частности, законопроекты "О связи" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам связи". Сейчас эти документы находятся в Мажилисе Парламента.
Разрабатываются и будут утверждены правила раздельного учета затрат по видам услуг телекоммуникаций. В соответствии с ними будет введен раздельный учет услуг телекоммуникаций операторами связи и определен срок, необходимый для его ввода. Завершается разработка новых версий правил присоединения сетей телекоммуникаций, включая порядок предоставления сетевых ресурсов при совместном оказании услуг операторами связи, взаиморасчеты между ними, а также правила оказания услуг связи. Так что работы у созданного Агентства по информатизации и связи непочатый край. |