ukroil.com.ua, 14 ноября
Турция считает нереальным увеличение объемов транспортировки нефти через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы соединяющие Черное и Средиземное моря (длина проливов - 325 км).
Как отмечается в письме заместителя Посла Турции в Украине Джереми Язган Этиз на запрос агентства, за последние пять лет количество танкеров с нефтью проходящих через Босфор возрос на 75% до 7,427 тыс. судов в минувшем году. За этот же период объем перевозок нефти и других опасных грузов увеличился почти в 2 раза до 123 млн. тонн.
"Ситуация с Дарданеллами еще хуже", отметили в посольстве, добавив, что эти цифры объясняют текущие задержки с прохождением судов по протокам.
Д. Язган Этиз также сообщила, что большое количество судов проходящих проливом "существенно" увеличивают возможность экологических катастроф. "Насыщенное движение судов и связанные с этим риски несут серьезную угрозу экологической безопасности Стамбула и для его 10 млн. жителей", подчеркнула она, добавив, что в случае аварий танкеров Турция может запретить судоходство в канале. "Столкновение судов или экологическая катастрофа приведет к закрытию проливов на неопределенное время", отмечается в письме.
Зам Посла заметила, что Босфор и Дарданеллы - одни из самых загруженных проливов в мире. "Очень узкие и извилистые проливы очень похожи на реки. Турецкие проливы самые загруженные, опасные и сложные для судоходства в мире", говориться в письме.
Она подчеркнула, что на сегодня они предельно загружены и дальнейшее увеличение объемов транзита невозможно. "Транзит дополнительных объемов нефти через Черное море нереально ни с экономической, ни экологической точек зрения", резюмирует заместитель Посла.
Российско-британская компания ТНК-ВР предлагает Украине ежегодно транспортировать по трубопроводу "Одесса-Броды" в реверсном режиме 9 млн. тонн нефти. Нефть из Одессы планируется поставлять танкерами морем в Европу.
Украинский нефтепровод построен в 2001 г. для поставок каспийской нефти в Европу из Одессы в Броды и далее через трубопровод "Дружба" в Европу. В перспективе планируется также построить ветку из Брод до польского города Плоцк и создать на их базе евроазийский нефтетранспортный коридор для поставок каспийской нефти на европейские НПЗ. Длина трубопровода составляет 674 км. Начальная мощность 9 млн. тонн нефти в год, которую можно увеличить до 40 млн.
Окончательно решение о направлении трубопровода примет Правительство Украины 15 января 2004 г. |